Трассировка по районам
О проекте М-12 многим стало известно лишь недавно. Никаких публичных слушаний не проводилось. Все это вызвало вызвало возмущение жителей, узнавших о стройке, которая серьезно изменит их привычный уклад жизни.
В администрации по поводу М-12 создана рабочая группа во главе с Александром Байером. И вот прошло первое важное совещание в формате «круглого стола».
Байер сразу предоставил слово проектировщикам, к которым и у него было немало вопросов.
Директор департамента проектирования ГК «Автодор» Александр Черкасов напомнил, что будущая М-12 станет участком международного транспортного маршрута «Европа - Западный Китай».
Участок по Владимирской области длиной более 200 км затронет 5 районов: Петушинский, Собинский, Судогодский, Селивановский, Муром и выйдет через Оку в Нижегородскую область.
Черкасов представил проектировщиков, отметив их опыт: маршрут трассы до Лакинска будет разрабатывать компания «ГорКапСтрой», а от Лакинска до Мурома - институт «Стройпроект». Пока идет только предпроектная работа. Проектная документация будет разработана в будущем году. Ну а в 2024-2025 годах поставлена задача завершить строительство дороги по Владимирской области.
Главный инженер проекта ООО «ГорКапСтрой» Игорь Фельдшеров рассказал о том, как намечена трасса через Петушинский и часть Собинского района. Проектировщики активно взаимодействуют с местными властями.
У администрации Петушинского района есть, правда, вопросы к тому, как планируется дорога, затрагивающая поселок Городищи. Петушинцы настаивают и на строительстве развязки для съезда со скоростной автострады в их районе. Это нужно и шоколадной фабрике. Ориентировочная стоимость такого элемента дороги — около 1 млрд.рублей.
По Собинскому району прохождение дороги местные власти и проектировщики уже совместно продумали, возмущения жителей не наблюдается, что подтвердил глава администрации района Александр Разов.
Это касается и будущего участка дороги от Лакинска до Судогодского района, который входит в зону ответственности института «Стройпроект». Его представлял заместитель руководителя проекта Александр Каширин.
Зачем трассу «втискивать» ?
Самым сложным, спорным и возмутительным для жителей оказался участок трассировки М-12 по Судогодскому району.
Александр Каширин сказал, что трассу на этом участке пришлось «втиснуть» между деревней Гридино, особо охраняемыми природными территориями и ЗАТО город Радужный.
Это слово «втиснуть» задело многих участников совещания. Зачем «втискивать»? Неужели нет другого варианта?
- Главный проблемный узел - деревня Гридино, - признал Александр Байер.
Именно в этой деревне, по мысли проектировщиков, придется отдать для дороги минимум 7 участков строений и 18 земельных участков. А в 100-метровой охранной зоне вдоль М-12 - еще больше участков. Не говоря уже о 200 метровой зоне вдоль шоссе, где в нужных местах строители должны будут возвести шумозащитные экраны. При этом местность будет разрезана дорогой. Под угрозой и сельская школа в Гридине. Правда, проектировщики обещают школу дорогой не задевать, но сомнения у инициативной группы жителей остаются. Депутат ЗС Лариса Емельянова предупредила разработчиков проекта о том, какие сложные и болотистые почвы у Радужного.
Разошлись во мнениях проектировщики и с администрацией Судогодского района. После совещания в Судогде разработчики проекта посчитали, что трассировка через Гридино согласована муниципалитетом. А вот глава администрации Судогодского района Александр Смирнов заявил, что согласия не было. Значит, будет еще обсуждение.
Серьезные вопросы возникли к проектировщикам и у Александра Байера. Например, почему было не спланировать трассу южнее Радужного, в лесистой местности?
Александр Каширин объяснил, что там особо охраняемые природные территории, и по опыту известно, что стройка может вызвать протесты защитников природы и длительную экологическую экспертизу. Поэтому и решили пойти скоростной трассой по деревням.
Всем, дескать, не угодишь. (Поэтому, кстати, и публичные слушания по федеральным проектам не проводятся. Всегда кто-то недоволен.)
Южнее или севернее Радужного?
Байер считает, что границы ООПТ — не догма, их изменение и экологическая экспертиза могут и не затянуть стройку, как опасаются авторы проекта.
Вообще, Байер, по его словам, сторонник того, чтобы трасса прошла гораздо южнее Радужного и улучшила инфраструктуру тамошних «забытых» территорий.
А среди инициативных жителей на совещании оказался Владимир Сахаров, который предложил свой альтернативный вариант трассировки М-12 — гораздо южнее, по территории Гусь-Хрустального района. Сахаров уже прорисовал это маршрут на карте, и прямо на совещании показал Байеру и проектировщикам. Этот вариант решено изучить.
Лариса Емельянова спросила:
- Можно ли еще пересмотреть трассировку автодороги?
Байер сказал, что да, и обещал информировать инициативную группу о том, как пойдет обсуждение разных вариантов у специалистов.
Правда, есть еще вариант, о котором сказал президент региональной ТПП Иван Аксенов. Со ссылкой на мнения руководителей многих предприятий Аксенов убежден, что надо, наоборот, направить дорогу М-12 севернее Владимира, чтобы она прошла близ Суздаля и Коврова. Это помогло бы усилить более развитую экономику, привлечь еще туристов.
Но Байер сказал, что он противник этого северного варианта, что совсем забросить южные районы области, пусть и малонаселенные, — это не правильно.
- Надо, чтобы инфраструктура региона развивалась сбалансированно, - уверен Александр Байер.
Пошли далее отслеживать трассу по районам. По Селивановскому трасса особых вопросов не вызывает, проходя, в основном, по лесным участкам. А в Муромском районе - пока не известно, по какому варианту пройдет М-12 через Ковардицкое поселение.
Байер спросил, где М-12 пересечет Оку. Проектировщики планируют еще один мост севернее Муромского.
Денежный вопрос
Не раз возникал «монетарный» вопрос о сумме компенсаций в случаях, когда придется отдавать под стройку свои дома и земли.
Взялся отвечать Александр Черкасов из «Автодора». Но и он точных сумм на этом этапе не назвал. По словам специалиста, сначала должно пройти еще межевание по проекту. Когда все станет ясно с площадями изымаемых земель, будут считать стоимость построек и участков, исходя из их рыночной стоимости, по методике, предусмотренной законом. Но до этих расчетов Черкасов посоветовал собственникам всю недвижимость оформить по закону, землю поставить на кадастровый учет и т. д.
Новый «Шелковый путь»
Алкександр Байер сказал в завершение, что встреча не последняя, обсуждение трассы будет продолжаться. Александр Черкасов предложил оперативно контактировать в режиме видеоконфренций. На том пока и порешили.
Итак, очевидно, что администрация области и муниципалитеты продолжат работу с проектировщиками, и корректировка трассы вполне возможна.
Ну а сомнений в том, что М-12 Владимирской области необходима, у Байера нет. Он видит большой позитив и большую ответственность для региона в том, что международная скоростная автотрасса из Западной Европы в Китай пройдет по Владимирской области.
Врио вице-губернатора сравнил будущую международную автодорогу с Великим шелковым путем, по маршруту которого когда-то развивались города и целые государства.
Ранее мы сообщали: Опубликована предварительная схема платного автобана