Цель у реформаторов, как всегда, благая: помочь развитию отечественной интернет-торговли, которая работает в российской юрисдикции и часто несёт большую налоговую нагрузку, чем их, например, китайские конкуренты. А что выиграет от новшеств рядовой онлайн-шопер? Или, как опасаются многие, проиграет?
Лимиты меньше, посылок больше
Изменение лимитов беспошлинного ввоза грядет в отношении товаров, которые нам доставляют из-за рубежа почтой (кстати, Почта России доставляет 80% всех зарубежных заказов россиян) или перевозчиком. Это касается в том числе всё более популярных покупок в зарубежных интернет-магазинах.
По факту всё не так плохо, как кажется скептикам. Хотя заказать без пошлин более или менее брендовую сумочку или дорогое платье уже не получится – их ценники стартуют примерно от 400 евро. Однако если раньше 500 евро – это был порог трат на одного человека в течение месяца (с ограничением по весу в 31 кг), то теперь любой из нас может без пошлин отовариваться сколько угодно раз – ограничение в 200 евро будет касаться конкретной посылки. В общем, как в старой юморине: «Те вчера были очень большие, но по пять. А сегодня маленькие, но по два».
Есть и ещё один «ништяк»: с 1 января 2020 года снижается сам размер пошлины за превышение порога ввоза. Было 30% от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг в части превышения стоимостной или весовой нормы. А станет 15% от стоимости посылки в части превышения, но не менее 2 евро за 1 кг «перевеса» (норма прежняя – 31 кг).
На тех, кто предпочитает отовариваться по старинке, непосредственно в магазине, новшества не распространяются. Нормы беспошлинного ввоза товаров для личных целей самолётом не меняются - стоимость не более 10 тысяч евро и (или) вес не выше 50 кг. Как и лимиты беспошлинного ввоза товаров на авто, поезде или «пешим ходом» - 500 евро, 25 кг.
В оправдание новых норм заметим: ни одному государству не нравится рост потока денег за рубеж, когда средства могли бы работать на местную экономику.
Манок - низкая цена
По статистике, интернет-шоперов среди нас пока не более четверти: лишь около 30-31 млн россиян хотя бы раз что-то купили в интернете в прошлом году.
Кого-то до сих пор сдерживает недоверие к работе онлайн-сервисов и нежелание «светить в интернете» свои банковские карты. Тем не менее в эту армию онлайн-шоперов уже стали вступать люди, которые в принципе не любят покупки в Сети, потому что не могут их «потрогать» до оплаты. Но для них тоже есть «окно»: практически все мировые бренды торгуют онлайн со своих официальных страниц, и если вы уже покупали, например, угги или свитер определённого бренда, а теперь хотите новые такие же, сюрпризов при покупке с ресурса этого бренда для вас не будет.
Впрочем, около четверти всех российских покупок в зарубежных интернет-магазинах приходится на старый-добрый Aliexpress, а никак не на магазины модных домов – завсегдатаев парижской или нью-йоркской Недель мод. И пусть весь дзен завален историями об обманутых реальностью ожиданиях от покупок на китайском маркете, Ali берёт масштабом ассортимента и копеечными ценами, что для наших людей часто - самое главное. Из упомянутых 30 млн человек львиная доля (20 млн) закупались именно на Ali. Любопытно, что китайские онлайн-шоперы, по данным journal.tinkoff.ru, больше любят совсем другие площадки - «Каола», «Таобао» и «Джей-ди».
Наши люди покупают в интернете одежду и обувь, бытовую технику, косметику, игрушки, гаджеты и билеты на транспорт. Кстати, желание сэкономить явно основной манок - по данным Яндекс.Маркета и компании GfK, больше 70% товаров/услуг приобретается со скидками или по акциям.
112 проверенных посылок
Во Владимирской таможне данных о количестве местных онлайн-шоперов нет: ведомство не проверяет тотально все посылки из-за рубежа. Есть выборочный контроль в местах международного почтового обмена, откуда вызывающие сомнения посылки отправляют на посты региона получателя. И только в случае превышения веса или стоимости ему начисляют пошлину.
В прошлом году на владимирских постах так проверили 112 посылок (вместе с ивановскими - 188). Объёмы взысканных пошлин по обоим регионам, которые курирует наша таможня, — больше 400 тысяч рублей. На пошлины обычно «попадают» заказчики комплектующих для компьютерной техники. Но даже после этого стоимость деталей оказывается ниже, чем на отечественном рынке... Эксперты считают, что народ готовится к новогодним ограничениям, закупаясь впрок: не случайно в этом году количество посылок из-за рубежа выросло в 2-2,5 раза.
Если взять традиционно используемую аналитиками однопроцентную долю Владимирской области в экономике страны, то получится, что в нашем регионе в интернет-магазинах отовариваются около 300 тысяч человек. Прогресс! Хотя до столичных темпов (треть всех заказов, по данным GfK и «Яндекс-маркета», делают москвичи и петербуржцы) владимирцам далеко. При этом женщины, как и в реале, отовариваются активнее мужчин (55% против 45%). Они же чаще делают спонтанные покупки.
С оправданным недоверием к незнакомым ресурсам наш народ борется мониторингом отзывов об интернет-продавцах в соцсетях, а две трети, по данным того же journal.tinkoff.ru, предпочитают платить за покупку в момент доставки.
Кстати, даже в новые лимиты в 200 евро большинство пользователей всё-таки укладывается. Как сообщает исследовательский холдинг «Ромир», средняя сумма заказа отечественных интернет-покупателей — 9,1 тысячи рублей.
Читайте также: Во Владимире может появиться дата-центр крупного интернет-магазина