Несахарная жизнь
Симонцево - деревня вообще во многом обделенная, говорят, вздыхая, селяне. Вроде бы не глухомань, а жить здесь трудно...
Трасса М7 "Москва - Нижний Новгород" режет деревню надвое. От большой дороги местным - только повышенная опасность, испорченная экология и никаких плюсов.
Существовал когда-то в Симонцеве магазин, но товар там отпускался по ценам, не рассчитанным на крестьянский кошелек. В итоге магазин закрылся - транзитчики не оправдали коммерческих надежд владельца торговой точки. Теперь, чтобы «затариться», надо ждать автолавку либо самим ехать в Сарыево, добавив в расходную часть семейного бюджета еще 40 «автобусных» рублей.
Газа в Симонцеве нет. Даром, что газопровод рядом, а газораспределительная станция - на соседнем поле. Но домов «голубое топливо» пока не дошло. Невыгодно, видимо, газифицировать эту небогатую деревню.
Сейчас в Симонцеве живут 169 человек. Из объектов соцкультбыта - детский садик и ФАП. ФАП тоже топят дровами.
- Хорошо, что пять лет назад нам воду провели. Ведра теперь таскать не надо, - говорит фельдшер Татьяна Жигалова, подкидывая в огонь полешки.
Словом, жизнь в Симонцеве и так не сахарная, а тут новая напасть привалила - 22 ноября начался пожар на мусорной свалке, расположенной неподалеку. По данным МЧС, огонь охватил 1,2 га.
Мусорный ветер
- В самом начале, когда только загорелось, у нас прямо синева по низу стояла, очень сильно пахло горелыми проводами, - рассказывает фельдшер Жигалова. - Конечно, люди волновались, все понимают, что для здоровья это вредно. В субботу ходила на вызов - у женщины кашель сильный, она задыхаться стала. И на людей с давлением такая атмосфера действует. Хорошо, что больных с бронхиальной астмой у нас нет. Был один ребенок, но еще летом переехал в другое место.
Впрочем, и дети без диагноза от дыма с помойки здоровее не стали.
- Прогулки пришлось сократить. Гуляли по 15 минут, а то и вовсе не гуляли, если запах был, - свидетельствует воспитатель детского сада Людмила Антипова. - Девочка у меня одна в группе - ребенок здоровый, крепкий, никогда ни на что не жаловалось, а тут у нее два дня болела голова. Как раз когда самое сильное задымление было. Мы понимаем, чем дышим. Я сама в Сарыеве живу, это в четырех километрах отсюда, так даже там запах чувствовался.
Роспотребнадзор провел анализ проб воздуха в населенных пунктах, находящихся недалеко от загоревшейся свалки. Превышения предельно допустимых значений вредных веществ не обнаружено. Но обеспокоенные граждане звонили и писали во все инстанции — вплоть до администрации президента.
Уж мы ее тушили, тушили...
Тушить пожар на свалке начали и без этих обращений. Только справиться с огнем всё не получалось. Мусор горел не снаружи, а внутри - как торфяник. И как при торфяном пожаре обнаружить очаг возгорания архитрудно...
- Сначала собственник пытался тушить своими силами, - объяснил заместитель главы администрации Вязниковского района Павел Мокров. - Буквально сразу же мы ему на помощь муниципальную пожарную охрану отправили, потом и третий отряд Федеральной пожарной службы на помощь пришел. Всего работали три пожарные машины, экскаватор, бульдозер. Но воды не хватало. МЧС помогли - прислали 30-кубовую машину.
Когда в понедельник, 2 декабря, мы приехали в район, над мусорной горой еще вился дымок. Пожарные продолжали заливать последние очаги возгорания. Вот-вот все будет потушено. Однако гарантии, что ЧП больше не повторится, никто не давал.
Неизвестны и причины возгорания. В неофициальных беседах и пожарные, и собственник не исключают возможность поджога. А местные так и вовсе эту версию считают чуть ли не основной: «Может, кто шел да и окурок бросил?!» Но, похоже, официально будет объявлено о самовозгорании мусора из-за нарушений складирования, повлекших процессы гниения отходов и образование горючих газов. Тем более что нарушения налицо.
Инвестиции в неопределенность
Никакой свалки на этом месте не должно быть вообще. Участок выделялся ООО «Экотех» под сборный пункт и мусоросортировку, а не под полигон. И за образовавшуюся свалку владельца компании уже привлекали к административной ответственности. Районная администрация, МЧС и прокуратура выдавали предписания убрать накопившийся мусор.
Правильно? Правильно! Только вот предписания выдать легче, чем вникнуть в проблему и создать правильную систему обращения с ТКО, в которой не найдется места экологическому нигилизму и его печальным последствиям.
В 2015 году, рассказывает руководитель ООО «Экотех» Михаил Вительс, к нему обратился гендиректор созданного при Корпорации развития Владимирской области «Регионального системного оператора» Александр Катков и предложил организовать мусоросортировку в Вязниковском районе. До этого Вительс занимался строительным бизнесом.
- Если говорить откровенно, сбор и переработка ТКО - «маржовый» бизнес. На стройке процентов 5-10 прибыли заработаешь и замечательно, а здесь при хорошей организации прибыль будет выше. Если, конечно, палки в колеса вставлять не будут, - признался бизнесмен.
Сортировка должна была стать частью новой схемы обращения с отходами в регионе. Проект выглядел надежным и перспективным, ведь он продвигался властями региона.
- Первую очередь построили. Но к работе на полную мощность готовы еще не были. И тут Роспотребнадзор закрывает переполненную свалку в Лихой Пожне, - рассказывает Вительс. - Мне сказали: ты же построил сортировку, принимай мусор, там всего-то пять машин с Вязников. Поначалу у нас и правда больших объемов не было. Мы успевали сортировать мусор и увозили его на Марьинку. Но объемы росли. Начали принимать мусор из Гороховца - под будущую сортировку. Все это время меня «обнадеживали»: потерпи немного, придет новый региональный оператор, он тебе поможет. Да и не хотел я закрывать бизнес, распустить коллектив.
Но оператор не появился ни в 2016 году, ни в 2017-м, и даже в конце 2019 года зона № 2, в которую входит Вязниковский район, остается без регионального оператора.
- В 2016-м прекратил работать системный оператор, - продолжает Михаил Юрьевич. - Возникла дилемма: всё здесь бросить или... Принял решение, что объект нужен, я его оставляю и начинаю работать один. В 2017 году были закрыты сортировки в Гусь-Хрустальном и Тереховицах. Все это принадлежало той же команде, работавшей с региональным системным оператором. Я с ними договорился, собрал все оборудование, свез сюда.
Вительс, вложивший 9 млн рублей в строительство и взявший на 30 млн рублей оборудования, посчитал, что будущее все равно за сортировкой мусора. Поэтому «исход» из мусорного бизнеса предыдущей команды и смена куратора отрасли его не насторожили. Он рассчитывал смонтировать оборудование, увеличить мощности переработки до 50 тысяч тонн в год и расплатиться за взятую в лизинг технику.
Кто виноват?
Но расчет не оправдался. А тут еще и законодательство изменилось - для сортировки мусора потребовалась лицензия. В 2017 году ООО «Экотех» подает документы на получение лицензии и не получает ее. А без лицензии работать предприятие не имеет права. Вот и лежит дорогостоящая техника в разобранном виде под открытым небом.
- Роспотребнадзор в 2017 году отказал мне в выдаче лицензии. Сказали: сначала убери горы. А потом получай лицензию на сортировку. А как их убрать без сортировки? Мы же цель ставили денег на сортировке заработать. Сейчас мусор берем только на транспортирование. Но за три года в подвешенном состоянии я накопил вот эти вот «художества», - показывает на гору мусора гендиректор ООО «Экотех». - Я бы уже в 2017 году все рассортировал и вывез. Замкнутый круг получается. Без лицензии работать я не могу, не могу рассортировать и увезти мусор. Какой бы оператор ни пришел, ему все равно строить сортировки придется. А тут уже все есть. Дайте только работать! Если бы оборудование работало, не было бы этой свалки!
Вительс обратиться за помощью к компании, которая претендовала на статус регоператора по зоне № 2. Соискатели тоже посоветовали не бросать объект, который нужен сразу для двух районов. Обещали помочь ресурсами, достройкой, вывозом на полигон, если выиграют конкурс. Но на сегодняшний день по второй зоне оператора пока так и не определили.
- Я не снимаю с себя вины! Да накопил, да, нет здесь газоотвода и пересыпки, потому что и я сам не рассчитывал, что мусор задержится. Это не полигон. Мусоросортировочная станция не предназначена для постоянного хранения. Но как так получается, что сначала тебя заманивают в этот бизнес, говорят, что области нужна сортировка мусора, а потом работать не дают. Если нужны сортировки, то почему же уже две сортировки закрылись? - недоумевает предприниматель.
Надежда на реформу
Самое интересное, что несмотря на ЧП, конфликта между районными властями, жителями и руководством ООО «Экотех» нет. Люди требовали ликвидации пожара, что и понятно, а администрация района — ликвидировать свалку и работать в соответствии с разрешенным видом деятельности.
- Предприятие открывалось как станция сортировки и перегрузки мусора. Идея хорошая была, но на этом этапе не получилось, - констатировал Мокров. - Но до пожара жалоб от населения на их работу нам не поступало. Как только определится регоператор по нашей зоне, будем с ним встречаться, и по вопросам вывоза мусора из Вязниковского района, и по этой станции.
А жители, хоть и пострадали от пожара на свалке, говорят, что против сортировки мусора ничего не имеют. Понимают: дело нужное. Только организована она должна быть таким образом, чтобы больше никому не пришлось задыхаться от дыма.
- У нас договор на вывоз мусора заключен. Но вывоз так и не отлажен. Даже контейнеров не поставили. А ведь живем рядом со свалкой, - посетовала одна из жительниц Симонцеве. - Получается, мы со всех сторон оказались «невыгодными» - и для газовиков, и для торговцев, и для мусорщиков. Не будь этого пожара, кто бы о нас вспомнил?
Читайте также: Во Владимире незаконно сжигают отходы