Общественники – члены инициативной группы из Судогодского района и ЗАТО Радужный – встретили новый проект аплодисментами. Один из них, житель деревни Малахово Судогодского района, протестуя против первоначальной трассировки, заявил даже, что «люди ее не допустят и будут под трактора ложиться».
Впрочем, понять, чем пятый проект лучше прежних четырех, сразу было трудно. По словам инженера Алексея Терехова, который представил его как частное лицо (хотя он работает ведущим научным сотрудником ВНИИ экологии Минприроды РФ), обход Радужного с юга (этот альтернативный проект был предложен ранее членами инициативной группы и пока не прошел и, скорее всего, не пройдет согласования в Минпромторге) ничего хорошего не принесет для сохранения уникальной флоры и фауны. Но Терехов отодвигает дорогу подальше от Радужного к северу, т. е. поближе к Владимиру. Разработчики первоначального проекта отдали должное смелому замыслу инженера, но сказали, что его следует изучить.
Председательствующий на совещании и. о. заместителя губернатора Александр Байер предложил рассматривать новую трассировку как один из возможных вариантов прохождения трассы.
По ходу совещания выяснилось, что в густонаселенной Московской области, в более удаленной от столицы Нижегородской, не говоря уже о Чувашии и Татарстане, особых проблем с дорогой нет. А во Владимирской области есть. Камнем преткновения стал Судогодский район. Мимо него дорога пройти не может. Но именно в Судогодском районе очень много несогласных. Глава администрации района Александр Смирнов сказал, что в первоначальном виде проект не согласует.
Общественники взывали к проектировщикам: хотели бы они, чтобы их (проектировщиков) отцы и матери вместо чистых прудов, лесов и рек видели под окнами ревущую и зловонную автотрассу? Всем было понятно, что и врагу этого не пожелаешь. Но трассу строить все равно нужно. Правительство уже утвердило список муниципалитетов, через которые пройдет трасса на Казань, сказал главный инженер Московского филиала АО «Институт Стройпроект» Александр Крайник. Этот институт и проектирует трассу. А Александр Крайник представлял проектировщиков на совещании.
Александр Байер заверил, что все предложения будут приняты во внимание, но, как бы то ни было, развивать транспортную инфраструктуру России нужно. Александр Крайник рассказал, что проектировщики делают все, что в их силах, и уже начали рассматривать вариант строительства дороги без сноса домов. Но тогда придется отодвигать ЛЭП. А общественники сказали, что хуже всего будет не тем, чьи дома снесут, а тем, кто останется жить рядом с автобаном.
Общественник и журналист Дмитрий Артюх заявил, что члены инициативной группы могут отправить письмо новому премьеру России от жителей Владимирской области, в котором укажут на ошибку прежнего правительства РФ. Похоже он был готов поставить крест на М12. А депутат Законодательного собрания Владимирской области Иван Алтухов порекомендовал решать вопрос на референдуме. Который можно провести вместе с референдумом по поправкам к Конституции. Дело стало принимать серьезный оборот. Но не приняло.
Сошлись на том, что к рабочей группе, которая согласовывает проект во Владимирской области, присоединится еще и экспертный совет, в который войдут авторитетные общественники и «транспортники, экологи, законодатели». Все вместе они и придут к консенсусу. Пока ясно одно: как пройдет дорога М12 до Лакинска уже понятно – по ранее предложенной и немного скорректированной схеме. А вот как дальше – еще не совсем.
Когда совещание подошло к концу, члены инициативной группы выстроились в цепочку. На всех были белые футболки. На футболках был красный круг. А внутри круга было написано: «М12. Мы не отступим». Впрочем, отступать было некуда. В зале уже гасили свет.
Ранее мы сообщали: Трассировка скоростной автодороги М-12 продолжает обсуждаться