В театре был аншлаг. Знакомые рассказали, что в последний момент им удалось купить последние два билета. Они оказались на первом ряду и им повезло. Спектакль надо смотреть именно с первых рядов крупным планом. Какие бывают в кино. Иначе ирония не столь легко уловима.
Среди зрителей был губернатор Владимир Сипягин, депутаты Законодательного собрания, главы муниципалитетов. Все они, конечно, смотрели культовый фильм Милоша Формана 1975 года, который вышел в российский прокат только в 1988 году, в эпоху перестройки. И всем было интересно, как поставили пьесу во Владимире. Ведь сама инсценировка Дэйла Вассермана (1963 года) – она вышла на мировых подмостках еще до фильма Формана – особого успеха не имела.
Владимир Лаптев, разумеется, понимал, что поставить Вассермана в «оригинале» – задача сложнейшая, а потому сделал облегченный, так сказать адаптированный вариант. В духе черных комедий Квентина Тарантино. Или добрых традиций хиппи и битников, для которых роман Кена Кизи был литературной иконой.
«Я столкнулся с этой драматургией еще в 1971 году в театре Маяковского в Москве, – рассказал «Владимирским ведомостям» Владимир Лаптев. – Дейл Вассерман – автор мюзикла «Человек из Ламанчи». Я был там вторым режиссером при Андрее Гончарове, когда учился на режиссерском отделении в аспирантуре в ГИТИСе». Отвечая на вопрос, почему он назвал постановку ироническим триллером, Владимир Лаптев пояснил, что пьеса поставлена «по мотивам произведения», и это «комедия про нашу жизнь». «А заканчивается все как всегда, – растолковал режиссер, – весело все, хорошо – а потом: раз, и до свиданья! Понимаешь, да?» Наверное, он имел в виду весьма прискорбную сцену из пьесы, когда главного героя привозят в палату после лоботомии. – «И ку-ку?» – «Вот именно, «и ку-ку»!
Как возник замысел поставить пьесу Вассермана? – «Мы начали работать над пьесой в качестве внеплановой работы 12 января. Потом показали кусочек, нам дали «зеленую улицу» и мы сделали спектакль», – рассказал Лаптев. «А лоботомия будет?» – «Нет сомнения, будет, и круче чем в кино». «Но для того, чтобы сделать здорово, надо иметь огромные ресурсы,– признал режиссер. – Но цели делать «богатый» спектакль у нас не было. Все сделано с учетом наших возможностей, и актеры не подвели!»
Тут грянула музыка «Роллинг стоунз» – и началось. На сцену выбежали настоящие психи – но не на воле, разумеется, а в «психушке», в которой и разворачивается действие пьесы. Веселые такие. Хиппи. Но с ними были суровые и непреклонные врачи-убийцы и зловещие санитары, разумеется, с дубинками, которые скоро пошли в дело. Понарошку, разумеется.
Били в основном главного заводилу Макмэрфи (актер Виталий Панасенко – это и был наш Николсон из одноименного фильма), но ему все – божья роса, и электрошоком его пробовали, а ему лишь бы телек посмотреть, в карты порубиться и медсестру Крысчет (актриса Елена Серегина, настоящее украшение спектакля) – она в психушке за главную была – на место поставить. Борьба за свободу в психдоме кончилась печально. Макмэрфи подвергли операции на мозг. И он стал ни на что не годен. А вождь краснокожих Вэтла, тоже шизофреник (актер Андрей Гурамишвили), из сострадания свернул ему шею. А сам сбежал. А в чем юмор тогда, или ирония, должен задаться вопросом зритель. Наверное, в том, что все персонажи пьесы, а не только пациенты, сами смахивают на сумасшедших. В общем настоящий сумасшедший дом во главе с главным врачом. Чего уж про других-то говорить.
Среди актеров стоит отметить очень тонко изображавшего трудноизлечимый душевный недуг Богдана Тартаковского (Чезвик) и опытного Игоря Клочкова (он сыграл президента Совета душевнобольных Хардинга). Хардинг даже порой затмевал Макмэрфи своим темпераментом. Настоящей комедийности спектаклю придал актер Георгий Девятисильный (доктор Спиви, он же Облонский в «Анне Карениной») – это уже было похоже на камешек в огород нашей страдающей от нехватки кадров медицине.
В спектакле было немало аллюзий, т. е. намеков на день сегодняшний. Но, может, не всякий заметил. Это же на усмотрение публики. А она осталась довольна. Зрелищно поставил спектакль Лаптев, с огоньком. Под занавес актеры и публика смотрят на восходящую на заднем плане огромную луну, которая сводит с ума всех – и тех, кто на стороне заводилы Макмэрфи, и тех, кто «лечил» ему мозг.
Читайте также: Живописный мир Нелли Баранчук представлен на ее юбилейной выставке