Серьезно занялся ремеслом в 15 лет. После вышедшего на телеэкраны фильма «Каникулы Кроша», вызвавшего настоящий бум японских нэцке, Игорь решил научиться сочетать миниатюрную резьбу и сюжеты русских сказок. Родные его поддержали - выделили целых 12 рублей на покупку первого набора инструментов для резьбы по дереву.
Юный мастер практически сразу стал делать сложные вещи – маски-панно в плоскорельефной резьбе, иконы, скульптуры, рамы для зеркал. Но тогда он еще не предполагал, что это станет главным делом его жизни. Фролов окончил Сормовское ПТУ №3 (в Нижегородской области) по серьезной рабочей специальности – слесаря механосборочных работ. Устроился на завод «Красное Сормово», однако вскоре понял, что совмещать работу и творчество не сможет, - и сделал выбор в пользу искусства. Однако владение искусством холодной обработки металла ему очень пригодилось. Поскольку резчику инструмент нужно делать самому, приспосабливая под себя. Благодаря этому умению в 1991 году он из кухонного ножа, купленного в сельском магазине, выточил прообраз резца, которым пользуется до сих пор.
Фролов считает себя народным художником – не по званию, а по статусу. Самоучка, всю жизнь занимающийся самообразованием. Вообще вся семья Фроловых – люди творческие. Жена Мария и дочь Анастасия занимаются художественной вышивкой, делает броши, кулоны и серьги. Дочка кроме этого популярный бард, лауреат Грушинского фестиваля. Сын Кирилл пошел по стопам отца, он тоже резчик. Кстати, Игорь Николаевич годами вел занятия студии резьбы по дереву для детей и взрослых. Он же инициатор проведения конкурсов и фестивалей резчиков «Тайны дерева».
- Всего я обучил около 60 человек, из них профессионально стали заниматься этим делом 5-6 учеников, - рассказывает мастер. – Мне часто многие пишут с просьбой научить резьбе. Но это непросто! Этому надо жизнь посвятить - как игре на скрипке, например.
С 2000 года Фролов увлекся созданием деревянных игрушек по мотивам русского фольклора. Вдумчиво использовал мотивы и наработки русских резчиков прошлых веков. Особенно - традиции богородской игрушки. А пословицы, сказки, поговорки, песни рождают образы, имена. К примеру, один из известных персонажей резчика – дед Тихон. Он вроде домового – мудрый, охраняет мир и покой в доме, семье. Семеновна – образ неунывающей деревенской женщины. Потешкин – мужичок-балагур и весельчак. Берегиня – неунывающая русалка. Птица счастья – один из известных оберегов на Руси. В ком-то, к примеру, Добром молодце, можно угадать черты сына. Лешие, водяные, банники и даже бабуси-ягуси – все у него получаются с добрыми лицами. Тем более животные, которых он создает с неизменными любовью и юмором: медведь Михаил Потапыч, кот Мартын, птицы, зайчишки, львы, мыши…
- После завершения резьбы я фигурки тонирую, - говорит Игорь. - Древесина липы, которую использую, может быть от почти белого до чуть коричневатого оттенка. Она мягкая и пластичная. А еще это долговечный материал, который почти не трескается. Тонирование подчеркивает природные оттенки древесины и позволяет более четко воспринимать создаваемый образ.
Раньше он обливал фигурки подсолнечным маслом и закаливал в печи при температуре 120-140 градусов. Сейчас покрывает мастикой, которую готовит на основе воска и льняного масла. Берешь такую фигурку и чувствуешь тепло.
- Художник – это не предприниматель, - говорит мастер. - Я резать на заказ не умею! Если только скрепя сердце, и то не всегда уверен, что получится хорошо.
Игорь Николаевич – основатель первого в России профсоюза мастеров декоративно-прикладного творчества. Более 20 лет он – член областного профсоюза работников культуры. Есть у него и его семьи надежные друзья в Суздальской районной библиотеке, областном Доме народного творчества, в творческом объединении «Родники». Именно Фролов при поддержке друзей-художников добивался того, чтобы им разрешали представлять и продавать свои изделия на городских ярмарках и давали возможность стоять в сквере-саду – за посильную плату. С просьбой разрешить продавать мастерам свои изделия без наценки обратился Фролов в Министерство труда. И получил ответ: мол, таких законов нет пока, но постараемся учесть в будущем.
Работы мастера хранятся в фондах Нижегородского выставочного зала «Микула», Нижегородского государственного историко-архивного музея-заповедника, Нижегородского художественного музея, Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Читайте также: Художник Гусевского завода создал «Дни боевые» из хрусталя