- Артем, откуда у вас такое стремление к техническим открытиям? Может, передалось с генами?
- Отнюдь. Я из обычной рабочей семьи. Отец 35 лет отработал водителем троллейбуса, мама – кладовщик. Но проектированием и техникой я увлекся с детства. Лет, наверное, с пяти что-то мастерил вместе с дедом. Так что в старших классах осознанно выбрал во время школьной практики обучение на радиомонтажника. Именно тогда я собрал свои первые устройства: музыкальные звонки-усилители. Но в технический вуз решил идти не сразу. С детства вообще-то мечтал стать военным дирижером! Мой дед был военным. Отсюда — благородство образа военного... Так что я окончил две музыкальные школы – по классу аккордеона и баритона (это духовой инструмент). Целыми днями, до позднего вечера, занимался. Возвращался домой на последнем троллейбусе. Солировал с оркестром второй музыкальной школы, участвовал в творческих конкурсах.
После десятого класса поехал поступать в Московское военно-музыкальное училище. Два месяца жил в казармах. Но там мы занимались всем, кроме игры на музыкальных инструментах. Еда была ужасной. Помыться дали всего один раз, и то под гидрантом. Единственной радостью вспоминается тюбик сгущенки. Я не поступил - мечта рассыпалась. Оказалось, туда брали сирот - без экзамена, и на мою специальность мест не было.
- Вы - участник самой первой смены «Территории смыслов», пожимали руку Президенту РФ Владимиру Путину, когда он прилетал на озеро Запольское. Как это получилось?
- Я подал заявку, потому что было интересно пообщаться с участниками молодежного форума. Тем более неподалеку с озером у нас физический полигон, на котором я часто работал. Мне позвонили и пригласили со словами: вы нам подходите для совета смены. И сразу предупредили: скорее всего, придется встречать президента. Все так и вышло.
- Чему посвятили свою диссертацию?
- Диссертация, которую я защитил на ученом совете в 2013 году, была посвящена электронным компонентам устройств. Она называлась «Подсистема автоматизированного проектирования оптических элементов оптоэлектронных аналого-цифровых и цифроаналоговых преобразователей». Я поясню. Есть множество электронных компонентов. Одни из них преобразуют аналоговый сигнал в цифровой - и наоборот. Они нужны, чтобы все наши цифровые устройства могли взаимодействовать с внешним миром. Но у таких приборов еще есть не решённые вопросы. Тогда таким вопросом было быстродействие при высокой точности. Что помогло бы развить новые виды связи – телефонной, космической. Или позволило в реальном времени, для обработки внешнего воздействия, поставить камеру на ракету… Я разработал несколько таких устройств, а затем и систему автоматизированного проектирования электронных компонентов.
- Оформили патент на изобретение?
- Да, у меня патентов много. Теперь пишу их и для других. Заявку на патент действительно сложно сделать. Много тонкостей. Нужны как технические, так и юридические знания. Первый раз я сам год на это потратил. Сейчас меньше чем за месяц делаю. Также у меня более 100 публикаций в научных журналах. Есть монография «Измерители электростатических полей Земли».
- Но вы же не один все изобретаете? Есть команда?
- Разумеется, команда есть. Студенты, программисты, конструктор, юрист. Кстати, все мои студенты выигрывают гранты по программе «Умник», я им помогаю. Один из ребят получил 2 млн рублей и открыл свою компанию. А вообще интересных тем и идей очень много! А вот людей не хватает, чтобы их все реализовать… К примеру, огромная проблемая для тепличных хозяйств - затраты электроэнергии. Сейчас мы делаем для них светодиодные светильники, с изменяемым спектром излучения, чтобы можно было влиять на рост растений. Когда растение начинает давать ростки – нужен один спектр, цветет – второй, дает плоды – третий. Кроме того, каждое растение любит свой спектр. Салат – один, помидоры - другой…
- Вернемся к монографии «Измерители электростатических полей Земли» - она о чем?
- Изучением электростатических полей я занимаюсь еще с аспирантуры. Перед Новым годом получил Президентский грант для дальнейшей разработки этой темы. На Камчатке у нас есть партнеры, там расположен филиал ФИЦ «Единая геофизическая служба РАН». Они пытаются предсказывать землетрясения, извержения вулканов и еще много всего интересного. Мы же живем, по сути, в некоем конденсаторе. Одна вкладка – наша Земля. Вторая – верхние слои атмосферы. Какие-то изменения постоянно происходят в электростатическом поле Земли. Землетрясение начинается задолго до первых видимых нами признаков. Гравитационные волны фигурируют в этом поле. Их тоже теоретически можно определить через электростатическое поле. Просчитать закономерности. Изменения, которые происходят внутри Земли, до сейсмической активности, - все стремятся это изучить, чтобы применять. Когда я впервые об этом рассказал, со мной захотели встретиться итальянцы и сказали: «Нас часто «трясет», мы хотим у тебя купить все! За месяц сможешь предсказать нам землетрясение?!»
- И что, действительно можете предсказать за месяц?
- Пока не могу. Все стремятся к разработке таких методов. Это огромная работа. Если результат появится, то будет прорыв. Теоретически все это должно работать. И когда-нибудь мы сможем предсказать, к примеру, куда двинется облако вулканического пепла. Или дать точный прогноз погоды.
- Изобретать сегодня почетно?
- Как сказать... Мне часто даже увольняться приходилось с работы из-за этого. Я же много работал на производствах. Как это бывает — ты вплотную занимаешься устройством, отдаешь этому процессу все силы — и вроде остается чуть-чуть до готовности, а тебе говорят: все, больше не надо. Но удовлетворение бывает. Например, когда удается найти новое решение и воплотить изобретение в жизнь. Думаешь: вот это да! Реально работает!
- Были предложения уехать работать за границу?
- Не раз. Одно из них – уехать и открыть совместную российско-китайскую компанию. Там готовы много платить за изобретательскую работу. Но у меня был опыт работы в русско-израильской и немецкой компаниях. Были командировки за рубеж. Так вот: бизнес сейчас в России сделать легче, чем в Европе. Там для этого нужно прожить лет 15-20. К тому же во Владимире сегодня можно хорошо зарабатывать. Чувствовать себя начальником, а не винтиком в механизме. Скажу так: если амбиций нет, то можно ехать за границу. А с амбициями лучше работать и быть полезным на родине.
Читайте также: Основатель первого профсоюза народных умельцев живёт в Суздале