26 апреля 2020 в 10:55

Владимирские предприятия торговли приспособились к новой реальности

Корреспонденты “Владимирских ведомостей» отправились в один из крупнейших торговых центров, чтобы поговорить с продавцами и менеджерами и выяснить, как они справляются с работой в новых условиях, когда покупательская паника со сметанием с прилавков пресловутых гречки и туалетной бумаги в запас сменяется олимпийским спокойствием посетителей, которых еще надо уговорить соблюдать дистанцию и не хватать непродезинфицированную корзину.

Кто при любой эпидемии находится в самой зоне риска? Тот, кто по работе вынужден контактировать с большим потоком людей. Врачам и кондукторам общественного транспорта даже пообещали компенсации за профессиональные риски. А вот про работников торговли как-то забыли. Хотя они тоже «держат оборону» в авангарде борьбы с новой угрозой с самого начала экспансии Covid-19.

Фактор стабильности в море риска

Упомянутая паника длилась около полутора-двух недель. Некоторые магазины, созерцая нагруженные крупами тележки, даже стали по громкоговорителю объявлять: «Уважаемые покупатели, у нас достаточные товарные запасы. Если вы на момент визита не увидели какого-то товара из числа необходимых, мы просто еще не успели доложить на прилавок очередную партию. Но мы сделаем это в ближайшее время».

- С полок товар из бакалеи начал исчезать в конце марта. Сметали гречку, подсолнечное масло. Увеличились объемы продаж мясной и рыбной консервации, круп, макарон. Длился этот период где-то недели две. Мы увеличили заказы на поставки. Среагировали своевременно, сразу завезли большие объемы. Только успевали на полки раскладывать, - вспоминает руководитель бакалейного отдела торгового центра София Слонова. - Перебоев с поставками почти не было. Все отделы пошли нам навстречу: у кого были свободные складские площади - потеснились ради нас, плюс по всему гипермаркету мы сделали дополнительную выкладку прямо в паллетах. Постепенно покупатели поняли, что продукты не исчезают, перестали переживать о этому поводу, и спрос стабилизировался. Но все равно люди и сейчас закупаются чуть больше, чем обычно. Но все на полках есть. И с поставками никаких критических ситуаций не наблюдается и не предвидится. Всех накормим. Не стоит забивать кладовки гречкой.

Надо признать, что ажиотаж по запасам сошел «на нет» именно благодаря слаженной работе владимирской торговли, быстро реагировавшей на конкретный спрос. Наблюдая изо дня в день, что их любимая гречка (или сахар, или мука, или туалетная бумага) как по команде каждое утро неизменно возвращается на магазинные полки, люди успокоились и поняли, что продуктовый кризис нам точно не грозит.

Но теперь продавцам постоянно приходится контактировать с тысячами людей - ежедневно, подвергая риску собственное здоровье, учитывая опасность новой инфекции с ее длительным инкубационным периодом. Ведь вопрос «работать или не работать продуктовой рознице?» даже не поднимался. На наш взгляд, эти люди заслуживают уважения.

В выбранный торговый центр мы зашли со служебного входа. Пришлось пару минут подождать, пока не отогреемся после улицы перед замером температуры бесконтактным термометром. Эту процедуру проходят абсолютно все сотрудники ТЦ трижды в день: в начале смены, в обед и по окончании работы. Чтобы на входе не собирались толпы, начало рабочих смен «разнесли» по времени. Отменили ночные смены на собственных производствах, чтобы увеличить время на санитарную обработку помещений. Наличие масок и перчаток у всех сотрудников — дело само собой разумеющееся. Хотя, как ни странно, здесь маски тоже внедряли не только силой убеждения, но и административными мерами.

- Самым сложным оказалось научить всех - своих сотрудников и тех, кто у нас работает по аутсорсингу, правильно носить маски, менять их каждые два часа. Некоторые не хотели регулярно измерять температуру. Но мы быстро все наладили, убедили людей в правильности такого поведения, - рассказала санитарный врач гипермаркета Эльвира Басырова. - Всех сотрудников мы обеспечили антисептиками и масками. Покупателей обязать мы не можем, но очень хотелось бы их тоже убедить носить маски и соблюдать дистанцию. Но дезинфекторами, что мы установили на входе в магазин, покупатели пользуются активно, судя по огромному расходу антисептиков.

Дезинфицируем все!

Ее одна примета времени - ресторан в ТЦ закрыт. Вернее, работает, но с учетом ситуацию — еду на вынос продает, но за столиками посетителям посидеть теперь нельзя. Только сотрудники гипермаркета там обедают, но на расстоянии друг от друга и по четкому графику, чтобы не было большого скопления людей. Плюс воздух в этой зоне дезинфицируется специальными лампами.

В торговом зале - аншлаг как в "доэпидное» время. Может, дело в том, что мы приезжали как раз перед Пасхой, и народ спешил закупиться на праздник?

- Да нет, у нас всегда довольно оживленно. Дня два в начале объявления режима самоизоляции было затишье, когда многие решили, что все магазины совсем закрыты. Потом, когда выяснили, что мы открыты, пошел очень большой наплыв посетителей, - поведала кассир стойки информации Татьяна Гущенкова.

О кассирах тут позаботились, закрыв их большими прозрачными экранами.

На вопрос, было ли страшно - особенно в первые дни, пока не выработалась привычка, Татьяна честно призналась:

- Так и до сих пор страшновато. Мы осознаем, что на передовой. Но жизнь продолжается, магазины должны работать. От нашей работы тоже зависит, как общество справится с проблемой, потому что нашим покупателям совсем не нужны сейчас лишние причины для тревог и волнений. Поэтому работаем как обычно. Ну почти. Покупателей много, вопросов много задают. И не только по работе магазина или по товарам, обо всем расспрашивают. Считают, раз мы стойка информации, то должны по всем вопросам их информировать, почти как СМИ, - улыбается глазами кассир. - А вообще, я уверена, что в крупных торговых центрах риск подхватить вирус от других покупателей намного меньше. Площади большие, проще соблюдать дистанцию. А вот в маленьких магазинах ты дистанцию не сможешь соблюдать даже при всем своем желании.

Правда, сами покупатели этим преимуществом пользоваться не спешат - кучкуются у витрин, полок и касс, несмотря на регулярные призывы к безопасному поведению по громкой связи и наклеенные на полу торгового зала зеленые квадраты - указатели безопасного расстояния в 2 метра. Но тут уж от сознательности самих людей зависит их же безопасность. Магазин принимает все возможные меры, чтобы свести риски к минимуму. На входах установлены емкости с дезинфицирующими средствами для обработки рук - пользуйтесь! Ручки корзинок и тележек тоже обрабатываются регулярно — сами смотрите! А информационные стенды сообщают: вот с этой стороны (показано стрелочкой) - продезинфицированные корзинки, берите, не переживайте. А вот эти (тоже стрелочка) пока только ждут обработки, их не трогать. Каждый час дезсредствами обрабатываются стекла витрин и дверные ручки. Так что с этой стороны покупателей сотрудники ТЦ подстраховали.

Беспечность или глупость?

С масками у посетителей та же беда, что и с соблюдением безопасной дистанции: на каждого в маске один беспечный. Вот навстречу катит тележку молодая семья: детка в маске, а мама с папой - нет. Это они так ребенка защитили? А если сами заболеют, то как он вне контакта окажется?

- Сейчас больше покупателей в масках: процентов 70, наверное. Раньше было гораздо меньше! Первые дни вообще мало кто в масках ходил. А теперь и маски носят, и перчатки. Не все. Есть люди, которые до сих пор не верят в реальность опасности, есть те, у кого до паранойи доходит - "не прикасайтесь, не подходите", а пожилые многие и рады бы надеть маску, но им трудно в ней дышать из-за своих болезней и возраста. Они даже если приходят с маской, то она у них или в кармане, или в сумке. То есть маска есть, но не на том месте, где должна быть, - поделилась своими наблюдениями кассир.

Некоторые покупатели защитные повязки носят, но своеобразно: рот закрыли, а нас на свободе. И в чем смысл? Впрочем, в магазинчиках около моего дома покупатели в масках вообще редкость.

От имбиря до туалетной бумаги

Самое время посмотреть на ассортимент, поинтересоваться, что сейчас закупают владимирцы. Проверяем гуляющие по сети слухи, что народ в самоизоляции предается пьянству.

В винном отделе продавец Александра Бабина уверяет, что пить люди больше не стали, судя по тому, что продажи алкоголя остались на обычном уровне. Разве что увеличились продажи дешевой водки, но раскупают ее чаще не на «выпить», а в качестве антисептика.

Александра, как оказалось, не слышала про то, что спиртовые растворы крепостью меньше 70 градусов против возбудителя коронавируса не помогают. Покупатели, видимо, тоже не слышали. Или не верят этому.

- Мне даже вопросов таких не задавали, - пожала плечами Александра. - Всегда считалось, что водка - хороший антисептик. Почему сейчас вдруг должно быть иначе?

В том, что беленькую приобретают именно в этом благородном качестве, продавец уверена - потребители предпочтения резко не меняют, тем более, что выбор есть.

Направляемся в отдел овощей и фруктов. В последнее время в магазинах вдруг исчезли (либо сильно подорожали) лимоны и имбирь. Устойчива легенда об их эффективности в профилактике «короны». Так вот, лимоны в продаже есть. Разные. Цена, правда, от 400 рублей и выше. Как и имбирь по цене 349 рублей за килограмм. Говорят, в столице цена этих корешков поднималась до 3-6 тысяч целковых. У нас максимум кое-где наблюдался до 1,4 тысяч за кг.

Но самые популярные сейчас продукты вовсе не цитрусовые и не корни травянистых растений, а крупы, макароны, соль,сахар, подсолнечное масло, тушенка, влажные салфетки, антибактериальные средства, туалетная бумага, перчатки, ассортимент средств для уборки, подгузники, детское питание. То есть — те самые товары первой необходимости и продукты с длительным сроком хранения. Стали пользоваться повышенным спросом книги, канцелярские товары, настольные игры, лампочки и мелкая бытовая техника. То есть народ точно занялся домашними делами и организацией собственного досуга.

Еще одна тенденция, которая явно приживется и после эпидемии: развитый сервис доставки продуктов из магазинов сейчас активно набирает популярность.

Читайте также: Владимирский бизнес без указки перешел на маски

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 19:11 Владимирскому агробизнесу наметили точки роста
28 марта во Владимире прошла областная конференция сельхозпроизводителей и фермеров «Точки роста малого агробизнеса в регионе». Ее спикерами стали первый заместитель Губернатора Александр Ремига, заместитель министра сел…
сегодня в 18:34 Заксобрание Владимирской области приняло решения в поддержку аграриев
Два закона, которые приняло Законодательное Собрание области на заседании 28 марта, касаются сельского хозяйства. Одно из принятых депутатами решений позволит увеличить выплаты молодым специалистам, выбирающим труд в агр…