Иван Владимирович, что Вы думаете о наиболее действенных инициативах по поддержке предприятий, пострадавших в период борьбы с коронавирусом?
Конечно, бизнес сейчас находится в крайне тяжелом положении. Важной государственной поддержкой должны стать субсидии и льготные 2-процентные кредиты для предприятий отраслей, пострадавших из-за коронавируса. При этом список предприятий, признанных пострадавшими, сформирован по принципу основного вида экономической деятельности по ОКВЭД. Казалось бы, все ясно. Однако есть одно «но». Есть основные виды деятельности по ОКВЭД, а есть дополнительные. Но бизнес постоянно трансформируется и диверсифицируется. И часто происходит так, что преобладающую часть выручки предприятия получают не от основного ОКВЭДа, а от дополнительных. И сейчас такие компании несут очень большие потери, а номинально не могут попасть в перечень предприятий пострадавших отраслей.
На это обращали внимание и мы в Торгово-промышленной палате Владимирской области, и наши коллеги в Торгово-промышленной палате России. Мы заявили, что было бы справедливо ввести другой критерий - составлять перечень пострадавших отраслей не по ОКВЭДам, а по уровню потери выручки. И оказывать помощь тем, у кого эта потеря превышает 30 процентов выручки. Это, на наш взгляд, вполне нормальный критерий, который вполне может промониторить и отследить налоговая инспекция. Конечно, этот критерий должен действовать только при безусловном сохранении рабочих мест. Но иначе эти реальные меры поддержки не доходят до всех, кто на самом деле пострадал.
Теперь мы ждем новых региональных решений по поддержке бизнеса. Мы направили свои предложения об этом совместно с уполномоченным по защите прав предпринимателей, «ОПОРОЙ России», «Деловой Россией» и РСПП. Мы знаем о том, что движение к этим решениям происходит, губернатор готовит пакет предложений, который направит в Законодательное Собрание для принятия. Надеемся, что власти нас услышат. Эти меры на уровне региона очень нужны. Предпринимателям надо знать о своих перспективах.
Как Вы относитесь к постепенному возобновлению работы предприятий, которые сейчас простаивают?
Что касается постепенного открытия видов деятельности в регионе, о котором говорил Владимир Владимирович Путин, то мы участвуем в оперативном совещаниях по этому поводу. С одной стороны, хочется открыть всех. Но, с другой стороны, это означает большую ответственность, прежде всего, со стороны предприятий, по соблюдению тех мер, которые предписывает Роспотребнадзор.
При этом, конечно, возникают недоуменные вопросы, почему работают крупные продовольственные магазины, гипермаркеты, а не работают торговые центры по продаже строительных материалов, одежды, обуви и других промтоваров? Но если уж их открывать, то надо строго контролировать соблюдение противоэпидемических правил.
Каждый арендатор крупного торгового центра — это чья-то жизнь, чья-то судьба, это заработок семей. И чем дольше продолжается простой, тем больше риск полной потери бизнеса. Поэтому я думаю, что если сейчас сложилась более менее стабильная ситуация с числом зараженных и выздоравливающих, то торговые центры непродовольственных товаров надо постепенно открывать. И, мое убеждение, — можно буквально сейчас разрешить занятия спортом на открытом воздухе, естественно, при соблюдении всех мер безопасности. Но я хотел бы призвать все работающие уже магазины контролировать поведение покупателей в смысле использования средств индивидуальной защиты, дистанцирования и так далее.
Как в целом оцениваете позицию, которую выражает Президента России?
Мне позиция Владимира Владимировича Путина импонирует, прежде всего, ее открытостью. Очень важно, что он сам периодически выступает и держит население страны в курсе происходящих событий, высказывает свою точку зрения, определяет приоритеты. Президент — это очевидно — контролирует ситуацию в регионах, дает конкретные указания министрам. Поэтому обнадеживает то, что ситуация управляемая. И меры, которые обозначены в части поддержки бизнеса, думаю, еще не окончательные, и последуют какие-то еще. Есть надежда и на то, что будет учтено предложение Торгово-промышленной палаты по критериям определения пострадавших отраслей.
Вообще, диалог между бизнес-сообществом и властью в это время налажен в такое трудное время?
В последнее время мы провели много вебинаров с федеральными структурами. Никто из ответственных лиц не прячется, готов отвечать на любые вопросы. Даже на неприятные. Конечно, мы понимаем, какой груз ответственности сейчас лежит на плечах федеральных и региональных чиновников. Все решения должны быть взвешены, просчитаны. Поэтому не надо думать, что нас чиновники не слышат, от нас отмахиваются. Это абсолютно не так. Мы продолжаем нормальный диалог с властью.
Читайте также: Алла Матюшкина: «Списание налогов и страховых взносов — актуальная мера»