31 мая в 12:26
  1. Бизнес

Чего не хватает для развития владимирскому малому бизнесу

Фото: Из архива редакции. Инфографика Владимирстата
Еще несколько лет назад Владимир Путин озвучил задачу довести долю малого бизнеса в экономике страны до 40%. Для сравнения – в развитых странах мира этот показатель варьируется в среднем от 50 до 70%, а количество занятых в микробизнесе с численностью персонала до 10 человек уже приближается к количеству работников в крупных компаниях.

Достоинства малого бизнеса общеизвестны: гибкость, мобильность и т.п. Именно МСБ в богатых странах формирует основу основ – средний класс, лояльный к государству и не обременяющий бюджет, потому что средний класс себе на жизнь зарабатывает сам. Неудивительно, что власти нашей (и не только) страны так стремятся развивать именно этот сегмент, регулярно заявляя, что “малый бизнес должен стать движущей силой экономики”. Пока в РФ доля малого бизнеса не превышает 21-23% - и, к сожалению, вряд ли коронавирусный кризис в ближайший год эту картину улучшит.

На пути к 40%

Во Владимирской области ситуация схожа с общероссийской: доля МБ - 20-21% уже на протяжении пяти лет. И, увы, в прошлом году, по данным Владимирстата, количество малых предприятий в регионе даже соратилось на 4,7% - до 17,6 тысяч единиц, что отдалило нас от выполнения озвученной Президентом РФ задачи довести долю малого бизнеса в экономике до тех самых 40%. Но нужно еще прибавить долю ИП – 8%. 

Количественно в регионе 1983 малых предприятия, 15,6 тысяч – микропредприятий и 30,7 тысяч ИП. Работают во всех этих компаниях 101,5 тысяча человек. Кстати, 6% занятых в малом бизнесе региона – это члены семьи бизнесменов.

По данным руководителя Владимирстата Александра Быкова, средняя выручка в год на одно малое предприятие тянет на 17,7 млн рублей. А общий оборот (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) - 311,2 млрд (в 2018-м – 329,5 млрд). При этом самой весомой средней выручкой по году по отраслям могут похвастать компании по добыче полезных ископаемых (35,7 млн в год), обрабатывающих производств (28,9 млн), сельского хозяйства, охоты и рыболовства (25,2 млн), торговли и ремонта авто (24,4 млн). 

Пока, к сожалению, большая часть малого бизнеса – это не производители. По словам Быкова, треть всего областного МБ – это оптовая и розничная торговля вместе с ремонтом авто и мотоциклов. Они, конечно, тоже важны, но реальное производство – априори интереснее региону и с точки зрения ВРП, и добавленной стоимости, и, соответственно, налогового потенциала. Но пока в общем числе малого бизнеса предприятия обрабатывающих производств составляют лишь 14,2 % от общего числа. Еще 12,1% - это строительные компании, а 10,6% - предприятия, осуществляющие деятельность по операциям с недвижимым имуществом.

Что не так с эффективностью

Если смотреть по доле в выполненных работах, то, например, 70% всех строек в 2019 году – заслуга малого бизнеса. Он же более чем на 42% отработал по объемам в коммерческих грузоперевозках. А вот в туризме, например, владимирскими отелями и хостелами в статусе МП воспользовались за год лишь 23% гостей региона. Доля малого бизнеса в бытовых услугах чуть лучше – 28%, но все равно радоваться пока нечему. Хотя Александр Быков уверен, что потенциал здесь огромный.

А вот кто в малом бизнесе точно передовик: производители кузнечно-прессовых машин и пряжи (доля в их промпроизводстве в регионе – 100%), спецодежды (98%), кабелей (97%), игр и игрушек (94%), мыла и моющих средств (92%), минеральных вод (90%), сыров и окон (по 88%), дверных и оконных блоков (81%), добычи природных песков (80%), мучных и кондитерских изделий (79%), металлорежущих станков (78%), изделий народных промыслов (73%), овощных и фруктовых соков (67%). 

Проблема с недостаточной производительностью труда в малом бизнесе стоит довольно остро. Руководитель Владимирстата приводит характерные рейтинги ЦФО – среднесписочной численности работников МБ и их оборота. Если по работникам у владимирского малого бизнеса пятое место в округе после Москвы, Московской, Воронежской и Белгородской областей, то по оборотам – десятое, где нас опережают не только традиционно экономически мощные регионы вроде Московского, но и схожие  с нами Тульская, Ивановская, Рязанская области...

Впрочем, если смотреть детально, то лучшая эффективность у микропредприятий, где оборот в расчете на одного работника равен 3,1 млн в год. У малых предприятий этот показатель составляет 2,4 млн. У ИП – 1,9 млн. Что любопытно, по объемам инвестиций микропредприятия от малых отстают не сильно – 8,6 млрд против 9,7 млрд за прошлый год. То есть в технологии вкладываются и те, и другие. Но у микро эффект явно пока сильнее.

По данным Александра Быкова, мелкие стройкомпании вложили в 2019 году в развитие около половины всех региональных инвестиций малого бизнеса, а промышленники того же сегмента – около 10%. Однако есть отрасли, которые и на процент не инвестировали... Так что не случайно наиболее существенная доля в общем объеме стоимости отгруженных товаров, выполненных работ и услуг приходится на малые предприятия именно промышленных видов деятельности (77,3 млрд) и строительства (29,3 млрд). Общий объем инвестиций малого бизнеса Владимирской области в 2019 году составил 18,2 млрд.

Половина МБ - во Владимире

Владимирстат приводит сравнительную характеристику среднестатистического малого и микропредприятия Владимирской области. Картина такая: в малой компании заняты 35 работников, в микро – трое. Оборот у первой – 85,6 млн рублей за год, у второй – 9 с небольшим миллионов. Первая за год отгрузила товаров и оказала услуг на 52,7 млн, вторая – на 4,9 млн. У первой удельный вес отгруженной продукции в обороте достигает 61,6%, у второй – 54,3%. Инвестировали в развитие они тоже совсем разные деньги: МП – 4,8 млн, микропредприятие – 547 тысяч.

Еще одна любопытная картинка: основные виды деятельности малого бизнеса по долям. Например, в торговле 40% от общего количества субъектов экономики – это ИП. Также индивидуальные предприниматели любят бизнес по транспортировке и хранению товаров – их доля в области больше 15%. Микропредприятия активнее работают в строительстве (12,4% рынка) и в операциях с недвижимостью (10,8%). А вот малые предприятия активничают там, где особенно нужно: в промышленности их доля почти 31%. Впрочем, 22,2% рынка в региональной торговле – тоже доля МП.

Что касается рейтинга муниципалитетов Владимирской области, то, согласно данным Владимирстата, в ТОП-4 самых благоприятных для малого бизнеса попали Владимир, Ковров, Муром и Александровский район. Лидирует – по понятным причинам масштаба города – областной центр, где работает 8616 юрлиц (из 17,6 тысяч по области) и почти 11 тысяч ИП (из 34,4 тысяч). А вот пара территорий, где с малым бизнесом пока беда: Муромский и Селивановский район. В первом всего 77 юрлиц из числа малых предприятий и 364 ИП, во втором – 56 и 312 соответственно. Но объективности ради отметим, что в этих районах и покупательский потенциал небольшой: всего 16 и 18 тысяч жителей.

Читайте также: На допподдержку 15 тысяч малых фирм и ИП потратят больше полумиллиарда

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
В Камешкове подвели итоги первого этапа проекта по повышению производительности труда 25 июня в 19:30
Первый заместитель губернатора Владимирской области Александр Ремига провел на «НПО «Вояж» (Камешковский район) совещание по реализации национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».
Администрация Владимирской области помогает микрозаймами малому бизнесу 23 июня в 17:31
В здании отделения «Твой бизнес», что в областной администрации, прошла своего рода презентация подписания договора микрозайма. Фонд развития предпринимательства подписал очередной микрокредитный договор для оказания пом…
Названы лидеры роста в химической промышленности Владимирской области 21 июня в 16:28
В отличие от большинства отраслей экономики, пострадавших от спада спроса и пандемии, химическая промышленность Владимирской области даже в этом году демонстрирует уверенный рост.