13 июня 2020 в 17:53

Главный пульмонолог ОКБ рассказал об особенностях лечения коронавируса

Фото: Ирина Игнатова
Как медикам работается «на передовой» борьбы с COVID – 19 и какими легочными заболеваниями болеют жители Владимирской области? Об этом сегодня в «ВВ» рассказывает заведующий пульмонологическим отделением ОКБ Михаил Смирнов.

- Михаил Владимирович, на взгляд специалиста - помогло принятие антитабачного закона? Стали наши люди меньше курить?

Да, и значительно. Конечно, очень сложно сопоставить данные, полученные при анкетировании, с объемами продаж сигарет или ростом заболеваемости раком легких. Но, на мой взгляд, сегодня отчетливо сформировались две тенденции: молодежь курит меньше, но неоправданно беззаботно увлекается кальянами и вейпами. Злостные курильщики со стажем продолжают курить, среди них, к несчастью, много женщин. Осознанно бросают те, кого «петух клюнул» или «жизнь заставила», то есть люди с уже развившимися серьезными заболеваниями. А самые распространенные в регионе легочные заболевания — это астма и хроническая обструктивная болезнь легких.

- Чем отличается вспышка пневмоний, которые мы сейчас наблюдаем, от традиционной картины?

- Это совершенно необычное заболевание. Мы с таким раньше не встречались. Условно называем его «пневмонией», но протекает оно совсем по-другому, в отличие от обычных воспалений. Это пневмония вирусная. Она значительно чаще, чем обычные бактериальные пневмонии, сопровождается развитием острой дыхательной недостаточности, требующей респираторной поддержки – кислородотерапии или вентиляции легких. У многих больных развивается массивное тромбообразование. Часто мы наблюдаем лихорадку. Пациенты жалуются на выраженную слабость, так называемый цитокиновый шторм.

- Что сейчас — рост или спад этих вирусных пневмоний?

- Сейчас мы наблюдаем некое плато. Очень надеемся на снижение заболеваемости, то есть на уменьшение частоты новых случаев инфекции. В нашем госпитале сейчас находится от 130 до 150 человек. На пике заболеваемости в один из дней было 186. Особенно тяжело было, когда в день «скорые» привозили по 50 человек…

- Есть различия в том, как болеют пациенты с обычным воспалением легких и больные с пневмониями «от COVID-19»?

- У пациентов с COVID сначала развивается вирусное поражение легких с быстрым и непредсказуемым развитием дыхательной недостаточности (нехватки кислорода). Кроме того, у определенной части возникает выраженная коагулопатия - повышенная свертываемость крови. Мелкие тромбы формируются во всех органах. В уже больных легких такое тромбирование сосудов приводит к резкому ухудшению насыщения крови кислородом, что сопровождается утяжелением дыхательной недостаточности - вплоть до фатальной. В ординаторской мы каждый день обсуждаем крайне тяжёлых больных. Пытаемся использовать новые протоколы лечения. Если кого-то удаётся вытащить - это победа! Вы бы видели нашу усталую радость, когда все удается.

- Сложно было организовать работу инфекционного госпиталя?

- Вначале было не совсем понятно, как организовать маршрутизацию. Какие препараты и оборудование закупить для лечения большого потока пациентов? Как обеспечить всех нуждающихся кислородом? Но в итоге каждый врач научился лечить пациентов с тяжелой кислородной недостаточностью. Кстати, ситуация, в которой мы оказались, помогла резко повысить квалификацию медиков. Практика помогла.

- Коек, лекарств, оборудования, специалистов хватает?

- Госпиталь не пустует. Но коек хватает. Мы готовились к открытию госпиталя заранее, с учетом рекомендаций Минздрава. Но когда с 4 мая к нам пошел поток пациентов, изначально испытали ужас. Как во время военных действий. Это был тяжелый опыт. Со специалистами ситуация сложнее, чем с койками. Медики работали в течение двух с половиной месяцев практически на износ. По 10-12 часов каждый день и практически без выходных. Врачи и медсестры, к сожалению, тоже болеют. У меня, увы, есть свой скорбный список по умершим коллегам...

- СИЗов для персонала достаточно?

- Первые дни мы считали каждую маску и каждый костюм. Рассчитывали на каждого сотрудника, который может зайти к больным. Но просто негде было взять! Потому что всем одномоментно понадобились средства защиты. Сейчас такой проблемы нет. Средствами защиты обеспечены полностью.

- Как разделяются потоки больных с коронавирусом и с воспалением легких?

- В сезон эпидемии это разделение носит условный характер. Априори, вне зависимости от тестирования, по характерной клинике, анализу крови и КТ лёгких мы диагностируем COVID-19 у большинства пациентов. По мере стабилизации эпидемиологической ситуации будем больше ориентироваться на специфические тесты – ПЦР-мазки, определение антител, экспресс-тесты.

- Недавно мы узнали, что в ОКБ начали делать тесты на антитела.

- Есть два вида антител. По их присутствию можно увидеть, что у человека, к примеру, острая инфекция. Или человек уже переболел, и у него наблюдается иммунный след. Антитела обычно появляются на третьей неделе болезни и держатся от нескольких месяцев до нескольких лет. А то и всю жизнь.

- Обязательно ли всех госпитализируют?

- Пациентов с легкой формой болезни и без сопутствующих заболеваний не госпитализируют. Им рекомендуют оставаться дома на изоляции, но под чутким контролем медиков. А вот те, кто попадают на госпитализацию, проводят в стационаре в среднем 11 дней. Это связано с течением заболевания. Самые опасные дни болезни - с пятого по десятый. У пациентов могут внезапно проявиться резкие ухудшения здоровья. В этот период мы уделяем им особое внимание. Госпитализация необходима, в том числе, чтобы приступ не застал больного в его квартире. Осложнения после гриппа и ОРВИ мы видели, знаем, что с этим делать. А здесь же болезнь совершенно другая. Она похожа, да, но такое тяжелое поражение других органов, которое мы видим, никогда раньше не наблюдали. Я очень надеюсь, что мы выбрали правильную тактику ведения этих пациентов. Выписываем людей, когда уверены в безопасности для их жизни и здоровья. Но полное выздоровление, видимо, для многих будет непростым вопросом. У части пациентов поражение легких на 85-92 %. Так что понадобится длительный период реабилитации.

- В область приехала бригада врачей из Москвы. Их опыт помогает?

- В основном, это организационно-методическая помощь. Но наиболее тяжёлых больных мы обсуждаем онлайн с московскими коллегами. Критика в работе всегда нужна. Иногда даже небольшое изменение, подсказанное в тактике ведения больного, помогает спасти ему жизнь. А человеческая жизнь – бесценна. Мы также благодарны за значительный объем помощи медикаментами и средствами индивидуальной защиты.

Читайте также: Владимирский врач рассказал, кто успешнее справляется с коронавирусом

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
15 минут назад В Муроме 14-летний подросток из-за петарды едва не лишился глаза и пальцев
Вечером в пятницу, 20 декабря, в городе Муром в местную больницу поступил подросток с множественными травмами кисти руки и ожогом глаза. По словам подростка, у него в руке взорвалась петарда.
43 минуты назад Пенсионерку, пытавшуюся поджечь полицию в Петушках, отпустили под домашний арест
Во Владимирской области суд избрал меру пресечения 73-летней пенсионерке из города Петушки, которая в субботу пыталась поджечь здание районного отдела МВД.