Показательные налоги и эффективные инвестиции
Заместитель директора департамента финансов, бюджетной и налоговой политики АВО Максим Васенин назвал прошлый год «результативным», связав этот эффект, прежде всего, с реализацией нацпроектов. Однако и «вне нацпроектов» общий рост налоговых и неналоговых доходов, а также инвестиций в основной капитал прямо подтверждает общую позитивную динамику в экономике Владимирской области.
Цифры не лгут: налоговые и неналоговые доходы региона выросли за год на 7% - до 46,7 млрд рублей. То есть львиную долю своего годового 65-миллиардного бюджета мы заработали сами.
Индекс промышленного производства вырос на 9,3% к уровню 2018 года. Для сравнения — в целом по России рост - 2,5%. Вот как выглядит ТОП крупнейших налогоплательщиков, обеспечивших пятую часть всех налоговых доходов Владимирской области: ЗиД, Генериум, РЖД, Мон'дэлис Русь, Сбербанк, Ферреро Руссия, Аскона, КЭМЗ и Верофарм.
Правительство, кстати, очень позитивно оценило эффективность работы региональных органов исполнительной власти в прошлом году, поощрив Владимирскую область грантом на 781 млн рублей. В том числе благодаря этим деньгам регион по итогам года избавился от изначально трехмиллиардного дефицита и вышел на профицитный бюджет: при доходах в 65,4 млрд расходы (с выполнением абсолютно всех взятых социальных обязательств и с ростом на 7,7%) составили 65,3 млрд. Даже внешние займы не понадобились. Наоборот: свой — один из самых низких в России госдолг Владимирская область даже сократила на 135 млн.
При этом рост доходов зафиксирован после коррекции областного законодательства, касающегося налоговых льгот. Например, ставку по налогу на прибыль для инвесторов регион снизил до 13,5%, для участников региональных инвестпроектов - до 10%, для специнвестконтрактов – до 5%, для резидентов территории опережающего социально-экономического развития и резидентов особых экономических зон промышленно-производственного типа – вообще до 0%. Все - ради новых производств. Ведь новые заводы — это вклад в ВРП и рабочие места, но стоит ли оно того с точки зрения бюджета?
Точно стоит: например, в 2019 году господдержку при реализации одобренных инвестпроектов получили 13 организаций. Бюджету их налоговые льготы обошлись в 295,7 млн. Однако в то же время эти самые инвесторы в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды перечислили 2,1 млрд, а сами инвестировали в экономику области больше 8 млрд рублей. То есть на каждый рубль предоставленных по проектам льгот регион получил больше 27 рублей инвестиций. А всего в 2019 году в экономику региона вложено более 90 миллиардов инвестиций в основной капитал - или 113,1% к уровню 2018 года.
- Деловая активность развивалась, это прямой результат проводимой администрацией инвестиционной политики, - считает Максим Васенин.
Чем хороши нацпроекты
Нацпроекты и повышение оплаты труда бюджетников эксперт называет «основными приоритетами». В области действуют 9 нацпроектов, их цена в 2019 году — 8 млрд. При этом, 80% этих денег — по сути, прямые инвестиции.
- Нацпроекты - это не текущие, а прямые расходы развития, ограниченные во времени и, скажем так, настроенные на быстрые уникальные результаты, кардинально меняющие качество услуг для граждан в конкретном секторе в лучшую сторону, - говорит Максим Васенин. - Будь то здравоохранение, например, малый и средний бизнес или городская среда. Учитывая, что основная нагрузка по финансированию нацпроектов приходится на федеральный бюджет, региону таким образом фактически предоставляется дополнительная возможность развивать инфраструктуру. Упрощенно: купить то, на что в текущем бюджете средств не бывает.
При этом эксперт особо отмечает: главное в нацпроектах — вовсе не уровень освоения денег, а достижение целей. В частности, если речь о здравоохранении, то это снижение смертности. В малом бизнесе — рост количества предпринимателей. В целом, говорит Васенин, большинство показателей по нацпроектам в 2019 году выполнены. Как и майские указы Президента РФ (повышение зарплат всем категориям работников социальной сферы).
Кстати, 44,6 млрд расходов Бюджета-2019 ушли именно на социалку. Почти 16 млрд — на образование, включая 1,2 млрд - на строительство, реконструкцию, капремонт школ и детсадов. 12,6 млрд — бюджетная доля здравоохранения (рост на 17,5%). При этом 1,5 млрд рублей — деньги нацпроекта. На них купили 16 передвижных комплексов для оказания медицинской помощи жителям поселков с численностью до 100 человек и 27 машин «скорой», отремонтировали 8 поликлиник, закончили пристройку к корпусу Александровской ЦРБ и инфекционное отделение Селивановской ЦРБ, возвели центр фтизиопомощи во Владимире. Для больниц приобрели сотни единиц технологичного оборудования, включая, кстати, такое, что позволяет определять генетическую предрасположенность к раку, чего в области до сих пор не было. В целом же расходы на укрепление материально-технической базы областных больниц достигли 2,5 млрд, а на льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий - 2,1 млрд.
Еще 13,3 млрд бюджетных рублей в прошлом году потрачены на социальную политику, из них 4,3 млрд — расходы по нацпроекту «Демография». Деньги нацпроекта пошли на новый корпус Арбузовского интерната, реконструкцию пристройки Копнинского интерната и завершение разработки проектно-сметной документации для строительства корпуса интерната в поселке Гусевский.
Доля ЖКХ в расходной части бюджета - 2,6 млрд, что на 54,2% больше, чем в 2018 году. Из этих денег 531 млн — расходы по проекту «Формирование комфортной городской среды», на них благоустроили 151 дворовую и 85 общественных территорий в 67 муниципалитетах. А еще за счет грантов федерального бюджета (100 млн) приводили в порядок Гороховец и Суздаль.
527,4 млн в прошлом году потрачены на переселение 682 граждан из аварийного жилья, 259,1 млн — на покупку социального жилья для 169 очередников.
Из 6,2 млрд затрат на дороги 816 млн — деньги нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На них завершили обход деревни Бараки и отремонтировали 518 км дорог.
Что касается малого и среднего бизнеса, то его поддержка обошлась региональному бюджету в 797,5 млн (для сравнения: 2018 год – 84 млн). Бенефициары — 6,3 тысячи субъектов МСБ. А с декабря, кстати, в области еще и стартовал двухлетний проект для малого и среднего бизнеса «Развитие промышленного технопарка инженерных климатических систем и электроники («ИКСЭл»)» с финансированием на четверть миллиарда в первый год.
Все для комфорта муниципалитетов
Финансовая поддержка местных бюджетов, говорит Максим Васенин, один из приоритетов бюджетной политики региона. Цифры это подтверждают: из 65,3 млрд расходной части 24,5 млрд - это как раз цена поддержки муниципалитетов за 2019 год.
При этом 900 млн — дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Например, один только Владимир получил из областного бюджета дотаций дополнительно более чем на 262 млн рублей. Муниципалитеты в таких условиях выполнили свои обязательства в полном объеме, а из 127 МО 86 закончили год с профицитом.
Но субсидии и дотации — это еще не вся поддержка муниципалитетов. Только в прошлом году область выдала им 362,6 млн рублей бюджетных кредитов (иначе им бы пришлось занимать эти деньги в банках по коммерческим ставкам). Плюс с 1 января 2019 года в бюджеты муниципалитетов передали акцизы на сидр, медовуху, пуаре, а также налоги на добычу полезных ископаемых, что в итоге принесло городам порядка 125 млн дополнительных денег.
Но на стадии депутатских вопросов Павел Шатохин нашел, чем еще регион может помочь городам и поселкам. Народный избранник посетовал на определенную несправедливость при определении доли софинансирования проектов со стороны муниципалитетов: дескать, при существующей методике хорошо зарабатывающие города и поселения вынуждены платить больше тех, у кого уровень собственных доходов гораздо ниже. «Как у Гайдая получается: кто не работает, тот ест», - сказал депутат. Пример от него — поселок Вольгинский с его фарминвесторами, он как раз из тех, кто вынужден платить больше. Васенин признал, что в выигрыше пока действительно оказываются «менее рейтинговые муниципалитеты» и пообещал, что администрация подумает над решением этой проблемы.
Зампред ЗС Роман Кавинов в итоге назвал финальное обсуждение исполненного бюджета на публичных слушаниях «переходным мостиком к старту работы над следующим бюджетным периодом» и добавил:
- Я надеюсь, что недостатки Бюджета-2019 помогут реализовать выработанные депутатами рекомендации.
В упомянутых рекомендациях — усиление работы по снижению недоимки по налогам и контроля за расходованием бюджетных денег, а также поддержка инициатив граждан.
Ранее мы сообщали: Мэрия Владимира проиграла суд администрации области