- Моя спортивная деятельность началась с ДЮСШ при спортивном клубе имени Дегтярева, - говорит Майя Владленовна. - Там я была тренером отделения конькобежного спорта. Родители хотели, чтобы мы с сестрой росли здоровыми. Поэтому отец с малых лет учил нас кататься на лыжах и коньках. Наш городской стадион «Металлист» на зиму всегда «заливали», так что была возможность кататься. Сестра увлеклась лыжами, а я – как раз коньками, под руководством тренера Юрия Михайловича Васильева. В 8 классе уже входила в состав сборной области по конькам, имела первый взрослый разряд. Ближе к выпускному занялась еще и велоспортом в спортивном клубе имени Дегтярева. Даже выезжала на всероссийские соревнования. А последняя гонка была у меня буквально перед свадьбой. Я очень неудачно упала, так что даже пришлось свадебное платье перешивать, чтобы спрятать синяки и болячки. А вообще у нас были очень насыщенные тренировочные сборы. От завода мы вместе с муромскими конькобежцами ездили в Коломну. В октябре - на первый лед. Весной, когда начинался велосипедный сезон, выезжали на берег Черного моря – в Адлер или Туапсе. В марте там цвели абрикосы...
- Как решили стать учителем физкультуры?
- В школе я училась очень хорошо. Средний бал аттестата – 4,75. Педагоги в один голос говорили: «Ты такая умная. Зачем идешь на физвос (факультет физического воспитания)? Там учатся одни троечники». Мама тоже была против – она видела меня студенткой филиала Владимирского политехнического института. Но папа, инженер-конструктор завода, поддерживал меня. Так я навсегда связала свою жизнь со спортом, любовь к которому мне привили с детства. И своих дочерей я, кстати, с самого начала оздоравливала. Катались вместе на коньках, лыжах. Старшая дочка ходила в бассейн, занималась плаванием. «Доплыла» до 3-го взрослого разряда. А младшая выбрала бальные танцы. А поскольку семейный отдых на курортах мы не могли себе позволить, то с семьями и друзьями в отпусках сплавлялись по реке Лух.
- Почему выбрали работу с особенными детьми?
- В 90-е годы как тренер спортклуба я попала под сокращение. На руках было двое маленьких детей. Неожиданно поступило предложение поработать учителем физкультуры в школе №15. Позже, в 1997-м году я перешла в коррекционный интернат. Сначала сомневалась, стоит ли идти работать в интернат, с особенными детьми. Знакомая воспитатель рассказала, что продержалась там три дня. Сбежала после того, как ее обложили нецензурными словами. Но другая моя коллега сказала: «Сходи, посмотри, какие там хорошие условия. И дети добрые».
В нашей школе было три физрука, и нередко мне доставалось вести уроки в коридоре. Представляете, как можно проводить физкультуру в коридоре? Вот и я – нет. Так что всегда обувала детей и вела в ближайший парк играть в подвижные игры. А когда я пришла в интернат и увидела прекрасный зал лечебной физкультуры с коврами, то поразилась. И согласилась. Решила: раз место есть, руки приложим! Не сразу понравилось - не было никаких спортивных соревнований и праздников. Но с 2005 года начало свою деятельность областное отделение Специальной Олимпиады, с которым мы сразу стали сотрудничать, и все изменилось.
- Много побед у ваших ребят?
- Знаете, перспективных спортсменов видно сразу. Я занялась с ребятами спортивной гимнастикой. Договорилась со спортшколой, чтобы нас пускали на тренировки в зал по субботам. Детям очень понравилось! А в 2007 году пришло приглашение на участие во всероссийских соревнованиях. За три-четыре месяца до их начала. Посмотрела программу – упражнения простые. Освоим! И мы поехали в Воронеж в «поезде с кроватями», как дети называли плацкарт. Это был дебют. В результате двое из четырех моих учеников завоевали призовые места. Николай Соленов - 1 –е место, а Наташа Извицкая – 2-е. Этот первый успех подтолкнул не останавливаться. И благодаря сотрудникам спортшколы я изучила и освоила программу по гимнастике. Затем появилась способная девочка – Таня Голубева. С ней мы дошли до четвертого уровня сложности исполнения гимнастических элементов. И вот - Греция. Афины. Всемирные игры. Татьяна Голубева завоевала на них пять (!) наград. Причем, золото – в упражнениях на бревне. Затем в составе сборной России она выступала на Европейском турнире в Люксембурге.
Потом у меня появилась замечательная команда мальчиков. Они откликались и поддерживали все мои начинания. С этой «дрим-тим” мы с 2012 по 2015 годы выезжали на всероссийские турниры, и каждый раз мальчишки завоевывали медали.
Ребята, конечно, понимали, в какой школе они учатся, поэтому несколько стеснялись. Но избавлялись от комплексов, потому что, имея отличную подготовку на спортивных снарядах, они, выходя во двор, показывали сверстникам высший пилотаж. У них были здоровые амбиции к здоровому образу жизни. Они могли подтянуться 20 раз на перекладине и выполнить такие упражнения, какие были не по силам их сверстникам.
- Вы ведь воспитали еще и чемпионов по шорт-треку?
- Как-то раз мою команду из Коврова вместе со мной пригласили в Новоуральск на соревнования по шорт-треку. И мне захотелось попробовать! Но для участия в соревнованиях надо было найти хорошие шорт-трековские коньки с длинными полозьями и специальное обмундирование. Ничего этого не было. Неожиданно помог друг детства, бизнесмен. Он дал денег и на норвежские коньки, и на экипировку – комбинезоны, шлемы. Я считаю, что все должно быть настоящим и лучшим. Детей нужно приобщать к спорту обязательно как настоящих спортсменов!
В итоге я вывезла двух ребят на соревнования в Новоуральск. Лена Смирнова завоевала бронзу на дистанции 222 метров. Саша Шаманашвили стал третьим в дистанции на 1,5 километра. Помню, Сашу на длинной дистанции выносило за бортик. Переживала за него. Однако разобраться помог тренер Пензенской команды – он сделал у коньков загиб, и все стало нормально…
Еще одна «звезда» - сейчас уже выпускница школы Ирина Балашова. На всероссийских соревнованиях по шорт-треку в Йошкар-Оле ее отобрали в запасные в сборную России. А в этом году нас неожиданно пригласили поучаствовать во Всемирных Пре-играх в Швеции. В итоге Ира завоевала бронзу на дистанции 333 м и золото в эстафете!
Радость детских побед помогает двигаться вперед, строить новые планы. Спорт – это социализация особенных детей, приобщение к здоровому образу жизни, отвлечение от пагубных влечений. Когда старшие ребята занимаются, то они подают пример младшим. И это их вдохновляет. Говорю какому-нибудь ребенку, указывая на хорошего спортсмена: «Вот он окончит школу, коньки тебе достанутся!». Никогда не жду благодарности от моих особенных ребят. Но когда выпускники школы приходят и интересуются, как у меня дела, я понимаю, что сделала в этой жизни нечто хорошее.
Читайте также: Владимирские художники дарят картины медработникам