Форумы проводить негде
- В СССР всегда был акцент на индустриальное развитие, а на туризм ставок не делали, - говорит Дмитрий Козлов, кандидат экономических наук, директор российско-турецкого холдинга, специализирующегося на приеме отдыхающих на турецких курортах. - Поэтому культура туризма в нашей стране и в нашем регионе все еще находится в зачаточном состоянии, хотя потенциал — огромный. Чем интересна отрасль: хороший турпродукт — такая штука, которую можно продавать многократно. Ведь вся инфраструктура остается в стране-хозяйке, при этом туризм подтягивает сопутствующие отрасли: пищепром, легпром, сферу услуг во всем ее многообразии.
Например, у холдинга, в котором работает Дмитрий, помимо широчайшей сети партнеров, есть собственные 12 отелей, небольшая авиакомпания, свой транспорт для трансферов туристов, а также дочернее предприятие по выпуску сельхозпродукции (овощи, фрукты, мясо, молочка), обеспечивающее потребности отелей туроператора в горячий сезон.
Чего недостаточно конкретно во Владимирской области, столь богатой на историческое и архитектурное наследие? Прежде всего, инфраструктуры, начиная с дорог и разноплановых отелей. В часовых пробках из Москвы никто из туристов стоять не хочет. А отелей для потребностей делового туризма с его форумами и конференциями у нас не существует в принципе (от 400 номеров, с большими ресторанами и просторными конференц-залами и т. п.).
С квалифицированным персоналом тоже засада: в отелях и общепите часто работают люди с образованием юристов, экономистов, менеджеров, просто не обладающие навыками требуемого для отрасли гостеприимства. По словам эксперта, регионы, которые, не имея опыта и профильных вузов, хотят развивать туризм у себя, обычно действуют так: отправляют на стажировку в процветающие компании своих людей в ранге руководителей, чтобы те потом прививали необходимый опыт всему остальному персоналу.
Однако у нас в регионе профильный вуз есть: в ВлГУ работает целый институт туризма и предпринимательства. Дмитрий Козлов говорит, что «работа по созданию кадровой политики там уже началась». При этом студенты проходят практику как раз в компании Дмитрия: «Мы стараемся реально учить ребят делать хороший турпродукт, а они этот опыт потом оттранслируют во Владимирской области».
В поисках своего Лувра
Но что первично — спрос или инфраструктура? Люди любят хорошие дороги, отели и рестораны, но только ради них они в другие города и страны не ездят. Им нужны знаменитые «маночки» уровня Хоббитона в Новой Зеландии, Лувра в Париже, мест съемок «Игры престолов» в Дубровнике или Колизея в Риме. А вот когда уже приезжают, то хотят еще и комфорта.
Во Владимирской области есть великолепные памятники архитектуры — ничуть не менее значимые, чем тот же Колизей. Но! Мировой — или, если хотите, попсовой славы им пока не хватает. Эксперт говорит, что у него уже есть идея, как прославить регион, чтобы о нем узнали во всех концах света, но подробностей пока не сообщает.
Событийный туризм - тоже хорошая и прибыльная идея (доказано карнавалами в Рио, например). Однако событие, если есть расчет на долгоиграющую историю, должно организовываться на высоком — точно не самодеятельном уровне. Кстати, Дмитрий Козлов уверен, что для этого нужны не только и не столько серьезные деньги, сколько (прежде всего!) квалифицированные кадры:
- Во Владимирской области, к сожалению, пока не хватает креативных идеологов на стратегию развития туризма. Если говорить совсем упрощенно: нет хорошего туристического массовика-затейника. Вторая проблема (не только региона) — отсутствие нацпроекта по развитию туризма. Хотя уже появилась информация, что такой проект разрабатывается в правительстве и будет финансироваться в районе 80 млрд в год. Если так, то он реально позволит простимулировать движение предпринимателей в этом направлении.
Все свое!
Эксперт уверяет, что мелочей в турбизнесе не бывает. Например, 80% клиентов его компании — это граждане России. В этой связи львиная доля принимающего на курортах персонала — тоже наши земляки.
- Мы работаем строго по менталитету, - говорит Дмитрий. - Если едет российский гость, его встречает российский сотрудник. Человеку так комфортнее, он больше доверяет компании, потому что общается с человеком, априори понимающим его менталитет. Едут украинцы — их встречает украинец. Белорусы — белорус. Литовцы — литовец. И так далее. Это должно быть философией любого принимающего оператора — сделать все, чтобы турист почувствовал себя королем, о котором заботятся на всех этапах за приемлемые деньги. Чтобы он не заморачивался на отдыхе от слова «совсем».
Кстати, агрегаторы туров операторам курортного отдыха не помеха, говорит Дмитрий: «Пакетный тур обходится дешевле самостоятельного подбора рейса, отеля и прочего. При этом в самостоятельной поездке человек все организует и за все отвечает сам».
А за счет чего те же турецкие курорты держат те самые приемлемые пакетные цены на свой знаменитый all inclusive? За счет большого оборота (точно по формуле Ингвара Кампрада «Лучше продать 600 стульев дешевле, чем 60 за большие деньги») и приверженности турков делать самостоятельно все, что только можно: от оборудования и полотенец до, как уже сказано, производства продуктов питания. Разве что дорогой брендовый алкоголь приходится закупать. В остальном практически все, чем пользуются российские туристы в Турции, произведено в самой Турции. Заметьте, не как у нас — почти все из Китая, верно? «Каждый бизнесмен там стремится к тому, чтобы деньги оставались у него в обороте», - улыбается Дмитрий. Логика в этом есть: большая часть маржи зарабатывается отраслью не на размещении гостей, а на допуслугах (сувениры, спа, экскурсии, прогулки на корабликах и т.д.). Эксперт даже говорит, что допуслуги — это половина оборота принимающей туриста стороны.
Потерянный сезон с отложенными бронями
Впрочем, в этом году из-за пандемии все печально даже на излюбленных нашими людьми зарубежных курортах. Отрасль по уши в убытках. И речь не об агентствах, которым «все равно что продавать — путевки, пирожки или гайки». Проблемы именно у создателей турпродукта.
Например, упомянутый российско-турецкий холдинг на подготовку к сезону-2020 потратил порядка 50 млн долларов. Деньги ушли на авансы за блоки в чартерах, на бронь номерного фонда более чем в 2 тысячах отелей на Анталийском побережье... Им ведь тоже нужны деньги на подготовку к приему гостей. А сезон толком не начался. Российским туристам Турцию пока не открыли — и откроют ли в этом сезоне, неизвестно. Хотя на побережье уже принимают туристов из Украины, Казахстана и некоторых других стран. Но россиян они количественно не заменят. В итоге 60% отелей вообще решили в этом году не работать: чем заполняться на треть и, работая, терять господдержку (а в Турции она на потоке), лучше переждать.
Но как быть с туристами, которые уже заплатили за путевки, а поехать из-за ограничений не смогли?
- Здесь мы идем от обратного, - поясняет эксперт. - До сезона мы перечислили нашим партнерам авансы. А теперь отель не оказал услугу — он нам должен. Авиакомпания не оказала — то же самое. Транспортная и страховые компании — должны. Ну а мы должны потребителям, купившим у нас туры. Только в мае мы собирались принять более 100 тысяч туристов из России. И вот это мы и будем реализовывать, когда появится возможность по сан-эпидобстановке. Скажу так: договоренности со всеми партнерами о сохранении цен по проданным турам есть. То есть все забронировано.
На вопрос, почему — при заявляемом выходе на плато по коронавирусу — для россиян не открываются любимые ими массовые направления (Турция, Кипр, Болгария), Дмитрий Козлов отвечает так:
- Не исключаю, что это стратегическое решение. Расчет на развитие отечественного юга. Конечно, есть люди, которые не поменяют любимое направление и лучше останутся дома, но есть те, кто, скажем так, вместо Средиземного моря поедет на Черное. Даже с учетом выросших там цен. В принципе, это логично — постараться оставить больше туристических денег в стране, когда экономика из-за пандемии просела. Но, кстати, для бизнеса поднимать цены так, как это произошло в этом году на отечественном юге, очень недальновидно: клиентская лояльность так не воспитывается. В ситуации, когда нет иного выхода, человек, может, и приедет. Но никогда не вернется, если почувствует, что раньше с него взяли втридорога.
Кстати, на 2020-й прогнозировался 4%-ный рост международного туризма, но эти ожидания, конечно, не учитывали приход пандемии и связанных с ней ограничений.
Читайте также: Владимирская область заняла шестое место в ЦФО по числу малых предприятий