Все изменилось с развитием автомобилестроения и падением цен на машины. Они, благодаря преимуществу в комфорте и отсутствию необходимости крутить педали, утверждает ресурс greenbelarus.info, вытеснили с улиц «двухколёсных конкурентов». А вот когда стали скакать цены на нефть, начался экономический кризис плюс люди задумались об экологии, ситуация начала меняться.
Сейчас в мире насчитывается около 1 миллиарда велосипедов. Из них примерно половина — в Китае. Сайт ru.rayhaber.com также утверждает, что в США — 100 млн двухколесных машин, в Японии — 72,5 млн, в Германии — 62 млн, в Бразилии — 40 млн. Кстати, в Бразилии несколько лет назад люди допротестовались до того, что местные власти пошли на строительство велосипедной инфраструктуры в бедных районах.
Но все же корректнее звучит не общая цифра (населения-то у кого густо, у кого - пусто), а число велосипедов на определенное количество жителей. Так вот, мировая велосипедная столица — это Копенгаген, где больше половины жителей ездит на работу и учебу именно велосипедами. Для сравнения: в самом прогрессивном городе России — в Москве - лишь 0,04% поездок совершаются на велосипедах...
Тем не менее, в нашей стране, по разным данным, годовой объем велосипедного рынка - от 4 до 5 млн штук. Но точное количество не знает никто. В том числе - во Владимирской области. Нет таких данных ни у властей, ни в УГИБДД, хотя со временем какая-то статистика появится, учитывая, что с 1 января 2020 года в нашей стране введен налог на велосипеды, взимаемый разово при покупке «железного коня». Цена вопроса - 10% от стоимости. Официально это называется утилизационным сбором на раму велосипеда.
Бум и отчерченные дорожки
Со стартом пандемии мир пережил новый велосипедный бум. Все, очевидно, пытаются разнообразить досуг в отсутствие перспективы курортных и заграничных отпусков в этом году. Спрос вырос настолько, что товара стало не хватать. Производители не успевали, да и часть логистических цепочек оказалась разорвана. Ресурс www.bfm.ru, тем не менее, пишет, что рост продаж через интернет в России вырос у кого-то из игроков «на 150% к прошлому году, у кого-то - на 100%».
В среднем по стране в апреле и в первой половине мая спрос на велосипеды увеличился на 36%, хотя, по данным www.interfax.ru, производство велосипедов в карантинные март-апрель просело: если в марте выпустили 115 тысяч штук, то в апреле всего 55,8 тысяч. А по итогам четырех месяцев производство сократилось на 16,8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года - до 386 тысяч. Причина - «значительные проблемы со сборкой из-за поставок иностранных комплектующих».
Что любопытно, во Владимире повышение спроса на велосипеды не подтвердили. То ли через интернет наши спортмаги не торгуют, то ли запасы пополнить не смогли... Директор одного из магазинов заявила по телефону: «Какой рост продаж? Мы не работали весь сезон. А сезон продаж велосипедов заканчивается 1 июня!». При этом дама разговаривала с нами таким тоном, будто пандемию с ограничениями мы ей привезли...
Однако количество велосипедистов во Владимирской области — и особенно во Владимире ощутимо растет. Велосипедисты сейчас везде: в парках, на тротуарах, на обочинах проезжей части. Начала популяризацию самого экологичного и мобильного транспорта в регионе еще предыдущая губернатор Светлана Орлова. Она вместе с другими сотрудниками администрации лично участвовала в акции «На работу на велосипеде». И это по ее настойчивой инициативе ряд тротуаров в областном центре в свое время быстро расчертили под велодорожки. Орлова, правда, называла этот перфоманс с оттяпыванием части тротуаров «строительством велосипедной инфраструктуры».
Кому правила не писаны
По факту такое тесное соседство пешеходной дорожки с велосипедной (особенно на узких тротуарах вроде тех, что на улице Мира) приводит к постоянному недовольству пешеходов особенно невоспитанными велосипедистами, от которых им приходится разбегаться в разные стороны, и наоборот, потому что пешеходы тоже не гнушаются заходами на отчерченные велодорожки.
Знакомый сотрудник УГИБДД во Владимире сказал, что за смену ему приходится проводить порядка 10 воспитательных бесед конкретно с велосипедистами, которые мчатся по тротуарам и зебрам на полной скорости, не разбирая дороги, или, того хуже, выскакивают на проезжую часть перед едущим, намного более тяжелым транспортом. Кстати, результат такого поведения владельцев велосипедов плачевен: 32 аварии в области за полгода-2020, в которых два человека погибли и 30 были ранены. При этом, по данным пресс-службы областного УГИБДД, шестеро из раненых — дети и подростки.
Одно такое ДТП произошло 6 июля: 12-летний велосипедист на перекрестке не уступил дорогу «тойоте» с преимуществом в движении. В результате мальчик попал в больницу. Кстати, в УГИБДД говорят, что причиной таких столкновений чаще всего становится именно незнание правил дорожного движения владельцами велосипедов. А по этим правилам, движение велосипедистов возможно (в порядке убывания): по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов; по правому краю проезжей части; по обочине и — вот если нет ничего вышеперечисленного - по тротуару или пешеходной дорожке.
Однако в реальности почти все, кому не лень, гоняют по тротуарам. И не по краю, а по самой что ни на есть середине. Некоторые, если выезжают кататься компанией, едут в ряд — общаются. И вот куда в такой ситуации деваться пешеходам? Корреспондент «ВВ» была даже свидетелем сцены потасовки пешеходов и велосипедиста, который их задел, на улице Чайковского в областном центре. Впрочем, даже в Москве, невзирая на всю пропаганду экологичного транспорта, картина не многим лучше. Как пишет daily.afisha.ru, разговоров, дескать, много, но в реальности «если велотрафик и прирастает, то главным образом за счет поездок по тротуарам».
Триумвират противников: авто, вело, ходоки
На днях корреспонденты «ВВ» специально вышли на улицы Владимира, чтобы выяснить мнения всех заинтересованных сторон о (не)хватке велосипедной инфраструктуры в городе: велосипедистов, пешеходов, автомобилистов.
Первые опрошенные — молодая пара Алина и Никита. Ребята - спортсмены со стажем. Девушка из Владимира, ее молодой человек — петербуржец. Оба в унисон говорят, что ездить, по сути, негде, кроме улицы Мира. Но и на ней ущербные дорожки — те самые, отчерченные «при Орловой» на тротуарах. В итоге и велосипедисты заезжают на пешеходную часть, чем бесят пешеходов, и пешеходы заходят на велополовину, чем нервируют велосипедистов.
Правда, Никита добавляет, что нехватка велоинфраструктуры — это проблема всей страны. Куда нам до того же Копенгагена, где и дорожек полно, и даже установлены велосипедные насосы вдоль этих самых дорожек. А в немецком Берлине, например, и в испанской Барселоне в вагонах пригородных поездов и метро предусмотрены специальные места с креплениями для велосипедов...
Следующей останавливаем девушку по имени Оксана. Велосипедистов на тротуарах она называет проблемой, говорит, что некоторые мчатся на полной скорости, а если пешеход в наушниках, то сигнал «отскочить» он может и не услышать. Девушка сама чаще автомобилист, чем пешеход, и говорит, что велосипедисты на обочине ее тоже иногда напрягают - манерой езды, когда выскакивают перед машиной бодрым сюрпризом.
Еще одна авто-леди, Наталья, вообще называет поведение велосипедистов беспределом — особенно на переходах: «Со светофорами все понятно. Но на зебрах без светофоров многие, вместо того, чтобы остановиться, сойти с велосипеда и перейти дорогу пешим ходом (как положено), мчатся вперед. Просто пешеход, решивший пойти по зебре, двигается намного медленнее — и ты успеваешь его увидеть и затормозить. А эти ребята — как пульки вылетают. Особенно грешат подростки. Реально страшно кого-то сбить».
Следующий наш респондент — возрастной велосипедист в прекрасной форме. Он представился Владимиром, а внимание наше привлек тем, что предельно аккуратно ехал строго по отчерченной дорожке. Редкое явление. По словам Владимира, велосипед — его любимый вид транспорта, каждый день он намеряет на нем по 30-35 километров. Ситуация с инфраструктурой в городе ему не по душе. Как он корректно выразился: «Не всегда удобно». На вопрос, доводилось ли слышать хамские реплики от недовольных его передвижением по тротуарам пешеходов, Владимир уверенно ответил «нет». Но добавил:
- А я просто стараюсь не мешать пешеходам. Тротуары — это их пространство. Я еду по краю. Если не могу объехать, не беспокоя их, лучше поеду медленнее. Это же нормальная вежливость.
Сменивший пять автомобилей владимирец Антон велосипед для себя открыл три года назад. Про инфраструктуру говорит так: «Да ее не только во Владимире — нигде в России толком нет. Менять, конечно, что-то необходимо. Но честно говоря, велосипеды (Смеется. - Прим. Авт.) — на мой взгляд, не первостепенная наша проблема».
Едем в Парк 850-летия Владимира. Оттуда прямо навстречу нам выезжает милейшая пара: молодой папа с маленьким сынишкой. Знакомимся. Папу зовут Ростислав, четырехлетнего малыша — Лев. Ребенок, кстати, уже два месяца как освоил велосипедик. Ростислав говорит о серьезной нехватке велодорожек в городе, особенно — в Парке Дружба. Дескать, кататься с ребенком хотелось бы именно там, где воздух лучше. А вот на тротуары наш собеседник на велосипедах не выезжает: «Они на то и тротуары, чтобы по ним ходили, а не ездили».
В парке останавливаем пару бегунов с маленькой собачкой. Маму зовут Галина, девочку — Таисья.
- Хорошо хоть, что в парке есть подобие дорожек, - говорит Галина. - А вот на проезжей части соседствовать с велосипедистами опасно. Я как автомобилист это часто замечаю
А юная Таисья резонно замечает, что об опасности такого соседства должны думать обе стороны:
- - Некоторые мои знакомые, кто любят велосипеды, перед переходом не спешиваются, летят прямо по зебре. Но бывают же такие водители, что пытаются проскочить на красный! А это очень плохо для всех.
Жительница Владимира Аракся — как раз пешеход. Сшибать на тротуарах велосипедисты ее не сшибали, но, скорее, за счет быстрой реакции девушки, успевавшей отскочить на газон:
- В итоге я просто стараюсь ходить очень бдительно. Но, будь рядом маленькие дети, я бы серьезно беспокоилась такому низкому воспитанию наших земляков на велосипедах, которые не думают о том, что в городе должно быть удобно не только им».
В Добром построят счастье на километр
Велосипедистов, конечно, тоже жаль. Они уже оценили прелести этого вида транспорта: «физику» подтягиваешь, в пробках не стоишь, на топливо не тратишься, в автобусах не толкаешься, да и парковку найти легче — на одно парковочное автоместо спокойно встают 6 велосипедов.
Власти компактный (всем же пробки надоели) и экологичный транспорт явно приветствуют: во Владимире, например, недавно открыли велошеринг. То есть аренду велосипедов на специальных парковках за 2 рубля в минуту. Идея была рязанской компании, но это уже детали. Всего сейчас по велошерингу во Владимире доступны 150 велосипедов на 27 парковках — в исторических местах, парках и возле супермаркетов.
Однако проблема в отсутствии инфраструктуры. Велосипеды завезли, а ездить на них особо негде. По данным пресс-службы мэрии Владимира, в городе всего около 2 км велодорожек — и это в основном как раз те, отчерченные при Орловой части тротуаров, а не отделенные от тротуаров бордюрами и кустами отдельные пространства.
Проблему в городе, конечно, понимают. И даже планы строят по ее решению. Но путь этот, очевидно, будет долог, труден и по итогу не идеален, потому что настроить нормальные велодорожки по всему городу физически невозможно.
Нормальные велодорожки — это либо проложенные, отделенные от тротуара кустами, бордюрами и вазонами полосы, либо выделенные полосы на проезжей части. У нас в этом смысле главная проблема — существующие улицы некуда расширять, «слава» длинной постперестроечной точечной застройке, не учитывавшей потенциальный рост количества транспорта на дорогах и его дикую потребность в дорогах и парковках.
Вариант здесь только один — в новых микрорайонах сразу рассчитывать на велосипедный транспорт и строить для него то, что надо. На центральных улицах, увы, велосипедисты так и будут ездить по тротуарам и обочинам проезжей части, потому что проспектов во Владимире нет. А у без того переполненной проезжей части и в основном узких тротуаров просто нечего «отгрызать» на дополнительные полосы.
Планы мэрии на этот год по улучшению велоинфраструктуры касаются Доброго: использовать освобожденный от гаражей участок на четной стороне улицы Соколова-Соколенка (от школы дзюдо до выхода на улицу Куйбышева). Именно там хотят обустроить тротуар и велосипедную дорожку. Длина этой дорожки будет около километра, но затем ее удлинят до Суздальского проспекта и закольцуют. Ждем-с. Хотя и этот проект, как говорил незабвенный литературный персонаж, «не спасет отца русской демократии».
Читайте также: Зона отдыха на Соколова-Соколенка спроектирована под ЛЭП