Чтобы сады цвели повсюду
Удивительно, но до революции во Владимирской губернии, где среди жителей преобладали крестьяне, садоводство не было широко распространено на селе. И это несмотря на знаменитую владимирскую вишню и прочие известные на всю Россию плоды садов и огородов из нашего края. Случались и серьезные спады в производстве фруктов и овощей.
Сотрудники оценочно-статистического отделения Владимирской губернской земской управы за первое десятилетие XX века (в 1903 и 1910 годах) выпустили две обстоятельные книги в поддержку развития садов и огородов.
Ровно 110 лет назад во Владимире вышел из печати сборник под заголовком «Садоводство и огородничество во Владимирской губернии, их доходность и причины роста или упадка в отдельных местностях губернии». Составил издание земский статистик Михаил Антипович. Так появился самый обстоятельный обзор дореволюционных садов и огородов губернии, а также проблем их развития. Если вы интересуетесь, были ли большие садовые и огородные хозяйства до революции в селах, где жили ваши предки, то можно поискать в этой книге.
Вот, например: «В Юрьевском уезде: хороший яблоневый и ягодный сад гг. Калачевых при с.Весках, гг. Воронина и Патрикеева при с.Ратислове; г-жи Вовк-Рассохиной при с.Гнездилове, сад г.Пареного при с.Лычеве...»
И так - по всем уездам губернии. Чаще это были отдельные старые сады помещиков и других состоятельных людей. Но сверхзадача состояла в том, чтобы максимально засадить «правильными» и доходными садами и огородами сельские земли.
Земские статистики провели даже опросы крестьян, сельских старост, учителей, священников о том, какие фрукты и овощи в их деревнях уже выращивают и что мешает выращивать еще больше.
Что выращивали
Какие же овощи с огородов Владимирской губернии чаще отправляли на продажу?
Лидировали с большим отрывом капуста и огурцы. Затем по значимости шли картофель, лук, свекла, морковь, редька, брюква, чеснок, хрен, репа, тыква, редиска и укроп. Поступали на рынки также тмин, салат, петрушка и сельдерей.
Уже сформировались местные «бренды». В губернии гордились муромскими огурцами и суздальским луком. Лучшие овощи отправлялись в Москву и даже в Петербург.
С теплолюбивыми культурами было сложнее: «Делаются попытки разводить томаты, дыни и арбузы, но пока неудачно».
А что росло в садах?
«Среди плодовых деревьев и ягодных кустарников доминирующую роль везде в губернии играет яблоня», - уверенно делали вывод в земстве.
Следующим по значению садовым растением была владимирская вишня.
Из числа кустарников больше всего растили малину и смородину.
А вот выращивание крыжовника к 1910 году пришло в упадок из-за «известной американской болезни» - мучнистой росы.
Садовая земляника (виктория) и клубника часто культивировались как для себя, так и на продажу, но по широте распространения уступали ягодным кустарникам.
Среди других садовых растений выделялись сладкая рябина и терновник, но с целью продажи их выращивали лишь в немногих местностях.
Груша и слива тогда попадались в садах, скорее, «в виде исключения».
В целом, по статистике, садоводство сильно уступало по развитости огородничеству.
При этом «в некоторых местностях Владимирской губернии садоводство возникло и достигло известной степени процветания очень давно», отмечали в земстве.
«Сады нам достались от предков», - говорили крестьяне тех районов, где существовало промышленное садоводство.
При этом цифры статистики показывали: своих фруктов и овощей в губернии не хватало, их в большом количестве поставляли из других регионов.
Проблема климата
В земстве с тревогой отмечали: «Среди агрономов и некоторой части землевладельцев возникло течение, которое отрицает всякое экономическое значение садоводства для средне-северной части России». В том числе и во Владимирской губернии. Причину видели в суровом климате, неблагоприятных условиях весны и вредителях. Скептики утверждали, что хорошие урожаи в садах этой зоны возможны только раз в 3-4 года.
Однако сотрудники владимирского земства были убеждены, что «значение суровых климатических условий преувеличено». Ведь периодичность урожаев отмечалась по всей России, даже на юге.
Владимирские статистики не сдавались и приводили положительные примеры: «Все-таки на Владимирской выставке садоводства и огородничества 1909 года, несмотря на неурожаи, многие яблоки из крестьянских садов (с.Рождествено) останавливали на себе внимание своею величиной и красотой и были поэтому премированы».
Владимирские земцы верили, что урожаи станут более стабильными, если садоводство вести «внимательно и разумно», используя достижения науки.
Корень зла - в «темноте»
В общем, по итогам опросов селян, неурожаи заняли лишь одно из последних мест в списке причин, мешающих развитию садоводства.
Зато главную «причину зла» крестьяне видели в недостатке знаний по садоводству.
«Садоводство развито слабо, потому что требует научных указаний», - говорил староста из Шуйского уезда. «Крестьяне у нас садоводством не занимаются, потому что темнота мешает идти делу вперед», - полагал крестьянин Вуколов из д. Большое Маринкино Александровского уезда.
Научить садоводству предлагали на примере образцовых хозяйств, с помощью инструкторов от земства и специальной литературы.
«Развитию садоводства, по моему мнению, может помочь образцовый культурный сад, приносящий доход. Тогда крестьяне могли бы убедиться, что не плохая почва причина гибели садов в деревне, а не знание», - рассуждал крестьянин Пухов из села Кирюшина (ныне Камешковский район).
Еще одной проблемой были плохие присадки и саженцы из-за нехватки местных питомников.
«Если бы каждый мог получить хорошие сорта яблонь прямо с места, где их разводят, а то высылают и привозят очень плохие сорта, поэтому и охоты нет»,- объяснял крестьянин Кормилицын из деревни Тургенево Меленковского уезда.
Вредители
Конечно, тормозил садоводство и урон от вредителей.
«У нас в деревне есть много кое у кого крыжовнику, смородины и малины, но мы не пользуемся ими, потому что у нас их губит червяк», - писал крестьянин из деревни Савково Меленковского уезда.
Из Муромского уезда, где садоводство было очень развито, жаловались на... зайцев: «Каждый старается разводить сад, но не пускают особые враги — зайцы; губят яблони до 15 лет».
Вредило садам и людское «хищничество». «Нередко, особенно мальчишки, обивают яблоки начисто», - писали из Мытской волости Гороховецкого уезда.
Доводы «за»
В пользу садоводства приводили такие доводы, что сады и огороды ведут к уменьшению в крестьянских усадьбах «всяких заброшенных уголков, закоулков, очагов грязи и заразы».
В земстве указывали и на еще одну полезную сторону садов —противодействие распространению пожаров, «этого бича и ужаса деревни».
Из Черкутииской волости крестьянин сообщал: «Много мы заводим побочных противопожарных приспособлений, но на самое главное, кажется, мало полагается труда: чем больше деревьев, тем меньше огня!» Статистика свидетельствовала: в деревнях с садами у домов большие пожары разгорались реже.
Среди других препятствий для садоводства отмечались и дороговизна рабочих рук, и отхожие промыслы крестьян, и нехватка удобрений, и «неорганизованность сбыта, подрывающая цены в урожайные годы»...
До самой революции земство пыталось своими силами поддержать садоводство и огородничество. В советское время пришли совсем другие формы хозяйствования и технологии.
Но и сегодня, спустя 110 лет, есть энтузиасты, которые верят в возможность растить доходные сады на Владимирской земле.
Читайте также: Жители Владимирской области приняли активное участие в Олимпиаде-80