29 августа 2020 в 12:34

Владимирский бизнес «после пандемии»: скорее жив

Фото: Наталья Ларина
Окончательные итоги влияния пандемии-2020 и связанных с ней ограничений будут подводиться по итогам года, а пока Владимирстат ежемесячно «подбивает» цифры по самым характерным секторам региональной экономики. И вот какая картина получается.

Июльский шопинг

Оборот розничной торговли Владимирской области за семь месяцев составил 136,1 млрд рублей, что в товарной массе почти на процент меньше аналогичного периода прошлого года. Однако есть и некоторая позитивная динамика – оборот местной торговли в июле на 6 с лишним процентов выше июньского.

Кстати, июль пока самый успешный для владимирской розницы месяц года: мы все потратили в ней 21,2 млрд, до этого лучшие результаты были в марте – как раз на старте ограничений, когда многие бросились делать продуктовые и бытовые «запасы выживальщика», чем помогли сетям распродать даже не самые ходовые марки туалетной бумаги, макарон и консервов. В июле, как мы знаем, никакого покупательского ажиотажа не замечено (очевидно, все уже поняли, что «голых полок» в любом случае не будет – стоимость постоянных товарных запасов в торговле приближается к 13 миллиардам), но тратить деньги стали охотнее.

При этом показатели магазинов лишь на 0,4% меньше оборотов января-июля-2019, а вот кто просел, так это рынки и ярмарки – у них зафиксирован оборотный минус в 12%. Впрочем, в деньгах их доля не так велика – 5,7 млрд против 130,4 млрд у гипер и супермаркетов, а также магазинов у дома.

Еще одна тенденция – рост доли расходов на продукты питания. Конкретно на еду (включая напитки и, увы, сигареты) с начала года мы с вами все вместе потратили 74,3 млрд (54,6% от упомянутых 136 миллиардов). И, кстати, год назад мы за семь месяцев «проели» примерно на полтора миллиарда меньше.

А вот общепит, хотя и открылся, пока продолжает финансово страдать. Его оборот за семь месяцев составил 4,8 млрд, что на 26,7% меньше аналогичного периода прошлого года. Но все же те кафе и рестораны, что выжили в период «стопа», сейчас явно понемногу восстанавливаются: июль принес им 714,7 млн оборотных денег, что на треть больше июня. Впрочем, если сравнивать с июлем-2019, то картина для общепита пока неутешительная – минус 27,2%.

Надо больше грузов, хороших и разных

Транспортные перевозки – еще один важный сектор экономики, наглядно демонстрирующий ее состояние. И здесь тоже можно усмотреть повод для сдержанного оптимизма.

Согласно данным Владимирстата, за семь месяцев только железнодорожным транспортом во Владимирской области перевезено 882,7 тысячи тонн грузов, что на 2,6% больше аналогичного периода прошлого года. Впрочем, этот общий рост обеспечен перевозкой конкретно минеральных строительных материалов – там плюс 12,5% к АППГ. У всех остальных – традиционно железнодорожных товарных грузов (нефтепродукты, чермет, лесные грузы, зерно) пока минус. Хотя непосредственно в июле все таки зафиксирован рост перевозок не только стройматериалов, но и зерна с мукой, и лесных грузов.

А вот автотранспортные грузоперевозки пока в минусе к своим же показателям января-июля-2019: 2,2 млн тонн грузов – это гораздо больше, чем доставлено товара за тот же период по железной дороге, но - на 3,5% меньше автоперевозок автотранспортом за семь месяцев прошлого года. Однако конкретно за июль фурами и грузовиками в регионе перевезено 405,2 тысячи тонн грузов, что на 8,5% больше июня-2020.

Но если - даже в разгар ограничений - торговля работала, а значит, грузы для нее регулярно доставлялись, то, что касается перевозки пассажиров, проседание у отрасли налицо: минус 22% к аналогичному периоду прошлого года. Так что автобусные пассажироперевозчики не шутят, когда говорят о своих убытках из-за нескольких месяцев, когда большинство владимирцев сидело по домам на удаленке и в офисы, в госучреждения не ездило.

Что нам строит метры строить

Строительная отрасль – она важна не только сама по себе, но и как драйвер сопутствующих отраслей-сателлитов: тех же грузоперевозок и – особенно - производства стройматериалов. Поэтому самочувствие этого сектора – очень характерный показатель.

Как себя сейчас чувствует стройсектор? Несмотря на бодрое начало года, когда регион вошел в ТОП-16 рейтинга Минстроя, и на тот факт, что стройки в основном даже в пандемию не останавливались, планы по вводу жилья уже частично перенесены на следующий год – об этом на пресс-конференции сказал Михаил Романычев, директор областного департамента строительства и архитектуры. При этом власти находятся в постоянном диалоге с застройщиками – на случай, если тем понадобится поддержка для сохранения темпов сдачи объектов. Но о падении стройотрасли в сравнении с прошлым годом пока речи не идет. Общий объем выполненных строительных работ в январе-июле-2020 тянет на 21,5 млрд рублей (4,3 млрд в июле). Это на три с лишним процента больше аналогичного периода прошлого года в сопоставимых ценах. В том числе помогают госинвестиции в соответствии с адресной инвестиционной программой.

По жилью, как уже сказано, минус есть. Конкретно на 6,4%. Однако надо понимать, что план по вводу жилья в регионе априори был больше прошлогоднего. Пока застройщики всех форм собственности ввели в строй 3766 квартир общей площадью 359 тысяч «квадратов». При этом в семи городских округах и муниципальных районах объемы построенного жилья превысили их же достижения в январе-июле-2019: молодцы в этом смысле Владимир (рост в 2,1 раза), округ Муром (плюс 55%), Селивановский район (плюс 21,9%) и т.д. Стоит учитывать нюанс, что процент роста в таком относительно крупном городе как, например, Владимир, где ежегодно строится самое большое по метражу количество жилья, в абсолютных цифрах выглядит гораздо весомее, чем в том же Селивановском районе. Однако такая динамика в относительно кризисный год в любом случае заслуживает уважения.

Прибыль на убыток дает плюс

А теперь перейдем к главному – финансовой деятельности организаций (без малого бизнеса, банков, страховщиков и бюджетников). Но - пока только за полгода. По данным Владимирстата, 315 владимирских компаний сработали в январе-июне с прибылью – и вышло у них плюс 33,6 млрд на всех, а 228 показали убыток – 5,8 млрд. Сальдо – 27,87 млрд.

У каких конкретно секторов убытки? У добычи полезных ископаемых, у производителей напитков, мебели и одежды, у металлургов, у производителей готовых металлических изделий, компьютеров, электронных и оптических изделий, автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, организаций водоснабжения и организации сбора и утилизации отходов, а самый крупный минус (в 422 миллиона) зафиксирован у «производителей машин и оборудования, не включенных в другие группировки». Кстати, у упомянутого выше сектора «строительство» тоже, увы, в отчетах значится убыток – в целом 60 млн за полгода.

Кстати, по видам экономической деятельности самый хороший процент прибыльных организаций у химпрома и фарминдустрии – по 88,9% их предприятий работают с плюсом даже в этот сложный год. Для сравнения: у сектора «добыча полезных ископаемых» таких компаний сейчас всего 44,4% от общего числа организаций, а среди производителей мебели – вообще всего 40%...

Еще один любопытный показатель: суммарная задолженность владимирских компаний. Без учета малого бизнеса, банков, страховщиков и бюджетников она пока тянет на 314,1 млрд рублей (тут и долги поставщикам-партнерам, и платежи в бюджет и во внебюджетные фонды), в том числе 14,5 млрд – просрочка. Из этой суммы немногим меньше 2 миллиардов – долги по кредитам банков и займам.

Дебеторка тех же предприятий равна 159,6 млрд, включая 14,2 млрд просрочки, почти 90% которой приходилось на долю покупателей их товаров и услуг.

Читайте также: Жители Владимирской области накопили в банках по 150 тысяч на человека

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 20:05 Полиция разбирается в обстоятельствах гибели пациента скорой помощи в Бараках
В пресс-службе УМВД России по Владимирской области "ВВ" рассказали подробности инцидента, который произошел ночью 20 ноября. Медики скорой помощи везли на госпитализацию пациента 1987 года рождения, однако в больницу он…
вчера в 19:19 Муромлянин сгенерировал фейковый электронный перевод при покупке телефона
31-летний ранее судимый местный житель стал фигурантом уголовного дела после того, как решил завладеть телефоном 41-летнего земляка. Тот продавал его, разместив объявление в социальных сетях. Подробности этой истории соо…