Суздальское Ополье сейчас – едва ли не единственная историческая область Руси, где Институт археологии РАН систематически ищет и обследует средневековые сельские поселения на большой территории. Цель - воссоздать динамику расселения наших предков, выяснить, почему расцветали и угасали поселения. По сути, археологи исследуют центральное ядро Суздальской земли - каким оно было и как определило развитие Северо-Восточной Руси в X-XIII веках. Ведь Северо-Восточная Русь стала в итоге центром Российского государства.
Экспедиция, которую возглавляет директор Института археологии РАН, почти за 20 лет не пропустила ни одного летнего сезона раскопок, — в Суздальском, Юрьев-Польском районах Владимирской области и Гаврилово-Посадском районе Ивановской области.
Даже «ковидный» 2020-й принес новые открытия, пусть и пришлось позже начинать раскопки, ограничивать количество их участников и т.п.
Всего почти за 20 лет ученые обнаружили около 20 тысяч интереснейших находок, собрав самую большую базу данных по сельским поселениям средневековой Руси.
Но кроме плановых разведок археологи ведут так называемые спасательные раскопки на местах будущего строительства. Например, сейчас такой раскоп появился в древней Кидекше.
По большому счету, археологи копают в Ополье уже около 170 лет. Недавно Институт археологии РАН - и вслед за ним «Владимирские ведомости» - сообщили о раскопках могильника X-XII веков у села Гнездилово Суздальского района.
Он был утрачен (после обнаружения легендарным графом Уваровым еще при императоре Николае I) и долго скрыт под пашней. И вот спустя 170 лет снова найти и уточнить границы этого некрополя помогли не только материалы экспедиции Уварова, но и новейшие технологии. Речь идет о геоинформационных системах (ГИС) и геофизике в рамках специального проекта Института археологии и Государственного исторического музея (ГИМ). Проект финансирует Российский научный фонд.
- Абсолютно новаторский проект использования ГИС и геофизики для широкого поиска утраченных погребений, - говорит академик Макаров. - Это совместная работа геофизиков, специалистов по ГИС-технологиям и археологов. Один из инициаторов тесного междисциплинарного взаимодействия – научный сотрудник ГИМ Анна Красникова. Мы получили геофизическую карту участка площадью почти 5 га у села Гнездилово. Так - еще без раскопок - появилась возможность увидеть места расположения курганов и захоронений, выявить пространственную организацию могильника. Это было абсолютно невозможно еще 5-10 лет назад. Теперь мы можем не вскрывать всю площадку, а выбирать те объекты, которые считаем самыми интересными. Наши раскопки этим летом подтвердили прогнозы геофизиков о расположении курганов и погребений.
В могильнике Гнездилово обнаружены захоронения, которые не раскопал в свое время Уваров. Также найдено более 150 разных предметов из цветного металла и железа восточно-славянского, поволжско-финского, скандинавского, арабского, византийского происхождения.
Еще один новый проект Института археологии, связанный с древностями Ополья – изучение средневековой христианской металлопластики. На раскопках найдено более 300 предметов христианского искусства, в основном домонгольского времени – кресты, иконки, энколпионы.
- Уже три года мы ведем исследования по анализу материалов, из которых изготовлены эти предметы, в том числе состава черни, использовавшейся в их декоре, - вместе с Курчатовским институтом, располагающим самым современным оборудованием, необходимым для работы такого родf - объясняет академик Макаров.
Особенно много загадок таят энколпионы - небольшие ковчежцы, внутри которых верующие помещали различные реликвии для духовной защиты.
- Нас интересуют и материалы, из которых сделаны энколпионы, и те реликвии, которые в них помещались, - говорит Николай Макаров/
Археологи ожидали, что найдут в ковчежцах останки мощей, а исследования материаловедов показали присутствие тканей... Так что нам еще многое предстоит узнать о жителях Ополья.
Например, сразу в нескольких селищах обнаружены стили: металлические заостренные палочки с красивым навершием - средневековые «ручки» для письма. Надо заметить, что почва у нас в регионе очень плохо хранит дерево, бумагу, ткани. В ней даже бревна сгнивают полностью, не то что грамоты! Но стили для письма сообщают о том, что люди писали здесь и тысячу лет назад. И читали - что подтверждают найденные учеными металлические застежки для книг.
Еще один интересный предмет - маленькая бронзовая накладка в виде некоего зверька, стилистически напоминающая львов, сохранившихся на резьбе наших белокаменных храмов. Но накладка на что? На ремень? Или все-таки тоже - на переплет книги?
Другая любопытная находка: металлическая иконка - округлая, Богоматерь Оранта (с поднятыми руками без младенца), редкий вариант образа Богородицы на Руси. А вот на фото - фрагмент креста, обнаруженного прямо на месте строительства дома в селе Кибол, где базируется экспедиция археологов под Суздалем. Такие кресты c очень упрощенным изображением распятия относятся к XI веку, то есть к раннему периоду распространения христианства.
Николай Макаров продемонстрировал нам еще одну эффектную вещь - боевой топор. Это универсальное оружие, которое было распространено во всех древнерусских землях. А вот в захоронениях топоры встречаются редко: с принятием христианства стал уходить в прошлое языческий обычай снабжать покойного оружием. Кстати, почти за 20 лет раскопок в селищах Ополья найдено всего 4 таких топора.
А вот и «заморская» диковина - монета из Ирана VI века эпохи Сасанидов, драхма шанхиншаха (императора) Хосрова I. Ее использовали в качестве подвески. На ней изображен сам властитель, который правил более 20 лет. Такие монеты чеканились в Иране до прихода ислама, после чего изображения людей с монет (и не только) пропали в силу требований новой религии. Но находка подтверждает, что сасанидские драхмы с «портретом» Хосрова еще долго попадали на Суздальскую землю благодаря торговле.
Возникает логичный вопрос: кто из жителей Ополья пользовался этими изящными вещицами или был погребен с боевым топором. Вряд ли простолюдины. По сути, эти находки расширяют наши представления о том, какой была сельская суздальская элита того времени. Оказывается, еще в домонгольский период здесь было немало состоятельных людей. Владельцев застежек, накладок, стилей тех далеких веков мы можем сравнить с современным «средним классом».
С 2001 года в Ополье открыто и задокументировано 390 селищ наших предков. И это, по оценками академика, лишь четверть тех поселений, что здесь существовали до татаро-монгольского нашествия. Так что археологи продолжают поиск и изучение находок в нашем регионе.
Кстати, Институт археологии РАН публикует важнейшие результаты изысканий на своем сайте.
Читайте также: В средневековом Владимире разыгрался кровавый политический детектив