Музыкант Андрей Оплетаев однажды сказал: «В условиях гастролей, с их избытком людей и разговоров, замкнутое личное пространство ...действует как поход к хорошему массажисту». Так ли это — решили выяснить «ВВ» и отправились на однодневные гастроли в Москву вместе с труппой Владимирского академического театра драмы.
Поехали!
Отъезд был назначен ровно на шесть утра. Сбор — у служебного входа в театр. В час дня артистам предстояло выйти на сцену в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве. Так что проснуться всем пришлось в четыре. Директор театра Борис Гунин строго-настрого велел не опаздывать, так что самые беспокойные подошли с запасом в полчаса, успев подмерзнуть к моменту старта. Разогревались шутками. Артист Владимир Лаптев предложил взять прокатные велосипеды и на них двинуть в столице — заодно, дескать, согреемся. А еще актеры размышляли вслух, зачем всем обязательно велели надеть медали «Участник военной операции в Сирии» - труппе вручили их за выступление с «Молодой гвардией» на военной базе «Хмеймим» в самый разгар военной операции. В итоге пришли к выводу, что это просто некий патриотический символ.
В автобусе девчонки просят включить печку, чтобы согреться, их коллеги шутят — есть способ лучше, сто грамм. «Способ лучше только после спектакля!», - сразу пресек веселье Борис Гунин. «А я фашиста играю, мне можно», - парирует Лаптев. Как только тепло от печки согрело салон, пассажиры задремали.
До Москвы домчались быстро. Небольшая остановка в придорожном кафе - самое время позавтракать и насладиться чашечкой кофе. Однако всё на бегу. В час – начало, а до того нужно смонтировать декорации и успеть порепетировать. А как получится с учетом пробок?
В пробках, чтобы скоротать время, актеры травили байки. Например, про то, как в спектакле «По щучьему веленью» печка, управляемая неопытным монтировщиком, снесла на сцене все декорации. Или как в «Алисе в стране чудес» упала в яму «лошадь» - точнее, два актера, которые ее изображали. Почему-то такие казусы случались, если судить по рассказам, чаще на детских спектаклях. Но малыши от этого всегда в восторге.
На место мы прибыли к полудню. Рабочим сцены нужно за час успеть разгрузить весь реквизит (его отправляли отдельной машиной), смонтировать декорации, а артистам — грим, костьюмы, войти в образы...
Рояль в дверях
Режиссер «Молодой гвардии» Владимир Кузнецов осматривает сцену, решает, как и какие декорации можно монтировать:
- Условия всегда разные, площадки разные. Нужно импровизировать. Но это не самая большая проблема. Мы много выезжали, выступали на самых разных площадках, в том числе - в полевых условиях. Научились адаптироваться. А в этом спектакле декорации очень мобильные. Вся сценография - это мир, вывернутый наизнанку: разбомбленный город с огромным количеством деталей-обломков: досок, ящиков, дверей, шин, из чего на сцене собираются «истории».
Эта постановка, кстати, объехала всю страну, кроме Иркутской области, Красноярского края и Бурятии. А кроме того, побывала в Донецке, Луганске, Краснодоне.
Сейчас сложности возникли только с роялем, который никак не хотел «проходить» в двери. Думали уже нести его через другой вход — с огромным крюком вокруг здания, но в результате втолкнули инструмент внутрь. У рояля на сцене – одна из главных символических нагрузок. Он сопровождает и довоенные мечты молодогвардейцев, и последние минуты их жизни, превращаясь в надгробие.
Пианиста Степана Сафронова играет Георгий Девятисильный. Меня заинтересовала надпись у него на футболке – цитата Станиславского: «Нет маленьких ролей, есть небольшие актеры». Георгий признается, что просто футболка нравится, а высказывание лукавое - для артиста, потому что на деле все мечтают о главных ролях. Он вот мечтает сыграть князя Мышкина в «Идиоте». Но пора переодеваться и гримироваться.
Ящики с костюмами примостились на лестнице. Гримерок две. Женская в рекреации, мужская в комнатушке. Заведующая костюмерным цехом Надежда Данилова помогает актерам облачаться. Даже носочки различает, где чьи. Хотя на первый взгляд они совершенно одинаковые.
- Да что вы! Вот на этих же полосочки есть! – такой специалист точно ничего не перепутает.
Девушки во время грима успевают обсудить секции и кружки для детей и «прогнать» диалоги. Причем, несколько сцен репетируют одновременно. Текст все знают наизусть — 75-й показ как никак!
- Мандраж все равно есть, - признается Валерия Емельянова. - С марта не играли вообще ничего из-за карантина. А этот спектакль не играли год. И дело не в тексте, а в том, что нужно восстановить некие тонкие взаимодействия актеров. А этот спектакль особенный. С «Молодой гвардией» мы были в Дальнореченске, на границе с Китаем, там когда-то случился военный конфликт, и не осталось ни одного дома, где бы не погиб военнослужащий. Днем нам это рассказали, а вечером мы играли. Конечно, мы заряженные вышли. Или в Краснодоне. Мы были и на той шахте, и в музее. А потом вечером - на сцену. До сих пор вспоминаем мальчика из третьего ряда – мы только начали играть, а он уже весь обрыдался. У меня и сейчас мурашки по коже, как вспомню. Каждый город что-то новое дает и нам, и спектаклю.
Тем временем на сцене фрагменты репетиции — одновременно с финальным монтажом декораций.
- Товарищи немцы, не трогайте, пожалуйста стул! И рояль не двигайте к самому краю!
Но планы опять несколько меняются. Заключительный форум Международного патриотического проекта «От общей Победы к общему миру», который проводят «Боевое братство» и Юнармия на средства президентского гранта и при поддержке Минобороны, продлился дольше запланированного, а потому у наших артистов появилось дополнительное время, чтобы прогнать еще несколько сцен.
Премьерам быть!
В зал вошел губернатор Владимир Сипягин. Борис Гунин рассказал ему о планах театра. Несмотря на закрытие во время пандемии и трагедию с пожаром, труппа подготовила несколько премьер. Пройдут они в ОДК, Арт-дворце, на малой сцене театра, не пострадавшей от пожара. Первые премьеры владимирский зритель увидит уже осенью. В том числе постановку «Идиота» от режиссера «Поминальной молитвы» Петра Орлова и новый спектакль Владимира Кузнецова о блокадниках «Искупление». Одна из премьер - по пьесе, написанной машинистом сцены Андреем Кулагиным.
- Юра Круценко читал мои пьесы, ему нравилось. Предложил «замутить» что-нибудь совместное. Решили делать пьесу для трёх актеров, чтобы в ней был старый ламповый радиоприемник и необычное событие. Вроде интересно получилось, - скромничает автор.
Пьеса «Желанная» вошла в шорт-лист двух конкурсов, проводимых Минкультом: «Автора на сцену» и «Время драмы». Призов, правда, не взяла. Но вообще-то вместе с Кулагиным призы не достались Улицкой, Садур и другим именитым авторам. Кстати, в этом году у Андрея Кулагина должно быть целых три премьеры. Еще одну его пьесу ставят у нас, на «Новой сцене», и в Саровском драматическом театре.
Но вот публика - юнармейцы, руководители военно-патриотических клубов, ветераны боевых операций - заполняет зал. Среди зрителей члены Луганского землячества. Для них это не просто спектакль, а семейная история. Дедушка Елены Валентиновны Павликовой, Степан Григорьевич Яковлев, был сброшен фашистами в шахту вместе с молодогвардейцами.
Давайте уже взлетать!
Спектакль, как, впрочем, и всегда прошел с огромным успехом, хотя не без «сюрпризов». Непривычная сцена и расстановка декораций все же подвели. Владимир Лаптев оступился и упал на сцену с довольно высокой конструкции. Публика решила, что так задумано: актер отлично обыграл это падение, мгновенно изобразив пьяный кураж фашиста. Режиссер потом даже рассуждал, а не ввести ли это падение в постановку.
После спектакля на сцену вышли два представителя Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» - Виктор Кауров и депутат ГД Дмитрий Саблин, чтобы наградить активистов проекта «От общей победы – к общему миру» общественными наградами. Среди лауреатов - директор Владимирского академического театра драмы Борис Гунин. А еще наш театр стал лауреатом премии Минобороны. Диплом должны были вручить еще в марте, но отложили из-за пандемии.
А потом настал тот момент, ради которого всех задействованных в спектакле просили надеть боевые «сирийские» медали — всем участникам вручили удостоверения ветеранов боевых действий.
Виктор Кауров сказал, что выступление в Сирии было настоящей служебно-боевой операцией. Дескать, после гибели в авиакатастрофе ансамбля имени Александрова у всех был шок — и требовалось особое мужество, чтобы полететь сразу после этого в зону боевых действий.
Мы два раза не могли взлететь по погодным условиям, - вспоминал Кауров. - Наша Народная артистка РФ, Галина Яковлева Иванова, подошла к летчикам и спросила: «Как же так? Нас там наши солдаты ждут. А мы не можем взлететь. Давайте уж как-нибудь взлетим, а потом как-нибудь сядем.» Мы благополучно взлетели и сели. Спасибо вам большое.
Актеры потом признались, что было страшно. Летели туда и обратно одним бортом с военными. Видели раненых, в иллюминаторах - сопровождавшие борт истребители. Да и в Сирии было неуютно и холодно, спали одетыми. Но все искупалось тем приемом, который «Молодая гвардия» встретила у наших воинов.
Одно из сирийских воспоминаний – баннер на авиабазе с фотографией Успенского собора, встретивший труппу на авиабазе. Его не готовили специально. Сотрудники авиабазы даже не знали, что за собор на фотографии. Просто выбрали из известных фотографий что-то родное, русское. Вообще у этого спектакля очень много провиденческих совпадений. Нынешний показ «Молодой гвардии» на Поклонной горе был 75-м - в год 75-летия Великой Победы. А в Краснодоне наши узнали, что у молодогвардейцев был театральный кружок, которым руководил тезка нашего режиссера – тоже Владимир Кузнецов.
После спектакля
Когда торжественная часть закончилась, актеров попросили не уходить за кулисы. За спектакль их поблагодарил Владимир Сипягин, сказал, что постановка «глубоко в сердце проникает». И добавил:
- Вы гордость нашей области. Я хочу не только поблагодарить вас за ваше творчество, но и заверить, что вы не одни. Пожар в театре – наша общая беда. Мы обязательно решим все проблемы. Этот сезон, конечно, очень не стандартный. К сожалению, постановки - только на других площадках и на природе. Но я прошу собрать все силы и пережить этот период. Наша главная цель – сохранить коллектив. А здание обязательно восстановим.
Кстати, традиционное гастрольное неустройство (в гримерках, например, даже чайников не было) воспринимается актерами как данность.
- Тут еще шикарные условия. Вот в одной из воинских частей на Дальнем Востоке выступали, так там сцена – три на три метра. И полтора метра все закулисье – за занавесочкой. Там и костюмерная, и гримерная, - смеется Владимир Лаптев. – И холод собачий. Я мундир прямо на джинсовый костюм надевал. А девчонкам так схитрить не получалось, заболели потом все. Но зато как нас там солдатики принимали!
- Это часть нашей работы – адаптироваться к любым условиям, даже к военно-полевым, - философски рассуждает Валерия Емельянова. – И площадки разные бывают, и организация разная, и дорога выматывает. Неизменно одно - теплый прием у публики. Он компенсирует все неудобства. Поэтому мы и любим гастроли. За новые впечатления, нового зрителя. А мы по нему соскучились. Как и друг по другу. А тут, наконец, дорвались до работы!
Актерские дети
Переодеваясь и снимая грим, актеры звонили домой. Предупреждали, что будут поздно. Анна Кукушкина, например, 10-летнему сыну Ивану давала инструкцию, что разогреть на ужин... Актерские дети – особая история. Им рано приходится становится самостоятельными. Но дошколят родители иногда берут с собой на гастроли.
- Когда мой сын был маленьким, мы его брали с собой в театр, он так и сидел за кулисами, - говорит Ирина Копылова.
Разумеется, не обошлось без разговоров о выданных удостоверениях.
- Для меня это важное событие. Сын подал документы в МАИ и в Бауманское на военную кафедру, а теперь ему, как ребенку участника боевых действий, какие-то льготы при зачислении положены. Мы волновались, успеем или нет получить удостоверения. Люди по пять лет их оформляют, а нам только полтора года делали. Повезло, - улыбается одна из актрис.
За этими разговорами нас застает приятное известие: труппу покормят. В фойе – полевая кухня. Половник гречневой каши с тушенкой, маленький пирожек и бутылка воды. Скромно, но вполне духоподъемно.
Домой отправляемся в отличном настроении, которое не портят даже московские пробки. В Балашихе все же заехали в магазин – прикупить еды на ужин в дороге. Зато потом «галерка», куда «загнездилась» театральная молодежь, запела. Солировали две Анны – Кукушкина и Зайцева. У обеих шикарные голоса. А еще на долгих перегонах люди порой развлекаются разными играми - в мафию, в «крокодила», в загадывание песен. Это своего рода эмоциональная разгрузка. А на передних местах в это время традиционно ведутся серьезные разговоры о теории драматического искусства.
Так мы и доехали до Владимира - уже ближе к полуночи. Что любопытно, на следующий день части труппы снова в дорогу - на гастроли в Смоленск. Наталье Демидовой, занятой и в этой постановке, выспаться, похоже, совсем не удастся. «Ничего, в автобусе отоспимся. Мы же артисты», - смеется очаровательная актриса.
Ранее мы сообщали: Коллектив драмтеатра благодарит Владимира Сипягина за поддержку