Мотокросс с его микстом из брутальности, драйва и позитива (мы не увидели на чемпионате ни одного хмурого или злого лица!) — именно из таких. Как сказала фотокорреспондент «ВВ», «можно бесконечно смотреть, как ребята летают на своих мотоциклах, и как они улыбаются после заездов». Реально завораживающее зрелище! «Ребята» здесь, кстати, от 8 лет и — по словам профи этого спорта - до бесконечности. Есть даже 70-летние действующие мотогонщики!
Открыл гонки лично губернатор!
На ковровский мотодром «Арена», где в минувшие выходные прошел дубль чемпионатов и первенств — России и ДОСААФ, мы приехали еще до официального открытия соревнований, в котором принял участие губернатор Владимир Сипягин. Организаторы — администрации региона и города Коврова, ДОСААФ, мотоциклетная федерация России.
Глава области назвал мотокросс «визитной карточкой Коврова» (не зря среди 20 владимирских гонщиков двух этих чемпионатов 8 — именно ковровчане!), вручил награды призерам первых финалов и понаблюдал за стартами. Всего на эти соревнования в Ковров съехались порядка 300 участников из 76 регионов России!
На момент нашего приезда по трассе, жужжа моторами, мчались самые маленькие гонщики чемпионата — будто бы на игрушечных машинах с объемом двигателя на 65 кубов. Хотя все виражи, прыжки у них были точно того же плана, что и у более взрослых спортсменов. Но иногда складывалось полное впечатление, что — вот-вот, все столкнутся и посыплются, настолько близко некоторые мотоциклисты ехали друг к дружке. И, кстати, «в природе» есть мотоциклы еще меньше, чем у самых-самых юниоров: как ласково называют их профессионалы мотокросса, «на 50 кубиков». Именно эти «кубики» обычно становятся самыми первыми машинами делающих первые шажки в этом спорте 3-5-леток. Ковровский юниор — 13-летний Семен Рыбаков, так порадовавший губернатора своей победой, ездит на мотоцикле классом 86 кубических сантиметров.
На наши опасения потенциально возможного дождя (небо то и дело затягивали тучи) Игорь Чех, директор Центрального спортивного автомотоклуба ДОСААФ России, улыбнулся: «Дождь нам не страшен! Наоборот, соревнования будут только зрелищнее. Куда хуже сухая жаркая погода, когда пыль столбом. С точки зрения безопасности — это кошмар, потому что видимость в шлемах сразу нулевая. Так что в жару трассу, наоборот, поливают, чтобы пыли было меньше».
Впрочем, и без пыли мотокросс — травмоопасный вид спорта. Хотя по трассе гонщики едут со скоростью 50-60 км в час (пустяки, казалось бы!), но нужно понимать, что это далеко не спидвей: визуально ровные утрамбованные места на деле далеко не ровные, а вязкие и ухабистые, из-за чего мотоциклы на них — на скорости! - будто пляшут, и удержать машину вертикально — та еще работа! Ну а самая зрелищная часть таких гонок — это вообще прыжки на мотоциклах с горок разной высоты и «разлета». Тренеры ребят, выстроившиеся вдоль трассы и жестами показывающие мчащимся воспитанникам, какой маневр лучше, сказали нам, что можно и до 70-80 км даже на самой неровной трассе разогнаться, но тогда просто костей не соберешь...
Мы и по снегу соревноваться будем!
Игорь Чех на вопрос про травматичность мотокросса, рассмеялся: «Конечно, у нас потравматичнее, чем, например, в шахматах. Но если серьезно - все дело в тренировках, в мастерстве».
По словам эксперта, в мотокроссе есть и девушки. Некоторые даже в мужских заездах участвуют. В Коврове мы таких амазонок не встретили, но в целом по России женщин среди мотогонщиков — от 5 до 7%!
Вершина достижений в этом виде спорта — звание «мастер спорта» и победа на чемпионате мира. В олимпийских играх мотокросса пока нет, но, как говорит Чех, «мы же стремимся войти в олимпийское движение».
Как мы выяснили, красота и магия мотокросса — очень дорогое удовольствие. Упомянутый мотоцикл «на 50 кубиков» (новый, от хорошего производителя) для самых маленьких стоит 300-400 тысяч. Для совершеннолетних гонщиков агрегат — раза в два дороже. А нужен не один мотоцикл!Всегда должна быть резервная машина. Экипировка (шлем и прочее) для крохотного спортсмена ненамного дешевле, чем у взрослого. Плюс мотоциклы нужно тюнинговать и регулярно перебирать, а это тоже затраты. Как и поездки на соревнования. Наверное, именно поэтому многие действующие спортсмены в мотокроссе — дети и внуки тех, кто сам добивался в нем больших успехов либо просто любит мотоциклы. Людям «не из движения» сложнее решить, стоит ли увлечение ребенка мотогонками таких денег и таких усилий. Чех подтвердил нам, что в мотокроссе много именно династий. Господдержка этого спорта, увы, пока очень мала, хотя до 2017 года, говори эксперт, ДОСААФ получал субсидии на развитие некоторых видов спорта, что дало мощный толчок для их развития. Но сейчас времена сложные, так что многое родители своих спортсменов тянут в одиночку. Хотя — при достижении определенного уровня — уже можно рассчитывать и на спонсорские контракты.
Хорошая новость: о ковровском мотодроме и соревнованиях здесь позитивно отзываются и тренеры, и гонщики. Как сказал нам отец одного из спортсменов: «Нюансы бывают, но они быстро исправляются. А в этом году организация соревнований вообще на замечательном уровне».
Профи мотокросса, по нашим наблюдениям, очень соскучились по чемпионатам: коронавирус ведь и их на несколько месяцев на «стоп» поставил. Все как один говорят, «надеемся, ковид с ограничениями не вернутся». «А вам не все равно пока? - спросили мы. - Зима же впереди, все равно соревнований не будет». «Еще как будут, - говорят в ДОСААФ. - Мы и зимой соревнуемся, на шипованных мотоциклах».
Наш шестикратный чемпион
Идем в «лагерь» спортсменов, где рядами стоят грузовики, фургоны и палатки — боксы команд гонщиков, где мотоциклы готовят к стартам. 22-летний Артем Назаров из Павловского Посада — мастер спорта и уже шестикратный чемпион России. А еще у него уже есть достижения и на международном уровне. Но вообще Назаровы - это целая династия в мотокроссе: брат Артема - Максим — на 5 лет старше, отцу братьев, Владиславу - 52 года. И все участвуют в гонках!
Артем впервые сел на мотоцикл в три года. На тот самый - «на 50 кубиков». Как смеется спортсмен, «сейчас он мне примерно по колено». Правда, через месяц пришлось расстаться с дебютным агрегатом: нужны были деньги на поездку старшего брата на юниорские соревнования, так что мотоциклик пришлось продать. А вот в семь лет пришел первый успех и к Артему: он стал вторым на чемпионате мира в классе «Дети». Кстати, в Коврове — согласно протоколам чемпионата ДОСААФ - братья Назаровы тоже оказались среди лучших.
Впрочем, дается это непросто. Когда я спросила, довелось ли ему «что-то ломать» на соревнованиях, он спокойно, с улыбкой начал перечислять: ключицу, два бедра, лопатку, берцовую... Судя по силе и стати спортсмена, все в итоге зажило и срослось, но прозвучал этот «список Назарова» очень впечатляюще. А он — ничего, не переживает. Говорит, что никогда не жалел о выборе занятия (хотя параллельно образование «зубного техника» успел получить): «Эта жизнь — как раз для меня».
Спросили мы чемпиона и про сырые трассы — действительно ли на них выступать лучше, чем на сухих? «Для зрителей — безусловно, мокрая трасса, когда грязь от колес летит во все стороны, это хорошо, потому что смотрится эффектно. А кроме того, интрига — может произойти все, что угодно. Например, лидер в этой грязи упадет, и кто-то с конца выберется на призовые места. Для нас сильная грязь на трассе — это дополнительные сложности, процесс выезда из грязи уносит все силы». Но! - при всей своей брутальности и драйве, мотокросс, по словам Артема, спорт, где нужно «включать голову». Дескать, без этого в лидеры не выбраться.
Без хорошего мотоцикла — по крайней мере, во взрослых категориях, тоже. «Именно в нашем классе очень большая конкуренция, уровень гонщиков растет, и мотоцикл очень много решает. Поэтому многие делают тюнинг подвески, амортизатора и т.д.», - говорит Артем. На вопрос, какая часть мотоцикла при приземлении с прыжка принимает на себя основную силу удара, наш собеседник ответил так: «По моему опыту - подвеска и колеса. Амортизация должна очень хорошо при приземлении работать, чтобы тебя с прыжка не отбило и не выкинуло. Если она работает — гонщик спокойно едет дальше. А вот если отобьет, это может привести к падению». А отбить «место, из которого ноги растут» - есть риск? «Конечно, - смеется Артем. - Именно поэтому большинство прыжков делается в стойке. А так есть разная техника прохождения этих этапов».
Родители действительно очень многое делают для детей, которых отдают в мотокросс. На западе этот спорт — это нам говорили все, с кем мы общались, - поддерживается финансово, плюс там у спортсменов есть шансы попасть в команды — и дело даже не в зарплатах, а в полном обеспечении мотоциклами и всем необходимым. Когда у гонщика уже уровень тех же Максима и Артема Назаровых — с серьезными достижениями, их замечают серьезные команды и спонсоры с рекламными контрактами. Но до этого счастливого момента проходят годы тренировок, колоссальных для среднестатистических семей затрат и полной самоотдачи родных потенциальных чемпионов.
Что интересно, не все девочки, девушки, женщины так восторженно реагируют на мотокросс, как мы. Артем говорит, что многие, наоборот, боятся смотреть гонки. Но тех представительниц прекрасного пола, кто приезжает на гонки и подбадривает своих фаворитов год от года все больше. И мы в «ВВ» понимаем, почему.
Подумаешь, столкнулись! Проскакивай!
Пожелав Артему, Максиму и их отцу удачи, отправляемся в юниорский бокс — к 12-летнему Михаилу Лебедеву из Котельников, у которого и папа — экс-мотогонщик, и дед — чемпион Союза.
Кстати, папа, по словам мальчика, был против его прихода в мотогонки из-за травомоопасности спорта, но дед убедил — дескать, нормальное мужское занятие. Мише оно явно по душе. Гоняет он с семи лет. А отец теперь вкладывает всю душу и все силы в его развитие. Он же тренер и механик сына.
Как выяснилось при интервью, мы видели заезд, в котором участвовал юный Миша Лебедев. Спросили, не боится ли он попасть в кучу-малу на трассе, если несколько спортсменов столкнутся из-за близкой дистанции? «Ну, бывает куча-мала, надо успевать проскочить или отползти», - философски заявил юный спортсмен. А на вопрос, чего он хочет добиться, мальчик тоже ответил вполне по-взрослому: «Все постепенно. Сначала хочу стать чемпионом России».
Отец Михаила — Максим, говорит, что был против прихода сына в мотогонки не только из-за потенциальных травм:
- Я хотел, чтобы он учебе больше времени уделял. Одно другому не мешает, мы возим с собой все его учебники, но совмещать объективно сложно. База закладывается все таки в детстве — либо ты учишься основательно, либо спорт.
И, тем не менее, вы делаете все, чтобы ребенок стал чемпионом!.
А как иначе? Я же подписался на это.
Стоят все эти усилия и затраты того?
Надеемся, что стоят. Надеемся на лучшее, что не зря все мы этим занимаемся.
Мы? Сообщество в мотокроссе такое дружное?
Не будь так, зачем этим вообще заниматься? Мы и детей приучаем — на трассе вы звери, а в обычной жизни должны быть друзьями. Это правильно, это по-человечески.
...Когда мы снова прибежали на автодром, то успели как раз к финишу заезда. Ребята подъехали прямо «на нас». Грех было не воспользоваться шансом на новое интервью. Один из ребят поднял щиток шлема и попытался смахнуть песок с лица (даже лучшие шлемы, оказываются, не защищают от того, чтобы песок не попал на лоб, щеки, в глаза и т. д.). Устало нам улыбнулся, представился по просьбе - «Алексей Орлов, из Краснодара». В гонках он с пяти лет. А потом снова нам улыбнулся, когда отвечал на вопрос - «Ну и как - вы здесь что-то выиграли?»: «Как бы - да... Чемпионат». Вот как за них таких — разве можно не болеть?
Читайте также: Андрей Чернов: "Кубков у моей дочери уже больше, чем у меня!"