За примером далеко ходить не нужно — молодая владимирская предпринимательница Мария Иванова успешно делегирует задачи сотрудникам, проводит презентации клиентам, подписывает договоры, и, кстати, всё дистанционно. Даже наше интервью прошло в «неклассическом» формате — я задавала вопросы из Владимира, а отвечала мне на них Мария в Питере через современный популярный мессенджер.
- По первому образованию я журналист. После того, как я окончила институт, захотела найти работу в Питере. Я искала, в какой сфере смогу применять свои знания и в то же время хорошо зарабатывать. Поэтому я устроилась PR-менеджером и редактором в IT-компанию eLama. Там я занималась развитием блога, публикациями в СМИ и ведением социальных сетей. Вот такой широкий функционал, но в принципе всё в одной сфере - в маркетинге. Тогда я и решила, что хочу продолжать развиваться в этом направлении. Позже я ещё работала PR-менеджером во владимирской IT-компании. Но мне захотелось больше свободы. Я просто осознала, что мне некомфортно работать в офисе — из 8 часов работы я успевала сделать задачи за 2-4 часа, а остальное время просто просиживала. Я теряла время впустую и не видела никакого развития. Тогда я поняла, что пора открывать свою компанию. Сначала работала как фрилансер. Сейчас у меня собственная контент-студия. Мы оказываем услуги в сферах PR, SMM и контент-маркетинга как на русском, так и на английском языках.
- «Удалёнка» может заменить работу в офисе? Качество работы от этого никак не пострадает?
- За время работы в eLama я полтора года работала удалённо, поэтому привыкла к дистанционному формату, и меня он нисколько не смущает. Это удобно и даёт свободу в плане перемещений. Сейчас, допустим, я нахожусь в Питере и работаю так же, как и из Владимира. Моя работа, мой офис – это ноутбук и смартфон. Очень много хороших специалистов работают в разных городах и даже странах. У меня есть копирайтеры из Украины, из Белоруссии и даже из Польши. Каких-то больших сложностей в работе с сотрудниками или в общении с клиентами я не испытываю - в основном мы общаемся по аудиосвязи. Но если у меня есть возможность встретиться с человеком лично, то я стараюсь ей воспользоваться. Это улучшает доверие, но при этом есть много клиентов, которые меня ни разу не видели, кроме как в социальных сетях или мессенджерах. И мы с ними хорошо сотрудничаем. Открывать офис сейчас, на мой взгляд — нецелесообразно.
- Насколько сейчас в целом развита сфера digital у нас в стране? Как с этим обстоят дела в регионах, например, у нас в городе?
- Сильные компании и команды могут быть наравне с европейскими. Например, я работала с одним маркетинговым агентством, их офисы находятся в Германии и в Испании. Это достаточно развитая компания, но не скажу, что наши маркетинговые агентства сильно от них отстают. Но если говорить о регионах, то вряд ли наши компании могут сравниться по уровню даже с питерскими и московскими. У нас слабее развиты знания в сфере digital и понимание у клиентов, зачем вообще выходить в онлайн. Конечно, их можно обучать, но у нас во Владимире предприниматели не всегда готовы вкладываться, потому что бизнес не настолько масштабный, как в крупных городах. Чаще всего это малый бизнес, который может позволить себе ограниченный бюджет на рекламу и на интернет-маркетинг.
- А что нужно, чтобы получать знания в этой области? Достаточно ли пройти самообразовательные курсы или нужно внедрять образовательные программы по SMM в институтах?
- Самообразование - это важно, но оно должно быть дополнением к основным образовательным курсам или очному обучению, потому что в этом процессе важно получать обратную связь от эксперта. Сейчас сфера digital быстро развивается, поэтому нужны сильные кадры. Я не знаю, возможно ли внедрить эти знания в программу института, но могу сказать по себе, что онлайн-курсы помогли мне компенсировать недостаток знаний по маркетингу и PR. Конечно, все основные знания, весь свой опыт я получила уже на работе — там меня обучали, поэтому я могла назвать себя подкованным специалистом. На курсы я пошла, чтобы, во-первых, систематизировать все знания, разложить всё по полочкам, а во-вторых, чтобы пообщаться с экспертами и узнать от них новые фишки в нашей сфере.
- Недавно вы участвовали в региональном этапе конкурса «Молодой предприниматель России» и заняли в нём 3-е место. Как оцените этот результат?
- Я была очень рада! Меня пригласили мои знакомые, которые до этого уже принимали участие в этом конкурсе. Я подала заявку, прошла отбор, затем выступила со своим проектом. Рассказала всё о своём бизнесе – от конкурентоспособности до каналов продвижения и управленческих навыков. Сейчас я принимаю участие в отборе на федеральный этап конкурса. Надеюсь, что удастся принять участие и в нём! Кстати говоря, всё так удобно совпало! До этого конкурса мы с моими друзьями все выходные учились в школе спикеров, как готовиться к выступлениям и как публично выступать. Когда я пришла на защиту, у меня не было никаких переживаний, потому что за день до этого я уже выступала перед аудиторией. К своей защите я подготовилась всего за пару часов. Вообще, формат презентации для меня – это обыденная тема, я часто готовлю их для клиентов.
- Хватает ли у вас времени на что-либо, кроме работы?
- Я сторонник того, чтобы всё было в балансе: и работа, и личная жизнь, и какие-то увлечения. Предпринимателю обязательно нужно чем-то увлекаться, ведь когда мы занимаемся любимым делом и пробуем что-то новое, у нас образуются новые нейронные связи, которые тоже помогают в работе: в принятии творческих решений, в разработке креативных идей. Но и забивать всё свое время отдыхом и развлечениями не стоит. Всё должно быть в гармонии. Я, например, увлекаюсь путешествиями - стараюсь каждый год выезжать в новую страну. В этом году, правда, не получилось, но я побывала в Карелии. Ещё я очень люблю заниматься спортом, особенно бегом. Для меня это и разгрузка, и накопление новой энергии. Недавно вот пробежала свою первую серьёзную дистанцию 10 километров, а затем приняла участие во владимирском полумарафоне «Золотые ворота»! Ещё я очень люблю джаз, стараюсь посещать все концерты, которые проходят у нас городе. В общем, пробую разные сферы, занималась танго и балетом, например.
- Вас не отвлекает такое количество увлечений?
- Человек должен постоянно развиваться, узнавать что-то новое и примерять на себя разные роли. Но в то же время желательно, чтобы это было не только развитие вширь, но и вглубь - ты должен быть экспертом в какой-то области. Например, в digital сфере я хотела бы развивать услуги на иностранном языке и работать с зарубежными заказчиками. Но мне интересны и другие направления, например журналистика - я уже много лет думаю о том, чтобы запустить своё СМИ, которое будет связано с моими хобби: спортом, стилем, lifestyle. Этот проект пока на уровне идеи, но я уже точно знаю, что это будет онлайн-СМИ.
- Из чего для вас складывается формула успеха?
- Это настойчивость и активность. Вообще, это качество общее для всех людей. Никому не нужен твой успех, кроме тебя. А ещё обязательно умение брать ответственность и исполнять обязательства. С безответственным человеком просто никто не захочет работать. И третье — находиться в гармонии с собой: я всегда стараюсь сбалансированно распределить свои ресурсы.
Блиц-опрос с Марией Ивановой:
- Если бы вы могли встретиться с любым человеком из когда-либо живших, то кто бы это был?
- Фредди Меркьюри.
- Книга, которую должен прочитать каждый?
- «Три товарища» Э. М. Ремарка.
- Совет, который вы бы дали себе 5 лет назад?
- Не бзди!
- Из чего складывается ваш идеальный день?
- Из работы над новым крутым проектом и из хорошего окружения.
- Если бы вы работали не в сфере digital, то...
- Я бы работала в журналистике или сфере туризма.
Читайте также: Андрей Чернов: "Кубков у моей дочери уже больше, чем у меня!"