В течение трех часов разговора звучали предложения о том, какой быть управленческой схеме в регионе. Отметим основные спорные моменты.
Диалог особой важности
Экспертный семинар состоялся по решению губернатора. Владимир Сипягин откликнулся на инициативу депутатов ЗС, высказанную на сентябрьском заседании областного парламента, где вице-губернатор Аркадий Боцан-Харченко представил новую структуру администрации региона. Сипягин поручил заместителям при доработке новой структуры администрации учесть замечания и предложения депутатов и общественников.
На площадке филиала РАНХиГС Позицию губернаторской команды отстаивали на дискуссии вице-губернатор Аркадий Боцан-Харченко, который курирует административную реформу, и первый вице-губернатор Сергей Шевченко, возглавляющий социальный блок администрации.
Приветствуя участников дискуссии, директор филиала РАНХиГС, вице-спикер ЗС Вячеслав Картухин подчеркнул высокий уровень собравшегося экспертного сообщества. Он отметил, что структура администрации области должна не только следовать федеральному образцу организации власти, но, прежде всего, быть эффективной и подходящей к особенностям региона. В этом и проявляется принцип федерализма.
Модератор встречи доктор политических наук Роман Евстифеев вначале познакомил всех с вариантами структуры управления в субъектах Федерации. Этот обзор подготовили вместе с наставником студенты РАНХиГС. Наблюдается большая вариативность распределения портфелей в администрациях и правительствах регионов. Выходит, что структура органов исполнительной власти в регионе зависит больше от местных условий.
Аркадий Боцан-Харченко вновь подчеркнул необходимость реформы. И в федеральном казначействе, в аппарате правительства, и в прокуратуре настаивают на срочном завершении во Владимирской области реформы власти, которая по разным причинам затянулась уже на 15 лет.
- Стратегия развития области останется документом на бумаге без новой эффективной системы государственного управления в регионе, - напомнил вице-губернатор.
Уже сейчас в областной администрации создан аппарат, обеспечивающий работу губернатора и его замов. Департаменты стали самостоятельными. Они распределены по блокам – политический, финансовый, экономический, инфраструктурный, социальный.
Споры как раз и идут о том, в какой блок и в каком формате, включить то или иное направление.
Сельское хозяйство
Одна из самых спорных тем: быть или не быть вице-губернатору по сельскому хозяйству, которого пока в предложенной структуре нет. Вячеслав Картухин за то, чтобы такой замгубернатора был, причем, — профессионал в аграрном секторе. Один из аргументов - это в традициях региона.
Отстаивать ту же необходимость прибыл из Меленковского района председатель СПК «Илькино» Сергей Кострюков. Он и профессор-экономист ВФ РАНХиГС Александр Новиков указали, что в других регионах есть вице-губернаторы по сельскому хозяйству.
Аркадий Боцан-Харченко все-таки заступился за включение агропрома в сферу работы вице-губернатора, курирующего все департаменты экономического блока. Иначе получится, что «аграрный» вице-губернатор будет направлять работу только одного департамента сельского хозяйства, а это не эффективно.
Туризм
Споры возникли и по поводу туризма, управление которым команда губернатора предложила включить в сферу департамента предпринимательства. Резон в том, что в этой сфере как раз и работают малые и средние предприятия.
По мнению руководителя Ассоциации туризма и гостеприимства города Суздаля Игоря Кехтера и председателя комитета ЗС по социальной политике Сергея Бирюкова, это может снизить значение отрасли туризма в регионе.
Не лучше ли включить туризм в блок экономического развития?
- Туристическая отрасль в нашем регионе является точкой роста, которую надо всячески развивать, - отметил по итогам дискуссии первый вице-губернатор Сергей Шевченко. - Те рациональные зерна, которые прозвучали в выступлениях наших коллег, имеют некоторые резоны. Я на это обратил пристальное внимание. И также доведу эту информацию до губернатора. Важно правильно построить работу структур, которые уже созданы в сфере управления туризмом.
Молодежная политика
Оживленную дискуссию вызвало и предложенное администрацией создание единого департамента молодежной политики и социальных проектов вместо двух прежних комитетов — по молодежной и социальной политике.
Есть те, кто очень обеспокоен, что без отдельного комитета по молодежной политике молодежи будет уделяться меньше внимания. Например, эти опасения высказал председатель Молодежной думы при ЗС Максим Быстров со ссылкой на мнения других молодых общественников.
Однако на экспертном семинаре возобладало другое мнение.
Вячеслав Картухин сказал, что не возражает против создания департамента молодежной политики и социальных проектов . Ведь уже по названию видно, что молодежная политика будет на первом месте. Однако важно найти очень эффективного руководителя этого департамента.
Сергей Шевченко привел весомый довод: молодежная политика в регионе просто не может быть второстепенной, потому что она является важнейшей на федеральном уровне. Это касается и социальных лифтов, и патриотического воспитания, и волонтерства.
- Акцент на молодежной политике сейчас очень востребован, - подчеркнул Сергей Шевченко. Он напомнил, что в духе поправок в Конституцию в Госдуме вскоре будут приняты поправки к закону о молодежной политике, которые еще усилят это направление.
Также Шевченко постарался убедить члена Общественной палаты области, сопредседателя регионального штаба ОНФ Галину Мизелеву в том, что и поддержка проектов НКО останется в приоритете.
А вот депутат ЗС Лариса Емельянова считает, что нужен единый департамент социального развития.
- Очень много предложений поступило относительно департамента молодежной политики и социальных проектов, - резюмировал Аркадий Боцан-Харченко. - Мы еще раз с моим коллегой Сергеем Борисовичем Шевченко обязательно взвесим все «за» и «против».
Природа
Член Общественной палаты и председатель областной организации Всероссийского общества охраны природы Галина Есякова высказала важные замечания по усилению блока структур, которые ведают природоохраной, лесом и экологией.
Мнение Галины Есяковой особо отметил Аркадий Боцан-Харченко:
- Касательно создания природно-ресурсного блока администрации области было высказано предложение – выделить специального вице-губернатора области, который курировал бы то, что связано с экологией, лесным хозяйством, охотничьими угодьями и прочим. Это интересное предложение, о котором будет доложено губернатору области.
Чтобы людям было лучше
- Прозвучали замечания относительно конфликта интересов в рамках инфраструктурного блока в связи с включением в него департамента цен и тарифов. Я повторно доложу об этом губернатору, - прокомментировал Аркадий Боцан-Харченко.
Доцент филиала РАНХиГС, социолог и политолог Дмитрий Петросян представил результаты опроса жителей Владимирской области об их оценке работы органов власти. Преобладающая оценка - «на троечку».
Петросян уверен: главное - чтобы жители заметили улучшения в своей жизни от работы чиновников.
Пора ставить точку
Участники дискуссии поблагодарили за нее друг друга. Вячеслав Картухин призвал такие важные обсуждения решений власти с экспертами продолжить, а Сергей Шевченко полагает, что площадку филиала РАНХиГС надо использовать для дискуссий чаще.
Аркадий Боцан-Харченко напомнил о срочности реформы:
- Я уже на заседании Законодательного Собрания сказал, что домашнее задание о реформе власти в регионе дано 15 лет назад. И в этой истории до конца этого года пора поставить точку. Я рассчитываю, что итогам и заседания ЗС и обсуждения в Президентской академии мы примем несколько нормативно-правовых актов по линии администрации области. Надеюсь на то, что на октябрьском заседании Законодательного Собрания пакет законопроектов, внесенных администрацией владимирской , будет рассмотрен во внеочередном порядке.
Ранее мы сообщали: Владимирской молодежи объяснят смысл поправок в Конституцию