Во многих регионах страны врачи поражаются контрастом между едва ли не фронтовыми сводками из госпиталей, где борются со смертью от Covid-19, и почти не изменившемся течением жизни за пределами поликлиник и больниц. «Владимирские ведомости» вместе с представителями управления Роспотребнадзора побывали в нескольких владимирских ресторанчиках, расположенных с тыльной стороны ТЦ «Торговые ряды», где средний чек существенно превышает возможности рядового владимирца. И убедились, что жизнь продолжается, а нарушения санитарных норм, если и бывают, то единичны в этих фуд-оазисах для утомленного развешанными на всех углах предупреждениями об опасности «ковида» путников.
Оформленные в европейском стиле и обслуживающие посетителей не хуже, чем на Западе, эти милые заведения по-прежнему привлекают готовых платить посетителей. Во время будничного ланча большинство из них были заполнены (наверное, все же не более чем наполовину – как того требуют правила), хотя, со слов управляющих ресторанами, «проходимость» в общепите упала в 3-4 раза.
Бармены энергично смешивали коктейли, ритмичная музыка способствовала пищеварению, симпатичные официантки поднимали настроение. Все выглядело вполне по-буржуазному, как в Лондоне и Филадельфии. Как будто время остановилось в этих, безусловно, приятных местах. Кроме, разумеется, некоторых нюансов: масок на лицах официантов, предупреждений о необходимости регистрации через сканирование QR-кодов, бесконтактных датчиков для измерения температуры... Но за столиками, разумеется, никто не посасывал устрицы через медицинские маски: средства индивидуальной защиты требовались только при входе в заведение (видимо, вирус ковида чаще всего поджидает именно в дверях). «Выключить свет» в ресторанчиках в период пандемии – удар не только по ним, но и по их посетителям, у которых уже сложилось свое устойчивое представление о принципах здорового питания.
Итак, в заведение, вызывая на лицах персонала выражение невольного уважительного трепета, входят представители Роспотребнадзора и сопровождающие их лица. Софиты видеокамер телевизионщиков высвечивают их фигуры в приятном полумраке. Посетители, казалось, относятся к происходящему с пониманием и даже без вопросов показывают уведомления о регистрации в ресторане на своих смартфонах.
Администраторы спешат к инспекторам. Они демонстрируют запас медицинских масок, способы их утилизации, и различную документацию. Среди них – журналы дезинфекции, регистрации и контроля работы антибактериального прибора, замера температуры персонала. Процесс прохождения контроля, похоже, уже отлажен. Через контролеров изящно проскальзывает фея-официантка, подняв над головой поднос с манящими запахами яствами. Кто-то из посетителей с кряканьем опрокидывает в рот рюмку аперитива. Невольно мелькают в голове кадры из фильмов про эпоху нэпа, в которых «органы» разыскивают в «заведениях» бандита по кличке «Корона».
С «короной» рискуют встретиться в общем-то все. Кто знает, хватит ли дистанции в полтора метра, чтобы не заполучить вирус от поперхнувшегося «Кампари» или икнувшего соседа? Но формальности должны быть соблюдены. Журналы – в порядке, медицинских масок – полный шкаф, средств для дезинфекции рук – хоть залейся. Претензий нет. Идем дальше.
И вот – неожиданный прокол в одном из заведений. Здесь три дня не заполнялся журнал замеры температуры персонала. А это грубейшее нарушение санитарных правил. Администратор – едва не в слезы. Забыла, замоталась. Заместитель начальника отдела санитарного надзора управления Роспотребнадзора Светлана Костина начинает заполнять протокол. Вызван управляющий, заверивший, что девушка-администратор будет наказана. «Вы режете меня без ножа!» – плачется работница общепита. Всем ее жалко, поскольку ее могут оштрафовать на значительную сумму. Но, с другой стороны, как иначе, чем не в соответствующем журнале, показать, что персонал не вышел на работу прихворнувшим? Пусть это и формально, но пусть хоть так. А тут – никак. А граждане, между прочим, QR-коды сканировали. А вдруг, а если? Все посетители уже в базе Департамента цифрового развития... Впрочем, заведение еще может поспорить в суде, который, в свою очередь тоже может ограничиться предупреждением, а не покарать штрафом.
Светлана Костина пояснила:
В санитарных правилах по профилактике распространения коронавируса говорится о необходимости фиксации термометрии в специальном журнале, отсутствие записей – одно из самых грубых нарушений. У нас предприятия общественного питания (после локдауна) открывались с условием, что они обязательно будут проводить термометрию.
В рамках санитарных правил, пояснила представитель Роспотребнадзора, осуществляется мониторинг предприятий общепита, в которых помимо термометрии должна проводиться дезинфекция не реже, чем один раз в 4 часа (контактные поверхности, например, дверные ручки – каждые 2 часа). Столы должны обрабатываться после каждого посетителя. Помимо этого, требуется обеззараживать воздух: проветривать, контролировать работу рециркуляторов и бактерицидных ламп. Необходим запас медицинских масок и дезинфицирующих средств не менее, чем на 5 рабочих дней. Должны соблюдаться и условия хранения и утилизации масок.
Конечно, клиент не может кушать в маске, – согласилась Светлана Костина, – но входить в заведение он должен исключительно в ней. Нарушения встречаются, но все реже, – заверила Костина. – Бизнес старается соблюдать санитарные правила, чтобы избежать больших штрафов.
Заместитель заведующего отдела торговли департамента предпринимательства областной администрации Максим Клопов заверил, что «главная задача проверок – не наказание, а обеспечение безопасности населения».
Как сообщила «Владимирским ведомостям» Светлана Костина, пока ни одно из заведений общепита по фактам нарушения санитарных норм закрыто не было. Но, по ее словам, в случае вспышки заболеваемости может быть закрыт весь общепит.
Читайте также: В общественном транспорте Владимира идут проверки на соблюдение «масочного режима»