12 декабря 2020 в 12:01

Главный отоларинголог Владимирской области: Через лето ковид не пройдет

Евгений Чернов – представитель известной врачебной династии родом из Ижевска, главный отоларинголог Владимирской области. Не так давно он стал Заслуженным врачом РФ. Начинал свой трудовой путь он с работы в детской поликлинике в Кировской области.

Евгений Александрович, трудно работать с детьми?

- Очень! Ребенок сам не жалуется, не может рассказать, что у него болит. Некоторые необходимые манипуляции, которые допустимы со взрослыми, малышу не сделаешь. Они ведь очень неприятные у лор-врачей, затрагивают полость носа, уши. Все это болезненно. Ребенок может испугаться. Вдобавок еще надо вести работу с родителями. Одни начинают кричать на детей, другие ведут себя пассивно и не помогают врачу. Так что с детьми сложно! Нужны время, упорство, терпение, подход к каждому. Потом я уехал в ординатуру в Нижний Новгород, прошел специальную лор-подготовку по хирургии. Там начал читать лекции студентам, занимался и делал операции в патологоанатомическом зале, дежурил на «скорой». Опыт огромный.

- Кто помог в выборе профессии?

- Выбрать профессию помог отец. Своим примером, конечно. Я с детства приходил к нему в больницу и смотрел, как он оперирует. Однако мне не нравилась абдоминальная хирургия. Поэтому я выбрал узкую специальность.

- У хирургов всегда в запасе множество историй — хоть книгу пиши...

- Историй много. Например, однажды у пациента было очень сильное носовое кровотечение. Обычно в стационаре врачи отработают с больными - и спокойно уходят. А тут — ночь, повторное кровотечение. Надо было действовать. Либо хирургически, либо тампонировать больного по новой. Сделать много вливаний. Справился. А еще в начале практики попался пациент с абсцессом на гортани. Человек задыхался. А я был совсем один. Но потом я таких случаев побаивался... Как-то во время дежурства по «скорой» меня вызвали к полуторагодовалому ребенку. У него скорлупа от фундука застряла между голосовыми складками. Я вызвал старших товарищей. Но они ничего не могли сделать. Тогда пришел анестезиолог, знаете, такие бывают, кому все нипочем, - и сказал нам: «Ну что вы тут мучаетесь?». Раз-два, сделал дырочку в трахее, установил трахеостому и щипцами помог мне вытащить скорлупу.

- Сколько лет работаете в ОКБ?

- В областной больнице я работаю с 1987 года. Принял предложение, когда лор-отделением заведовал Владимир Васильевич Кондаков. Талантливый и опытный хирург. Мой замечательный наставник и учитель! Потом уже я начал передавать свой опыт. За эти годы у меня было очень много интернов. Они сейчас работают в городских и районных больницах. Отмечу двоих, самых талантливых. Это Алексей Агафонов, заведующий отделением крупной больницы в Измайлово, в Москве. Он сейчас пишет докторскую. Все схватывал на лету! И Дмитрий Еремцов, заведующий детским лор-отделением в ОДКБ. Равных ему уже нет!

- Чем вам нравится ваша работа?

- Ну а как она может не нравится? Если человек не дышал, а ты помог — и задышал? Или ухо у пациента болело, это влияло на слух, а после хирургической манипуляции ему стало все хорошо слышно. Вот это мне и нравится! Возможность помочь. Тем более, технологически медицина шагнула далеко вперед. Например, у каждого человека есть анатомические особенности. Видно это только в операционной. Но сейчас у нас цифровая техника, и мы все знаем о состоянии органа, который собираемся оперировать. Раньше были лишь рентген придаточных пазух носа, УЗИ. Сейчас – и томограмма в 3-D, и МРТ, и МСКТ. Рядом с нами появилась уникальная протонная лаборатория, правда, частной компании. Благодаря новой технике открываются отличные диагностические возможности. Раньше такое было только в Израиле, а теперь и у нас! В 1996 году я стажировался в Германии, 10 дней провел в операционной Штутгарта. Приехал тогда оттуда в удрученном состоянии. После того, как увидел, какие возможности есть у хирургов-немцев и как мы от них отстали! У них на операцию с осложнением в виде абсцесса приглашали нейрохирурга. А мне это было в диковинку. Нас ведь Кондаков научил все делать самим. Но когда я показал, что умею, немцы меня сильно зауважали! Они делали операцию по онкологии на отделе головы и шеи за 4 часа втроем. А мы с подобным справлялись вдвоем за 2,5 часа... Сейчас мы, конечно, приблизились к высоким технологиям и Германии тоже. В Москве и Новосибирске вообще уникальные операции делают.

- Вы однажды сказали, что будете работать врачом, пока держат ноги, отстаивая престиж профессии…

- К сожалению, рейтинг профессии врача резко упал. Мешает интернет, многие приходят с запущенными болезнями после самолечения по интернету. Да и хамства откровенного со стороны пациентов много стало. Молодые доктора на это жалуются. Есть профессиональные больные, которые приходят ради того, чтобы унизить врача, вывести его из себя. Раньше такого не было! Отца, хирурга, когда он вылетал в район по санавиации, встречали как народного артиста! Чуть ли не ковер выстилали. Профессия была уважаемой. Государство было единственным источником финансирования. Сейчас стало труднее. Больше бумаг и отчетности, что не очень хорошо. Пациенты обращаются к врачу почти как к священнику, потому что и слово лечит. А время общения с больными сокращают. Врачи как автоматы - только выкладывают схемы лечения. Но все же отстоять престиж профессии и вернуть доверие, думаю, возможно. И пандемия свой вклад в это вносит.

- Кстати, насколько трудно работать в пандемию?

- Я умудрился в пандемию побыть и врачом, и больным. Тяжело переболел ковидом, лежал в двух больницах. И как больной недоволен организацией медпомощи, отношением некоторых медиков и питанием. Многое было не подготовлено. Болезнь оказалась коварной своими осложнениями. Кроме пневмонии, это еще и нарушение мышечной деятельности, нервной системы, памяти, внимания. Нагрузка на некоторых участках в медучреждениях явно превышала человеческие возможности. Но среди врачей, конечно, были и есть герои.

Чем живете помимо профессии?

- Работа – это смысл жизни, потому что важно быть нужным. Но есть любимая семья: жена, сын, две дочки, три внучки. А еще я спортивный человек. Очень люблю футбол, волейбол. Люблю гулять с внучками. Мне с ними очень интересно, они подмечают все, что я пропустил в жизни. Младшей внучке Ульяне 6 лет, она занимается художественной гимнастикой.

- Как думаете, когда отступит ковид?

- Думаю, что он еще немного посопротивляется. Февраль, март. Постепенно начнут вакцину вводить. А вот через лето, думаю, ковид не пройдет!

Читайте также: Во Владимире наградили лучших детских врачей

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:46 Из Гусь-Хрустального в зону СВО доставлен очередной груз помощи нашим бойцам
Администрация города Гусь-Хрустальный отчиталась о доставке в зону Специальной военной операции очередного конвоя с помощью нашим бойцам. Груз сформирован силами местных предприятий, предпринимателей и неравнодушных граж…
вчера в 17:46 В Гороховце супруга погибшего в канализации рабочего отсудила у предприятия 600 тыс рублей
Объединенная пресс-служба судов Владимирской области сообщает о выигранном местной гражданкой суде. Женщина - вдова рабочего МУП «Гороховецкий водоканал», погибшего при несчастном случае на производстве 2 августа 2023 го…