Безусловно, сегодняшняя ситуация не могла не повлиять на формат проведения и на обсуждаемые вопросы: работу семинара максимально адаптировали под нынешние ограничения. Ключевых спикеров собрали на офлайн-площадке, а 70 компаний-экспортеров подключились к обсуждению в режиме видео-конференц-связи. Рассматривали в первую очередь вопросы, посвященные современным реалиям таможенного регулирования и обслуживания экспортных сделок в условиях цифровизации бизнес-процессов.
– Необходимость в таком семинаре назрела давно. С Владимирской таможней мы взаимодействуем очень плотно, а поскольку в этой сфере произошли значительные изменения, мы поставили цель – помочь нашим экспортерам разобраться в узких вопросах. Таких, как, например, автоматизация таможенного декларирования и таможенный контроль маркированных товаров после выпуска, изменения, связанные с процессом уплаты таможенных платежей, – объяснил директор Центра поддержки экспорта Владимирской области Павел Шибилов.
Сегодня регион деятельности Владимирской таможни – Владимирская, Ивановская, Ярославская и Костромская области. В составе – 17 таможенных постов, и в целом таможня с 27 августа 2020 года является таможней фактического контроля. Это означает, что предприятия и организации декларируют свои товары в центре электронного декларирования, созданном в Москве. Владимирская таможня взаимодействует с этим центром удаленно: совершает таможенные операции, связанные с проведением досмотров, отбором проб и образцов товаров и т.п. Также наша таможня проводит контроль товаров после выпуска для внутреннего употребления (проверяет, есть ли нарушения при их таможенном декларировании), и контролирует соблюдение таможенного законодательства в целом.
– Законодательством Российской Федерации в области таможенного регулирования установлен «зеленый коридор» для большинства российских товаров, вывозимых с территории РФ и помещенных под процедуру экспорта. В первую очередь, это сокращение сроков таможенных операций. Например, при электронном декларировании автовыпуск осуществляется в течение трех минут, а с участием должностного лица – 40 минут. Раньше эти сроки были от одного рабочего дня до трех, – поясняет начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Владимирской таможни Николай Романов.
Авторегистрация, автовыпуск деклараций на товары – все это новеллы в таможенном законодательстве. О влиянии пандемии, правда, говорить здесь не приходится: все нововведения в ведомстве идут планово. Работу таможенных органов начали ориентировать на цифровизацию основных процессов еще в 2015 году. Цель - упрощение и ускорение таможенных процедур, особенно в отношении экспорта.
– Процент авторегистрации по экспорту составляет 100%, а процент по автовыпуску – более 80% от всех экспортных деклараций, – подчеркивает Николай Романов. – Таможенный досмотр по экспортируемым товарам сейчас составляет примерно 4-5% от всех партий товаров. А раньше доходил до 30%.
За 11 месяцев 2020 года Владимирской таможней в федеральный бюджет перечислено 27,5 миллиарда рублей. До 27 августа (момента прекращения приема деклараций на товары) было зарегистрировано более 53 тысяч деклараций на товары. Среди участников внешнеэкономической деятельности – предприятия разных регионов страны. Что касается Владимирской области, то некоторые отрасли по стоимости отгруженной за рубеж продукции вырвались вперед. Если говорить о предприятиях малого и среднего бизнеса, то в структуре экспорта преобладают товары пищевой отрасли, строительные и отделочные материалы. Особого внимания, по очевидным причинам, заслуживает медицинская продукция: в этом плане Владимирской области есть что предложить.
По словам еще одного представителя нашей таможни, начальника отдела проверок после выпуска товаров и деятельности лиц Олега Стельмашенко, ведомство сейчас идет этой категории участников торгового оборота навстречу: чтобы в пандемию не замедлять поставки лекарств, по ним приостановили все проверочные мероприятия. Вместе с тем таможней в рамках межведомственного взаимодействия с Роспотребнадзором и органами полиции обеспечивается законность нахождения товаров в торговом обороте, принимаются меры, чтобы исключить попадание на рынок и конечным потребителям некачественной (фальсифицированной) продукции. Только в текущем году выявлено 56 тысяч единиц контрафактной продукции (среди которых одежда, табачные изделия, алкогольная продукция, моторные масла и многое другое). Ряд проверок коснулся товаров, на которые после 1 июля 2020 года распространяются требования обязательной маркировки. Это табачные изделия, обувь, шины, фотокамеры, духи.
По словам первого заместителя губернатора Александра Ремиги, текущий год показал, что владимирские экспортеры могут оперативно и с минимальными потерями адаптироваться под вновь возникающие внешние факторы.
– Центр поддержки экспорта в свою очередь будет максимально гибко подходить к оказываемым услугам для продвижения продукции и заключения экспортных контрактов. В этом году за 10 месяцев общий объем экспорта Владимирской области составил более 554 млн долларов США. Объем поддержанного экспорта предприятий, которые воспользовались услугами регионального Центра экспорта, увеличился почти в пять раз. Сейчас компании-экспортеры Владимирской области кроме рынков сбыта продукции в странах СНГ все чаще интересуются такими направлениями, как Ближний Восток, Европа, Юго-Восточная Азия, Африка, Латинская Америка. Широкие перспективы открывает сотрудничество с Бразилией, которая входит в группу БРИКС, – подчеркнул Александр Ремига.
Ежегодно через региональный Центр поддержки экспорта проходит порядка 230-240 компаний – разной стадии экспортной готовности, и так же ежегодно отмечается прирост клиентской базы. В семинаре по таможенному сопровождению ВЭД, несмотря на удаленный формат, участвовали 70 владимирских предприятий, среди которых 15 – впервые. Для них эта встреча стала еще и своеобразной нетворкинг-площадкой для формирования полезных профессиональных связей и контактов.
Читайте также: Владимир – Корея: будем знакомы