20 декабря 2020 в 14:01

Меленковский помещик женился на крепостной актрисе собственного театра

Старое задние театра во Владимире у Золотых ворот
История крепостных театров во Владимирской губернии открывает интересные, невыдуманные сюжеты. Великий полководец Суворов, кроме военных дел, находил время режиссировать спектакли своих крестьян-актеров в Ундоле. А меленковский помещик Названов потряс родню, когда женился на крепостной актрисе собственного театра.

Владимирцы исторически влюблены в театр. Самые ярые поклонники издавна посвящали любимому сценическому искусству всю жизнь. Даже военные. А иногда преданность театру перерастала в удивительные любовные истории.

Суворовские лицедеи

Полководец Александр Суворов, владелец поместий во Владимирской губернии, известен как самый знаменитый и успешный военачальник в истории России. Однако среди увлечений героя Отечества был и театр.

К сожалению, о театре Суворова в Ундоле известно очень мало. Но он был! Играли в нем крепостные крестьяне. Сохранились письма Александра Васильевича к управляющим его имениями в 1784 и 1785 годах, где будущий генералиссимус (в то время еще генерал-поручик), даже уезжая из своих владимирских усадеб, размышлял об амплуа крепостных лицедеев и их обучении. Полководец явно хотел, чтобы его театр выглядел не хуже, чем у других увлеченных этим модным искусством знатных людей.

В мае 1785 года Суворов в письме наказывал управляющему Поречневу: «В людях прошу наблюдать порядок благочиния и благосостояния... Во всем прочем должно исполнять следующее: Иванов обучает певчих с прилежанием по моему наставлению. Николай - управитель музыкантов, у него под предводительством музыка и проч. Ерофеев имеет обучать трагедиям и комедиям свой штат. Мальчиков словесному учит Никита».

В другом письме Суворов дает уже почти что режиссерские указания: «Васька комиком хорош. Но трагиком будет лучше Никитка. Максима и Бочкина комическим ролям можно приучать». Все эти мнения по театральной «науке» Суворов излагал параллельно с работой над своим знаменитым трудом по военному искусству «Наука побеждать»!

У краеведов можно найти версию о том, что на создание театра в своем имении Суворова вдохновил еще один именитый поклонник этого искусства - граф Воронцов, который перевез свою крепостную труппу во владимирское имение в селе Андреевском - из тамбовского поместья Алабухи.

Театр и любовь Николая Названова

В эпоху крепостных театров случилась удивительная лирическая история. Когда помещик, владелец театра и игравших в нем артистов, не только влюбился в крепостную актрису, но и женился на ней!

Таким помещиком-театралом был меленковский дворянин Николай Никитич Названов, создавший в пушкинские времена, пожалуй, самый запомнившийся в губернии крепостной театр - в своем имении в селе Приклон.

В 20-40-е годы XIX века крепостные театры все больше начинают гастролировать, а их владельцы получают не просто удовольствие от сценического действа и развлекают гостей, но и получают некоторый доход от билетов. Правда, трудно сказать, удалось ли окупать за счет сборов от спектаклей расходы на содержание театра.

Названов был довольно крупным помещиком: в его меленковском имении было более 600 крепостных. В молодости он был офицером. Служил в престижном Измайловском полку. Сражался с Наполеоном во время первой кампании в 1805 году – под Аустерлицем и Фридландом. В одном из сражений был контужен. Затем стал адъютантом при военном министре графе Аракчееве. В начале 1812 года вышел в отставку в чине штабс-капитана и уехал жить в родные места, в Меленковский уезд. Новая война с Наполеоном снова позвала в поход, и Названов стал офицером Владимирского губернского ополчения. А вот когда военная служба окончательно осталась позади, помещик предался своей главной страсти – театру, создав его в Приклоне.

Больше всего о театре Названова рассказали краеведам сведения о гастролях труппы во Владимире в 1832 году. Гастролировать пришлось, вероятно, не от хорошей жизни: свои имения Названов был вынужден заложить. В октябре 1832 года управляющий «театральной конторой» Названова, его «дворовый человек» Алексей Лабутин обратился к владимирскому губернатору Ивану Куруте с просьбой разрешить во Владимире театральные представления. Губернатор разрешил охотно, ведь постоянного театра во Владимире еще не было. В записке о репертуаре Названовского театра сообщается о намерении дать 15 представлений — комедий, водевилей, опер и даже двух балетов.

Из имен крепостных артистов Названова известно только одно - наиболее знаковое. Имя актрисы упомянуто в описании лишь одного представления из многих: «Спектакль 2-й. «Удача от неудачи», опера в одном действии. В заключение спектакля г-жа Бажанова будет петь героическую песнь «На корабли, готовьтесь к бою!» с хором, взятую из истории Бобелены, с принадлежащим к оной великолепным спектаклем».

Так кто же эта г-жа Бажанова, прима крепостного театра? Подруга Николая Названова, крепостная актриса Стефанида Бажанова. Близкие отношения владельца театра длились годами, у пары родились дети. Впрочем, не такая уж тогда была редкость - внебрачные дети помещиков. Но в нашей истории этот любовный театральный союз стал еще и семейным, несмотря на разницу в социальном положении партнеров! Но до венчания помещика и крепостной актрисы после известных гастролей во Владимире прошло еще более 15-ти лет. Правда, к тому времени он уже несколько лет как дал любимой женщине вольную.

Храм в селе Приклон, который построил помещик-театрал Названов

Дальше – больше! Ветеран войны с Наполеоном и театрал Николай Названов ушел из жизни в 1848 году. А перед кончиной завещал жене (из крестьян!) «в возмездие за беспредельно верную любовь и преданность жены и по чувству супружеской к ней любви... в вечное и потомственное владение» значительную долю своего имущества - как движимого, так и недвижимого: содержимое родового барского дома в Приклоне, стоимостью 4000 рублей серебром, поместья в Нижегородской и Новгородской губерниях, стоившие 60 тысяч рублей серебром (правда, заложенные в Московском опекунском совете). Не оставил без средств Названов и сестру жены - Авдотью Ягодынскую, «в вознаграждение за ласку и преданность, по родственному к ней расположению». Оставил ей 17 крепостных душ и половинную долю водяной мукомольной мельницы. Есть версия, что эти «17 душ» входили в труппу крепостного театра.

Правда, сестра умершего, которой достался сам родовой дом, не смирилась с таким щедрым предсмертным даром брата его вдове из крепостных. И затеяла со Стефанидой судебные тяжбы, упирая на то, что актриса окрутила ее больного брата, который после паралича был не в ясном рассудке. Возникла серия судебных процессов. Одно время в барском доме жили две хозяйки, унаследовавшие части имущества - сестра покойного и вдова, которые судились друг с другом.

После одного из судебных решений актрисе все-таки пришлось выехать из поместья покойного супруга. Но без крыши над головой Стефанида не осталась – поселилась с детьми в Меленках, где ей принадлежали два дома.

После кончины Николая Бажанова его театр ушел в историю. Но уже наступало время новых театров, где играли свободные актеры. Кстати, символично, что через год после кончины Бажанова начал свою историю драматический театр во Владимире. Один из краеведов утверждал, что музыканты Бажанова, по-видимому, не отошли от своего дела и зимой 1851 года играли в оркестре открывшегося во Владимире театра Лаврова.

Читайте также: 150 лет назад владимирские гимназии открыли для девочек

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
14 минут назад Практика выплаты "откатов" обошлась владимирской компании в 1 миллион рублей
Во Владимире коммерческая организация «Оптима ЛТД» оштрафована на 1 млн рублей за совершение коррупционного правонарушения - так называемых "откатов". Компания поставляет на российский рынок запчасти для станков различно…
сегодня в 09:20 Житель Гусь-Хрустального отправится на 7 лет в колонию за смертельное ДТП
В Гусь-Хрустальном суд вынес приговор по делу о смертельном ДТП, случившемся еще в феврале 2021 года. Подсудимый долгое время старался запутать следствие, но в итоге был признан виновным в совершении ДТП, гибели пассажир…