21 декабря 2020 в 17:30
  1. Общество

Центр поддержки экспорта открывает владимирскому бизнесу путь на внешние рынки и готов решать даже нестандартные проблемы

Фото: Наталья Ларина
Сейчас даже далекие от экономики люди понимают все плюсы промышленного экспорта: это новые рынки сбыта, которые из-за курсовой разницы по ценам для производителей априори интереснее внутренней торговли. Но при успехе хорошо в итоге всем: рост экспортной выручки ведет к расширению производства и созданию новых рабочих мест. Яркое доказательство пользы экспорта — мировая фабрика, Китай, с его грандиозным товарным протекционизмом.

Российские власти уже заявили о цели за несколько лет нарастить объемы несырьевого экспорта в несколько раз и — для поддержки экспортеров - создали Российский Экспортный Центр, чья прямая задача — помогать отечественному бизнесу выходить на внешние рынки. При этом способов помочь там — целый ассортимент: от финансирования выставочной деятельности и международной сертификации товаров до поиска потенциальных партнеров и льготных (со ставкой в три раза меньше банковской) кредитов.

У РЭЦ в регионах работают 6 территориальных управлений, а в 83 субъектах есть Центры поддержки экспорта. В том числе — Владимирский областной ЦПЭ под руководством Павла Шибилова. У Центра, мероприятия которого фактически дополняют возможности РЭЦ на региональном уровне, уже есть свои истории успеха — то есть список компаний, вышедших на внешние рынки с помощью той самой поддержки либо значительно расширивших свои экспортные возможности.

Другое дело, что даже самая лучшая идея иногда может закончиться, не начавшись. Ведь производственный бизнес малых форм в провинциальном городке на 20-30 тысяч человек может просто не знать о существующих возможностях. И именно здесь, считает Павел Шибилов, муниципальные власти могут здорово помогать, вовремя презентуя варианты поддержки от государства потенциальным экспортерам. В конце концов, развитие местной промышленности идет на пользу абсолютно всем, включая местные бюджеты.

Артем Фомичев (ООО «ПО «Гефесд») и директор ЦПЭ Павел Шибилов. Фото Натальи Лариной

Поэтому не случайно в рамках Владимирского инвестиционного конгресса-2020 Центр организовал круглый стол по теме «Роль муниципалитетов в развитии экспортного потенциала местного бизнеса: как найти и вырастить новых экспортеров». Представители ОМСУ были на видеосвязи с конференц-залом областного «белого дома», а непосредственно на офлайн-разговор с руководством ЦПЭ о возникающих на старте расширения рынка сбыта до зарубежья проблемах приехали экспортеры — руководители компаний, уже работающих с заграничными партнерами. В том числе — те самые, из списка Центра по историям успеха.

Главный фактор 

Заместитель директора Центра поддержки экспорта Дмитрий Меньшов заявил, что сейчас, в период национальных проектов, «наш нацпроект «Международная кооперация и экспорт» – один из самых объемных, потому что, по сути – это спасение всей страны, ведь внутренний рынок невелик, так что выживание государства зависит от нашего места на международной арене». 

Дмитрий Меньшов.  Фото Натальи Лариной

По словам спикера, в рамках нацпроекта есть федеральный проект и региональный экспортный стандарт - как инструмент продвижения.

А еще Меньшов говорит, что «есть определенный жизненный цикл поддержки деятельности начинающего экспортера — в семь этапов» (от оплаты профессионального составления коммерческого предложения и презентаций до субсидирования участия в выставках). Но главный фактор успеха — это все равно всегда воля самого бизнесмена, который готов, заняв некую нишу на внутреннем рынке, двигаться дальше. 

Участники круглого стола согласны с Д. Меньшовым, но считают, что России стоит поучиться жесткому протекционизму своих товаров в стиле Казахстана, Южной Кореи и, конечно, Китая. Дескать, поддержка своих производителей там возведена в догму. А в итоге объективно — Южная Корея, например, по данным www.economicdata.ru, за рубеж продает больше 44% от своего ВВП.

Вадим Шмаков.  Фото Натальи Лариной

Гендиректор ООО «Новый ресурс» Вадим Шмаков — кстати, один из списка «историй успеха» (хотя его компании всего пять лет, она уже 98% своей продукции поставляет за рубеж) - говорит, что наши товары за границей выигрывают в цене, а если осуществлять поставки самим, минуя посредников-перевозчиков (на них уходит 20-25% затрат), можно отрабатывать еще лучше. Однако проблемой Шмаков считает «долгий процесс согласований» поддержки от государства экспортной деятельности и отсутствие гарантий, что эта поддержка будет. Или что она будет вовремя.

Сергей Ширяев. Фото Натальи Лариной

«Нет ясности по экспортным затратам на логистику, например, - соглашается Сергей Ширяев, директор по качеству ООО «ЗИ Руссия». - Потому что всегда есть лист ожидания на поддержку. А как включать ее в затраты, если ты не знаешь, сколько субсидируют и субсидируют ли вообще?».

То есть исполняя контракт бизнесмен, ожидая решения «да» или «нет», не может твердо рассчитывать на заявленные меры поддержки. А как тогда адекватно оценить затраты на исполнение контракта?

Меньшов считает, что, действительно, согласования могут затягиваться, поэтому — есть идея заявки всех экспортеров, кто уже один или два года делает инвестиции в основной капитал, рассматривать без очереди.

Сергей Карасев. Фото Натальи Лариной

Сергей Карасев, коммерческий директор ООО «Диет Пром», уверен, что на внешние рынки любое хорошее предприятие сподвигнет не только воля директора, но и конъюнктура: всегда надо искать новые каналы сбыта, иначе развития в принципе не будет. Но нюансы, возникающие «в процессе», все-таки серьезные: если товар относительный скоропорт, то производитель должен позаботиться об увеличении его сроков годности без ущерба качеству и потребительским свойствам. А кроме того, поставки за рубеж подразумевают оформление лавины документов — всевозможных разрешений, лицензий, сертификатов и т. п. И неважно, маленькая это фирма или огромный завод. Ко всем требования одинаковые.

Вот только, как говорит Карасев, у крупняка совсем другие возможности по количеству и квалификации специалистов, которые могли бы этими бумагами заняться. Новички или микробизнес вообще не потянут такое оформление, уверен эксперт. По крайней мере — самостоятельно.

Максим Волков, гендиректор ООО «СтройЛесРесурс» поддержал коллегу: «Бывает так, что ЕС просит один формат документа, а у нас выдают совсем другой». 

Другой нюанс: когда компания получает заказ от зарубежного партнера, она — по правилам оформления поставок — еще на начальной стадии должна знать (и указать в документации) номер машины или вагона, в котором товар поедет покупателю. Вот только на сбор всех сертификатов нужно около 12 дней — по практике самих экспортеров. И получается, что указанную фуру (или вагон) все эти 12 дней использовать нельзя — она просто простаивает в ожидании старта, вгоняя и без того не шикующий бизнес в дополнительные и совсем не маленькие расходы. 

Единый список

Судя по всему, 2020 год с пандемией и связанными с ней ограничениями оказался одним из самых своеобразных периодов в практике экспортеров. С одной стороны, удлинились все процессы исполнения контрактов, «рассыпались» планы на личные переговоры о сотрудничестве и не состоялись многие выставки. 

Однако при этом европейский рынок стал куда более гостеприимным к нашим производителям — из-за более дешевой логистики (одно дело — привезти груз из-за океана, например, другое — от соседей по континенту) и более привлекательных цен на наши товары. 

Однако в локдаун, если он вернется, всем будет сложно. Хорошо, считают эксперты, что у нас уже есть опыт работы в режиме ограничений. Некоторые тогда — весной — выступили максимально находчиво. 

Можно привести в пример руководство Судогодского района: там глава организовал общий чат с директорами компаний и постоянно был с ними на связи, если требовалась помощь, разъяснял все презентованные федеральными и региональными властями меры поддержки страдающего в пандемию бизнеса и направлял, как и где их можно оформить. 

Почему этот — казалось бы — простой шаг оказался таким эффективным? Потому что, как пояснили на круглом столе, у малого бизнеса нет привычки, к сожалению, пользоваться теми же госуслугами, где можно оформить практически все. Да и опасаются они потенциальных сложностей оформления. Так что надо обучать людей. Благо, народ в бизнесе так устроен: когда один попробует и получит пользу, то за ним быстро подтянутся остальные. Важно сподвигнуть первых...

Дмитрий Егоров, коммерческий директор АО «РМ Нанотех», самой полезной в локдаун для компании услугой от Центра поддержки экспорта назвал «поиск зарубежных партнеров»: «Благодаря новой программе DC-bot мы получили список контактов. И это стало решением одной из ключевых проблем в ходе ограничений, потому что личные встречи с партнерами на тот момент стали невозможны». 

Александр Заика, гендиректор ООО «МилеАгроСервис», как раз был одним из тех, кто сказал, что не все муниципалитеты знают своих экспортеров, а значит, не в курсе экспортного потенциала своего города или района. Поэтому чиновники там с директорами крупных заводов, конечно, общаются, но - не приходят к малому бизнесу с презентациями возможностей поддержки. Хотя, уверен Заика, МСБ тоже важен. И именно ему надо помогать и разъяснять, что есть дополнительные — в том числе финансовые возможности продвижения товара. В маленьких городах ведь нет ЦПЭ! 

«В итоге малый бизнес хочет развиваться и расширяться, но не знает, как!» Весной, в разгар ограничений, некоторые представители МСБ не то, что о поддержке от муниципалитетов не слышали — им даже на местах порой волокитили выдачу разрешений на выписку пропусков для работников! Заика говорит, что некоторым едва до губернатора не пришлось доходить...

Павел Шибилов в этой связи считает, что есть смысл составить единый список экспортеров — и передать его на места, чтобы власти там понимали: вот — это компании, которые нужно поддерживать в первую очередь. 

Сергей Ширяев, директор по качеству ООО «ЗИ Руссия», был одним из тех, кто сказал о том, что европейский локдаун дает отечественным производителям хороший шанс зайти на рынок ЕС. Поэтому именно сейчас многие компании на старте экспортного пути в Европу. Вот только Китай «тоже на старте», а с ним конкурировать по-прежнему архисложно. 

Причина тут в том, что многие наши производители используют импортные сырье и компоненты. Как правило, из-за того, что аналогичных отечественных пока просто нет. А в итоге, занимаясь полноценной переработкой на таможенной территории, они платят не только за логистику, но и несут затраты на пошлины на ввозимое импортное сырье. Ширяев считает, что такой — компонентно-сырьевой импорт тоже надо поддерживать внутри страны, субсидируя транспортные затраты и снижая пошлины. 

Кстати, в процессе дискуссии о такой мере поддержки, как субсидии на экспортную логистику (распределяются на конкурсной основе), Павел Шибилов и Дмитрий Меньшов пришли к выводу, что есть смысл предложить РЭЦ утверждать квоту на регионы по этим субсидиям, потому что пока все не в равном положении: более богатые и успешные ввиду развитой промышленности у себя на территории имеют больше шансов выиграть конкурс на субсидию, чем небогатые области. А принцип «деньги к деньгам» в этом контексте ведет лишь к тому, что лишь богатые будут богаче. Систему квот Павел Шибилов называет более справедливой, раз цель — развивать все регионы.

В дискуссии принимал участие представитель РЭЦ Денис Бадекин. Фото Натальи Лариной

Кстати, представитель Российского Экспортного Центра Денис Бадекин, который рассказал участникам круглого стола о мерах поддержки экспортеров на федеральном уровне, выслушал эту идею вполне доброжелательно.

Артем Фомичев, гендиректор ООО «ПО «ГЕФЕСД», самой интересной и эффективной для своей компании мерой поддержки от ЦПЭ в год коронавируса назвал субсидирование выставочной деятельности, благо не все выставки отменили. Именно контракты по итогам той выставки «между двумя волнами ковида» принесли производителю 20% всей его выручки. Конечно, бизнесмен все равно ждет конца пандемии, чтобы начать нормально работать с партнерами по переговорам и продвижению своего товара. Хотя его как раз можно назвать бенифициаром пандемии: товар ООО со штатом в 100 человек - установки для обеззараживания воздуха (но не бытовые). 

Учимся мыслить глобально

Константин Евсеев, гендиректор ООО «Ева Гласс», сказал о нехватке оборотных денег у малого бизнеса. Особенно это критично, если ему нужно исполнять зарубежный контракт: «Главная проблема экспорта — мы не учитываем, что, например, если заказ на 10 млн рублей, то заказчик делает предоплату в 5 млн предоплаты, а вторые 5 млн готов перевести, когда товар прибудет на место и будет растаможен. Если наценка стандартная — 20%, то фактически поставщик должен найти и достать 3 млн своих денег, чтобы исполнить заказ. А где их найти МСБ? У европейских партнеров просить полную предоплату бесполезно. В Европе думают так: если компания не нашла оставшиеся деньги, то это несерьезная компания». 

Константин Евсеев. Фото Натальи Лариной

По мнению бизнесмена, если тем же РЭЦ и региональным ЦПЭ удастся решить вопрос с блиц-финансированием исполнителей таких контрактов, то многие из них смогут вздохнуть спокойно.

Хотя с возвратом НДС мелким компаниям-экспортерам тоже бывает проблема. По сути, им часто приходится продавать товар «в ноль», а прибыль получать как раз при возврате НДС. Но это – время, в которое эти деньги могли бы работать на бизнес. К тому же, если НДС вдруг относительно крупный, к производителю почти гарантированно «придет с проверкой налоговая». Эксперт считает, что МСБ, который только выходит на экспорт, надо вообще освобождать от проверок налоговой службы во время возврата НДС. Иначе — беда. Экспортеров среди малого и среднего бизнеса в провинции пока мало, а это значит, они очень заметны с фискальной точки зрения. В итоге, признает Павел Шибилов, некоторые компании вынуждены «уходить в столицу, регистрироваться там, чтобы затеряться при возврате НДС». В Москве-то экспортеров много. Кстати, Евсеев сказал, что знает семерых экспортеров, которые ушли из Владимирской области именно по причине проверок налоговой при возврате НДС...

Кооперации с крупными производителями, уверен бизнесмен, владимирскому МСБ тоже пока не хватает. То есть «нужно гигантов подвигать развивать кооперацию».

Сергей Карасев считает, что роль государства в становлении экспортеров должна быть выше: «Надо подталкивать к экспорту. Даже мелкий бизнес».

Артем Фомичев, гендиректор ООО «ПО «ГЕФЕСД», призвал коллег из бизнеса активнее давать обратную связь Центру поддержки экспорта. Особенно, если что-то идет не так, как надо: «По-моему опыту - структура достаточно гибкая. А нормотворчество должно вовремя корректировать меры поддержки».

Павел Шибилов вновь подчеркнул на это: «Двери Центра открыты. И мы готовы решать даже самые нестандартные проблемы экспортеров».

Евсеев это подтвердил: «Наш владимирский ЦПЭ имеет огромные связи, например, в Африке. И в том числе в Африке нам помогают зарегистрировать филиалы, популяризовать продукт, участвовать в выставках».

Впрочем, сам руководитель ООО явно сам «болеет» за весь владимирский бизнес. Программа по поиску коммерческих партнеров по всему миру — его продукт. А вторая его идея, которую, возможно, скоро опробуют и — при успехе - масштабируют на всю Россию: в каждом регионе организовать биржу предпринимателей, которая может «за уши вытащить из ямы весь малый бизнес». Проект под рабочим названием «Инвестиционная биржа» К. Евсеев презентовал на Шестой сессии «Шоу-рум инвестиционных проектов» в рамках Владимирского инвестиционного конгресса 2020.

Как пояснил нам проблему и суть идеи биржи сам Евсеев, даже если сбыт есть, все покупатели (абсолютно любого товара в РФ) работают с отсрочкой оплаты. Поэтому поставщикам нужны деньги на «переждать» время после поставки по контракту. Кредиты под контракты малому и среднему бизнесу банки практически не дают. Да если бы и давали — где «малыши» возьмут залог для этого? В итоге крупные контракты у МСБ теряются, потому что они не могут ждать оплаты размером с месячную выручку, а перезанять - негде. А вот если будет биржа с определенным порогом входа для инвесторов в обеспечение таких контрактов, это поможет многим малым предприятиям. «В каждом регионе есть инвесторы и есть люди, которым с отсрочкой надо что-то продать», – говорит Константин Евсеев. 

А вот Ассоциация экспортеров региона «за» профессиональные объединения и коммуникации в них. Там уверены, если вместе собираются экспортеры с опытом и молодые предприниматели без ограничений в идеях, вместе они могут придумать то, что невозможно придумать в том же Китае. Создавать принципиально новые продукты могут только голодные на достижения люди. А Европа и Россия всегда давали миру гениев. Потенциал у нас колоссальный. 

Многие предприниматели не мыслят глобально, уверены в Ассоциации. Если в Европе сразу размышляют об экспорте, еще на старте, то у нас — даже не думают об этом. Но если ты свой товар, производимый в России, не готов проверить на глобальную конкуренцию, то ты рынок и в своей стране сразу проиграл. Почему поляки выигрывают в той же мебельной промышленности? Почему ее экспорт у Польши — 70%, а у нас — всего 3% от производства? Ну, или 10%, как некоторые считают, если плюсовать экспорт фанеры? Потому что они мыслят глобально. Мы тоже должны. Так что от самосознания бизнесменов многое зависит, – подчеркнули участники круглого стола.

Читайте также: Владимирским товарам упростили путь за границу

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
26 минут назад Во Владимирской области столкнувшиеся машины по касательной сбили пешехода
Вечером 7 августа на улице Институтской в Александрове произошло серьезное ДТП. Как сообщила пресс-служба УГИБДД УМВД России по Владимирской области, в 19.20 в районе дома №24 22-летний водитель машины «Дэу» врезался в с…
53 минуты назад Строительство детсада на Тихонравова во Владимире подорожало почти до 100 млн
Стоимость строительства детского сада №3 на улице Тихонравова во Владимире увеличилась больше чем на 14 миллионов рублей из-за значительного подорожания стройматериалов. Если раньше его возведение оценивалось примерно в…