27 декабря 2020 в 11:55

Судьба муромского священника Василия Никольского

В декабре исполняется 83 года со дня расстрела репрессированных в 1937 году и впоследствии реабилитированных священников по делу о так называемой «Муромской церковной контрреволюционной организации». Одним из них был Василий Алекссевич Никольский. Информацию об отце Василии бережно собирал его родственник и тезка - Василий Красильщиков из Владимира.

Будущий священник Василий Никольский родился 18 декабря 1871 года в селе Рождествено Суздальского уезда Владимирской губернии в семье псаломщика церкви Алексея Ивановича Никольского и Евдокии Григорьевны Никольской (Орфановой).

Он был младшим сыном в небогатой семье сельского псаломщика Алексея Ивановича Никольского, у которого, кроме Василия, было еще, как минимум, пятеро сыновей. Все они посвятили себя церкви. Село Рождествено располагалось на левом берегу реки Суходы напротив села Коварчина, по крайней мере, со второй половины XVI века. В годы советской власти его переименовали в поселок Красный Коварчинского сельсовета Ивановской области, а в 1972 году населенный пункт исчез с лица земли.

Отец сам обучал сыновей грамоте. В девятилетнем возрасте Василий поступил в приготовительный класс Суздальского духовного училища, которое потом успешно окончил. Продолжил учебу во Владимирской духовной семинарии.

В 1891 года Василий был определен в псаломщики в погост Багаево Покровского уезда. А с 5 июня 1892 года перешел на служение «к Муромской Казанской церкви с производством в сан диакона», о чем сообщила газета «Владимирские епархиальные ведомости». Первое документальное упоминание Казанской церкви Мурома датируется 1574 годом. По преданию, ее заложил сам Иван Грозный во время похода на Казань. Сегодня этой церкви уже нет.

Перед рукоположением во диакона Василий Алексеевич Никольский взял в жены дочь муромского мастерового Марию Михайловну Гурееву. Их обвенчали в Казанской церкви 26 июля 1892 года братья жениха. 8 августа 1892 года Василий Никольский был рукоположен во диакона и оставлен на вакансии псаломщика. 19 марта 1904 года у Василия и Марии Никольских родилась дочь Нина. Крестными выступили местный священник Сергей Альбицкий и купеческая жена Елизавета Александровна Зворыкина. К 1912 году Василий жил с семьей в собственной квартире и платил «квартирный» налог, получив на этом основании право на участие в съезде городских избирателей Мурома по выборам в Государственную думу. С 1914 по 1919 год Василий Никольский совмещал службу в храме со светской работой – был делопроизводителем в канцелярии Муромского реального училища и женской гимназии, переименованных в советские школы второй ступени.

Еще в апреле 1916 года его перевели на служение штатным диаконом в главный храм Мурома – Кафедральный Богородицкий собор, ведший свою историю с XII века. А вот с 1918 года Василий Никольский лишился избирательных прав как служитель религиозного культа. «Лишенцами» стали и жена, и дочь. До 30-х годов Никольский служил священником в позднее снесенном Благовещенском соборе, также заложенном Иваном Грозным. А еще какое-то время для обеспечения семьи был вынужден работать счетоводом, затем бухгалтером в Муромском Агентстве Центрпечати ВЦИК.

В то время в Муроме появилось много ссыльных, так называемых «церковников», большей частью высланных из Москвы. В городе на Оке поселились и монахини закрытых обителей. В итоге в условиях гонений на православную интеллигенцию верующие создавали свои общины при храмах, где еще уцелели священники... Однако сначала закрыли Казанскую церковь - вместе с шестью другими муромскими храмами, а затем и Богородицкий Кафедральный собор. Последний передали военному ведомству в 1935 году. Перед храмом устроили футбольное поле,
колокольню приспособили под раздевалку для спортсменов. В 1940 году и этот храм был снесен, сейчас на его месте Окский парк.

В результате, в конце 30-х годов в Муроме действовал только Благовещенский собор одноименного монастыря. Но еще в ноябре 1933 года Василий по собственному прошению был уволен за штат и постоянной службы в соборе не имел. Видимо, сказались проблемы со здоровьем.

С июля 1937 года в городе Муроме начались аресты среди духовенства и мирян по подозрению в участии в «Муромской контрреволюционной террористической организации». Арестовали больше 60 человек, завели два групповых уголовных дела. По итогам первого 5 человек расстреляли и столько же отправили в лагеря на 10 лет.

В четверг, 18 ноября 1937 года, сотрудники Муромского районного отдела УНКВД по Горьковской области явились и в дом Василия Алексеевича, провели обыск и арестовали главу семейства по обвинению участников так называемого «филиала Муромской поповской диверсионно-террористической организации» в общем количестве 19 человек. Он был заключен в Муромскую тюрьму. На допросе виновным себя не признавал. Вот строки из протокола допроса: «О существовании контрреволюционной церковной организации я не знал. Виновным себя не признаю. Контрреволюционной агитацией я не занимался».

«Показаний Василий Никольский ни на кого не дал. Других протоколов допроса и очных ставок в деле нет. Видимо, следователям не удалось получить от него никаких других признаний», - пишет Василий Красильщиков. Однако в архиве он убедился, что некоторые участники группового дела дали показания на других священнослужителей, в том числе и на отца Василия. Кстати, только благодаря этим «признательным» показаниям, вырванным под пытками, в надежде остаться в живых за сотрудничество со следствием, исследователю удалось установить, что Никольский служил священником именно в Благовещенском соборе.

17 декабря 1937 года постановлением тройки Управления НКВД Горьковской области Василий Алексеевич Никольский был признан виновным в членстве в «контрреволюционной церковной диверсионно-террористической организации», в том, что он «на нелегальных сборищах духовенства принимал активное участие в обсуждении и выработке мероприятий по борьбе с существующим строем. Среди населения систематически проводил контрреволюционную клеветническую провокационную агитацию против Советской власти и против руководителей ВКП(б) и Советского правительства».

В протоколе № 43 тройки Управления НКВД Горьковской области от 17 декабря 1937 года напротив фамилии Никольского стоит постановление: «РАССТРЕЛЯТЬ. Лично принадлежащее ему имущество КОНФИСКОВАТЬ». В исполнение приговор привели 26 декабря 1937 года - в городе Горьком. Тело о. Василия захоронили в братской могиле на Бугровском кладбище вместе с телами других 23-х казненных. Сегодня там мемориал.

23 июля 1956 года Президиум Владимирского областного суда принял постановление об отмене вынесенного «тройкой» приговора и прекратил дело за недоказанностью обвинения. Его болевшая дочь Нина не дождалась этого дня: она умерла дочерью «врага народа» 1 июля 1943 года.

...В 2013 году «Владимирские ведомости» рассказывали о судьбе другого репрессированного муромского священника Павла Устинова и его супруги в материале «Павел и Клавдия». Примечательно, что вдохновил на рассказы о судьбе Павла Устинова и Василия Никольского один и тот же человек - писатель и журналист из Тулы Сергей Львович Щеглов, чьи родители тоже были репрессированы в Муроме в 1937 году.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
4 минуты назад 19-летний житель Кольчугинского района задержан с партией наркотиков
Пресс-служба УМВД России по Владимирской области сообщает об успешной операции. Оперуполномоченные вышли на молодого ранее судимого парня, который планировал расфасовать и распространить наркотические средства.
46 минут назад Во Владимирской области ужесточат пропуск и досмотр в местах массового скопления людей
Об этом шла речь на внеочередном совместном заседании антитеррористической комиссии и оперативного штаба, которое провел 29 марта губернатор Александр Авдеев. На нем присутствовали представители силовых ведомств.