Причины - в курсе
Заметнее всего выросли в цене продукты питания. И это плохо. Потому что еда — это то, от чего нельзя отказаться и что нужно каждой семье, независимо от ее дохода. Причины удорожания продуктов питания в регуляторе видят в увеличении издержек производителей и торговли на фоне ослабления рубля вкупе с сокращением объемов импорта. То есть закупать комплектующие, сырье стало дороже, а спрос на конечную продукцию вырос. За увеличение издержек всегда, увы, платит потребитель.
Вот какие данные в своем отчете приводит Владимирстат по конкретным позициям, сравнивая уровень цен декабря-2020 к декабрю-2019. Еда в целом (без алкоголя) подорожала на 8,6% (Повторим — это показатель «декабрь к декабрю»! - в целом по «12 месяцев» к «12 месяцам» цифры скромнее). Рыба и морепродукты — рост на 2,5%. Мясо и птица — на 6,9% (хотя в целом по году тут есть небольшое общее удешевление, за что спасибо, очевидно, стоит сказать местным птицефабрикам с их мощными объемами). Сливочное масло идет плюсом на 7,3%. Подсолнечное масло — рост на 18,3%! Молоко — плюс 6,2%. Яйца — рост на 20%. Крупа — на 22,2%. Хлеб — почти на 10%. Макароны — плюс 15,3%. Плодоовощная продукция — 24,1%. Сахар — рост вообще на 82,5%! И только спиртное выросло в цене всего на 1,7%, что вряд ли порадует большинство потребителей и, тем более, сторонников ЗОЖ...
По данным считающего ведомства, стоимость минимального набора продуктов питания в области в конце прошлого года составляла 4,4 тысячи рублей.
В материалах Отделения Владимир Банка России цифра подорожания еды немного другая — плюс 7,7%.
Главные «фигуранты» увеличения цен на этот незаменимый товар — импортные груши, бананы, апельсины, а также молоко и яйца, при производстве которых используется «много импортных кормовых составляющих».
С рыбой тоже все объяснимо: на фоне снижения объемов вылова у нас в стране пока еще слабо развита конкуренция в сфере переработки такой продукции. А спрос хороший.
Ну, а конкретно нашей региональной особенностью, повлиявшей на рынок, стала вспышка АЧС на свинофермах региона и объективно необходимая ликвидация промышленного свиноводства, что случилось гораздо раньше, но отложенным эффектом закономерно привело к росту стоимости свинины в магазинах и на рынках.
Кроме того, в области из-за холодов к концу года выросли затраты тепличных хозяйств на отопление, отсюда, уверены эксперты Банка России, налицо весомый плюс в ценах на огурцы и помидоры. Что касается картофеля, моркови и капусты, то запасы местных хозяйств владимирцы к концу года уже съели или почти съели, так что торговле в этом плане пришлось перейти на импорт. А он завозится издалека и - за валюту...
Единственные, кто нас относительно порадовал к концу года, это производители колбас. Во Владимирской области есть заводы двух очень крупных российских мясопереработчиков. У них цены не галопировали, поскольку промышленники продолжили реагировать на спрос и расширять свои производственные мощности. Кстати, эти ребята - еще и участники нацпроекта «Повышение производительности труда и занятости». Вот вам налицо польза от нацпроектов — господдержка явно помогает заводам развиваться и «держать» цены даже в кризис.
Машины впрок
Любопытно, что, по данным Владимирстата, в отдельных группах непродовольственных товаров общая ценовая динамика по году тоже неприятно плюсовая, но, например, одежда, трикотаж и обувь подорожали в среднем всего на 0,7-1,8%, в то время как медикаменты на 8,8%. Но как раз понятно, что в пандемичный год пользовалось большим спросом: когда мы сидели по домам на самоизоляции, обновки «на выход» нам явно не требовались, а вот СИЗы, витамины и лекарства — еще как.
Но! - интересовались мы не только медикаментами и т. п. В Отделении Владимир Банка России говорят, что одним из самых заметных факторов, повлиявшем в декабре прошлого года на непродовольственную инфляцию (в целом плюс 5,5%), стал дисбаланс спроса и предложения на рынке легковых авто. Поставки новых машин в автосалоны сильно сократились (ведь автоконцерны практически встали в карантин), а спрос в регионе на «железных коней» неожиданно оказался высоким. Впрочем, не так уж и неожиданно: в регуляторе дают простое объяснение этому автоажиотажу - ожидая будущего роста цен, многие захотели отовариться по прежним ценникам перед Новым годом. Так сказать, впрок.
Из хорошего: по данным экспертов Банка России, годовая инфляция в сфере услуг в области замедлилась в декабре до 2,6%. В основном этот сектор (от салонов красоты и ветклиник до частных юрисконсультов и посредников) старался сохранить на будущее лояльность клиентов — даже в пандемию, даже при сниженном спросе, не задирая цены. Но подешевели в среднем по году только услуги банков, страховщиков, а также - организаций культуры и турагентств, специализировавшихся на зарубежном отдыхе (и бывших несколько месяцев на «стопе» из-за весеннего локдауна и работающих с ограничениями после него).
Тем не менее, в Отделении Владимир Банка России оптимистично прогнозируют: по мере того, как все факторы (курс рубля, дисбаланс спроса-предложения товаров и т. п.) будут ослабевать, рост потребительских цен начнет замедляться. И по итогу - в условиях проводимой денежно-кредитной политики - годовая инфляция составит те самые комфортнфые для экономики и граждан 3,5-4% годовых. Поживем — увидим.
«Динамичная» двадцатилетка
Владимирстат опубликовал таблицу индекса потребительских цен на товары и услуги за последние 20 лет в соотношении «декабрь к декабрю предыдущего года». Самая мощная товарно-услуговая инфляция во Владимирской области фиксировалась в 2001 году — 20,5%. Начиная с 2009 года цены в целом не росли больше 6-10% за год, за исключением кризисного 2014 года и последовавшего за ним 2015-го — там было 13,3% и 12,5% соответственно. В последние годы официальный индекс потребительских цен варьируется в регионе от 2,2% до 5,6% по году.
Еда (вместе с алкоголем) сильнее всего дорожала в 2001, 2007 и 2014 годах — плюс 18-18,7%. 2008-й тоже был не радостным в этом плане — рост цен в общем на продукты и спиртное даже официально достиг 16,9%.
А вот ценники на промтовары скакнули хуже всего в 2015 году, что, впрочем, объяснимо предшествующим этому событию обвалом рубля и предсказуемым ростом стоимости импортных товаров, а это все сегменты — от легпрома и стройматериалов до бытовой техники и компьютеров.
Что касается услуг, то, если верить данным Владимирстата, сейчас мы в этом плане живем очень спокойно: цены на них растут в последние пять лет на 2,6-4,8% в год. А, например, в 2001 году был плюс в 55 с лишним процентов. В 2003-м — плюс 35%. В 2005-м — плюс 26,9%. В 2008-м — плюс 21,8%... Как говорится, все познается в сравнении.
Читайте также: Во Владимирской области инвесторов-дебютантов просят не пускаться во все тяжкие