В очередь на жилье – с 14 лет
В 2018 году денег было выделено примерно на 100 млн рублей больше. С тех пор финансирование из областного бюджета не уменьшается. Федеральная субсидия в прошлом году на жилье для сирот составила 39 млн рублей, областной бюджет выделил около 283 млн. Итого – почти 322 млн рублей.
- Каждый год администрация Владимирской области выделяет большие деньги на эти цели, в то время как в некоторых регионах бюджетные средства не предусматриваются, - отмечает директор департамента образования Ольга Беляева.
Как нам сообщили в департаменте образования области, изменился порядок поступления уведомлений от опекунов о том, что ребенок имеет право на жилье. Их обязали сообщать об этом при достижении подростком возраста 14 лет. Тогда оформляются документы, и дети включаются в общий список. Раньше включали в список и в 16, и в 20 лет. Уменьшается очередь и на получение жилья – 960 человек было в 2019 году, 840 человек - на начало этого года.
- Нет такого, что дети ждут получения квартиры по решению суда несколько лет, они обеспечиваются оперативно, - уточнила начальник отдела защиты детства Наталья Китаева. - Появилась тенденция к покупке жилья для детей-сирот в первичном фонде. Такая практика есть, например, в Муроме и Вязниковском районе. В год обеспечиваем выпускников детских домов жильем даже больше, чем планируем.
Кроме того, теперь жилье детей-сирот защищает областной закон. Он позволяет вводить запрет на оформление квартиры в собственность сироте, если социальные службы видят, что есть какие-то угрозы потерять ее. К примеру, неблагонадежные приятели или мошенники в окружении. В течение пяти лет он не может квартиру продать.
«Подбираем квартиры, как для себя…»
В Муроме полномочия по подбору и покупке жилья для детей-сирот несколько лет назад передали управлению жилищной политики администрации округа Муром. О тонкостях нам рассказала начальник управления Анна Гребенчук:
- До нас полномочия были у управления образования. Они объявляли аукционы и покупали квартиры. Но особых требований к качеству жилья не предъявляли. Наша структура обязана обслуживать эти квартиры в течение пяти лет. Поэтому мы полностью изучили рынок жилья, промониторили цены и сформировали свои. Они у нас чуть ниже, но в рамках рыночных.
Мы предварительно встречались с застройщиками, обращали внимание на то, что жилье выделяется для особенной категории – сирот, и надо предоставлять хорошие квартиры.
Большая плодотворная работа, по словам Анны Николаевны, дала свой результат. Застройщики Евгений Ведяев (ООО «Новая слобода») и Олег Мартьянов (ООО «Град») теперь откликаются на аукционы, касающиеся жилья для выпускников детских домов.
- И пусть соглашение между нами устное, нас больше не игнорируют! – добавляет Анна Николаевна. – Поставляют нам для детей-сирот хорошие квартиры. С отделкой, необходимым саноборудованием, газовыми котлами. И в новых домах.
Квартиры для детей-сирот в Муроме смотрят и принимают как в первичном, так и во вторичном жилом фонде. Для этого создана комиссия, в которую входят представители Роспотребнадзора, ресурсоснабжающих, управляющих и проектных организаций. Они ставят подпись приемки и в течение пяти лет лично отвечают за все поломки. К тому же ребят, прежде чем отпустить в «свободное плавание», в течение некоторого времени сопровождают. Помогают им решать все вопросы, в том числе связанные с заключением договоров на обслуживание.
- Требования строгие: чтобы были хороший ремонт, пластиковые окна, входная железная дверь, новая сантехника и приборы учета, пожарные извещатели, новая проводка, – утверждает Анна Гребенчук. - В общем, чтобы квартира была такая, как для себя! Чтоб не стыдно было потом в глаза ребятам смотреть, мы ведь все в одном городе живем. Это, наверно, первостепенно.
«Свой угол» в новом доме
В прошлом году в Муроме купили 26 квартир для детей-сирот, а на этот год выделены средства на приобретение 36 квартир.
Мария Букатарь – одна из тех, кто получил квартиру в этом году. 2 февраля глава округа Муром Евгений Рычков в торжественной обстановке вручил ей ключи и поздравил.
Марии не было еще и двух лет, когда ее взяла под опеку дальняя родственница, родителей лишили прав. Старший брат жил в детском доме. В 15 лет девочку поставили в очередь на жилье, сейчас ей 21 год, и теперь у нее есть своя квартира в новом доме в микрорайоне «Новая слобода».
- Конечно, очень рада, что теперь есть свой угол! - говорит Мария. – Мебели в квартире еще нет, только заказываем. Но это счастливые хлопоты. Вместе со мной ключи от квартир вручили еще трем молодым людям, тоже сиротам. Один будет жить в соседнем подъезде, а двое - в других домах.
Сама Мария в ближайшем будущем собирается отметить новоселье. В новую квартиру она переберется вместе с мужем и 8-месячным сыном Никитой.
Только через суд
Однако не везде, видимо, к обеспечению жильем детей-сирот относятся внимательно и милосердно. Некоторых так и хочется спросить: «А есть ли у вас совесть?» Периодически скандальными историями отличается почему-то Гусь-Хрустальный район. И каждый раз к восстановлению справедливости подключаются прокуратура и Следственный комитет.
В 2017 году здесь убрали из очереди двух девочек-сирот, а земельный участок с домом, где они были прописаны, выставили на продажу. Тогда в адрес главы администрации города Гусь-Хрустального межрайонный прокурор внес представление, по результатам которого незаконные приказы, ограничивающие права сестер на предоставление гарантированного государством жилья, отменили. Специалист органа опеки, виновный в нарушениях, был привлечен к дисциплинарной ответственности. К строгой дисциплинарной ответственности привлекли и двух сотрудников городской администрации, которые готовили документы по продаже земельного участка со строением, где были прописаны дети.
Прокуратура обратилась в суд с иском к администрации города Гусь-Хрустального - обеспечить сестер квартирой за счет средств бюджета Владимирской области. Ее исковые требования были полностью удовлетворены.
В декабре прошлого года очередной скандал из Гусь-Хрустального прозвучал на всю страну. 20-летняя Татьяна Птицына рассказала, что вместе с двумя маленькими детьми, братом и лишенной родительских прав матерью ей приходится жить в разрушающемся на глазах доме. Отсутствие горячей воды и канализации, печное отопление, черные от плесени стены – вот такие «удобства». С 2004 года девушка стояла в очереди на жилье. Однако вместо благоустроенной квартиры ее вернули в ветхий дом, из которого забрали в детстве. И здесь проблему пришлось решать через суд. Как нам сообщили в Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратуре, ее сотрудники провели проверку. Подано заявление в суд – в пользу сироты.
Читайте также: За пять лет во Владимирской области стало в два раза меньше детей-сирот