Глава федерального Агентства по туризму Зарина Догузова сказала тогда, что, увы, молодежь у нас продолжают учить по старым образовательным программам, «которые в современном мире совершенно неактуальны, а преподавательский состав в туризме во многом требует переобучения и повышения квалификации». Еще один нюанс - «в процессе обучения пока превалирует теория над практикой», а нужен баланс.
Студенты «на вырост»
Наш земляк Дмитрий Козлов, кандидат экономических наук, директор российско-турецкого холдинга, специализирующегося на приеме наших отдыхающих на турецких курортах, и — с некоторого времени — президент НКО «Союз развития национальных кадров и карьеры» с Догузовой согласен: «О нехватке квалифицированных кадров давно говорят руководители практически всех компаний отрасли во всех регионах».
В холдинге задумались о проблеме еще несколько лет назад, когда начали работать с российскими туристами, принимая каждый сезон больше миллиона наших соотечественников. Конечно, пандемия в прошлом году снизила этот турпоток втрое. Но, во-первых, она когда-нибудь закончится. Во-вторых, хороший сервис в туризме — это априори - и прежде всего персонал. А значит, заботиться о нем надо в режиме нон-стоп, хорошо представляя, что делать дальше, когда вирус отступит.
Кстати, компания нашего эксперта сумела даже при стопе отрасли в 2020 году и минусе в финансовом балансе по итогам года сохранить 100% своих кадров, благодаря поддержке турецкого правительства, выделившего субсидии на зарплаты отправленным в вынужденные отпуска работникам.
Есть нюанс: на сезон холдинг, в котором работает Дмитрий, брал на работу около тысячи человек из России, в том числе около 50 человек из Владимирской области. В основном — студентов, которые готовятся стать специалистами именно туриндустрии. Причем, речь идет не о «грязной» работе — наши будущие спецы едут в Анталью не в качестве посудомоек или уборщиц — речь о менеджменте, о встречающем и коммуницирующем с гостями персонале. А это та самая, столь необходимая в любом обучении практика. В туротрасли — особенно.
К теме привлечения российских кадров Козлов подошел предельно серьезно. Все оформляется официально, по утвержденной программе, через генконсульство в Москве. У компании есть туроператорская виза, благодаря которой она может приглашать к себе студентов. Все 4-5 месяцев стажировки она не только платит им зарплату, учит их работать с туристами, обеспечивает жильем, питанием и медстраховкой, но и отвечает за них 24 часа в сутки. «Иногда это похоже на пионерлагерь», - улыбается наш эксперт.
Во Владимирской области партнеры этой программы — ВлГУ, РАНХиГС, туристический колледж. А всего в стране налаживается сотрудничество с несколькими десятками учебных заведений, где готовят специалистов туротрасли.
Кстати, хорошо все это не только заработком для студентов в районе 600 долларов в месяц, которые они потом, как правило, тратят в России — на продолжение образования. Дмитрий Козлов подчеркивает, что это именно стажировка, а получаемые знания по сервису европейского уровня эти ребята затем будут практиковать в России — и во Владимирской области в частности. Впрочем, при желании они могут делать карьеру где угодно. Наш эксперт говорит о стратегическом плане компании на ближайшие годы с гарантированными местами для отечественных молодых специалистов.
Мы не могли не спросить, как к идее обучения российских студентов практическому сервису на турецкой территории относится турецкое правительство? Ведь, по сути, приезжие забирают рабочие места, которые могли бы доставаться местным жителям. Дмитрий дал понять - без восторга, но действуют власти корректно. Не запрещают такой найм, но все же стимулируют работодателей приглашать именно местных, утвердив уровень минимальной оплаты труда для граждан Турции в 290 долларов, а для иностранцев — в 400 долларов. Вот и получается, что на стажировки наших будущих специалистов отрасли конкретный холдинг тратит порядка 200 тысяч долларов в год.
Цель этих затрат конкретная: «Мы хотим на базе нашей НКО сформировать некую систему, кадровый резерв, который позволит нам устраивать ребят с хорошим образованием и хорошим опытом международного класса в наши компании», - говорит эксперт.
Даешь пять звезд!
Но если все получится - что от этого выиграет Владимирская область? - поинтересовались мы. Ведь наш регион ввиду климата пляжным курортом никогда не станет. Как выяснилось, есть и для нас перспективы.
«А как иначе? Я житель Владимира. «Болею» за наш город и область. И у нас есть предложение для администрации региона - построить во Владимире отель — сети и уровня «Кристалла», - пояснил Дмитрий. - Пока в областном центре нет ни одного пятизвездочного отеля. А это не очень хорошо с точки зрения стратегии привлечения в регион серьезного бизнеса. Пока, по сути, здесь нет возможности проводить форумы и конгрессы международного уровня. Нет ни подходящих площадок, ни инфраструктуры для размещения гостей в статусе глав корпораций или министров».
Хотя при наличии такого объекта маячит и дополнительный интерес для региона: крупный отель хорошего уровня — это фундамент для кооперации с местными производителями. В Турции, например, холдинг, в котором работает Дмитрий, закупает у дочерних и сторонних компаний сотни видов продукции — от продуктов питания и бытовой техники до мебели и постельного белья. И понятно, что, будь такой объект во Владимире, всю его начинку из-за рубежа никто не повез бы — логистика должна быть разумной. То есть «пятизвездник» во Владимире вполне может стать еще одной точкой роста для промышленности региона.
Однако для такого конгресс-отеля нужны подходящее место (за «пекинкой» его не построишь) и более весомые льготы инвесторам... Конечно, мы возразили: «У Владимирской области и без того благоприятный инвестиционный климат, законодательно приняты хорошие льготы для серьезных инвестпроектов». Козлов с этим согласился, но сказал о необходимости пойти дальше. Например, освобождать такого рода проекты от всех областных налогов на год или — лучше - два.
«Два года - небольшой срок, чтобы нормально запуститься. Окупается такой отель при идеальном раскладе в среднем 10 лет. Но понятно, что в ближайшее время идеальных условий не будет. Всегда будут дополнительные факторы (экономические, политические), влияющие на стоимость проекта. Но выходить из пандемии и кризисов, тем не менее, надо. Так что нужен грамотный качественный диалог».
Главный манок
Туристический бизнес Дмитрий сравнивает с сельским хозяйством — дескать, и тот, и другой живут от объемов.
Правда, туриндустрии даже сложнее сейчас: если от еды мы даже в кризис отказаться не можем, что-то да будем покупать всегда, то без путешествий прожить можно, хотя ментально это, конечно, очень сложно. Ну а в ситуации неопределенности вообще неизвестно, когда этот отказ от поездок в прежних объемах закончится. Прогноз нашего эксперта — к прежним потокам туриндустрия вернется не раньше 2022 года.
Возвращаясь к теме кадров, то, по мнению специалистов, неквалифицированными можно назвать до 80% работников туристической сферы. Но если поменять систему, то туризм может стать одним из самых перспективных направлений развития экономики.
Кстати, доля туризма в мировом ВВП около 10%. Но в некоторых странах (в нормальные, не пандемичные времена) - около 16-28%. В России этот показатель не превышает 4-5%. А зря! Ведь главный манок в туризме — это достопримечательности, благодаря которым люди едут в ту или иную страну и тратят там деньги. То есть туротрасль продает товар, который от нас никто никуда не увезет!
Позитивным фактором Дмитрий считает интерес вузов к их программе: «Учебные заведения стали намного больше ориентироваться на практику студентов, постоянно обновляют свои программы. Это очень хорошо. Мы все знаем, что работодатели годами говорили о несоответствии уровня своих требований к молодым специалистам с их реальной подготовкой в вузах. Сейчас ситуация меняется, и вузы рассматривают будущих работодателей своих выпускников как стратегических партнеров».