Две битвы за Перемышль
Курцеву словно на роду было написано стать военным: он родился 23 февраля 1920 года в деревне Неклюдово, которая вскоре вошла в состав вновь образованного Гусь-Хрустального района.
После неполной школы в родной деревне учился на рабфаке. А в 1938 году был призван в армию - в Харьковское танковое училище, после чего 30 лет посвятил танковым войскам... Довоенная выучка помогла ему успешно проявить себя уже в первых боях - во время похода советских войск в Западную Украину и Северную Буковину в 1939-1940 годах. Вот почему Великую Отечественную 20-летний лейтенант Борис Курцев встретил со своей танковой ротой прямо на новой границе СССР, на Львовщине. С первого дня войны завязались отчаянные бои за город Перемышль (потом этот город отошел к Польше, там его называют Пшемысль), ставший важнейшим пунктом, за который он сражался дважды - с интервалом в три года.
В первые дни войны на границе была не только героическая оборона Брестской крепости, но и пятидневное сражение за Перемышль, когда никто не хотел уступать. Город и его окрестности стали одним из тех участков, где гитлеровцы понесли наибольший урон в первые дни внезапного нападения на СССР. Наши пехотинцы, пограничники и танкисты несколько раз отбивали город. На четвертый день войны Курцев был впервые ранен.
Об этом сохранились яркие описания в летописи подвигов уроженцев Владимирского края: «После трехдневных боев батальон сосредоточился в лесу. По дороге на Руда-Бродска двигалась колонна вражеских танков, бронемашин и автомобилей с пехотой. Батальон получил задачу уничтожить ее. Танкисты скрытно выдвигались на исходный рубеж. Машина командира роты Курцева шла в голове. На пшеничном поле спешно занимало оборону наше стрелковое подразделение. Сигнальная ракета - и танкисты открыли огонь по врагу. Вспыхнуло несколько машин. Танкисты, ведя на ходу огонь, направили машины вперед. В ходе боя они сожгли свыше десяти танков и бронемашин врага... Оборону занимали под непрерывной бомбежкой. Вскоре около двух полков вражеской пехоты с 40 - 50 танками перешли в атаку... В это время Курцев получил приказ комбата: «Немедленно с ротой выйдите на северную окраину деревни и уничтожьте танки противника, обходящие нашу оборону с фланга». Машина устремилась на окраину. Несколько вражеских танков утюжили окопы пехотинцев. Первый выстрел сделал стрелок машины Курцева - лейтенант Кудряшов. Один из танков вспыхнул, задымились еще четыре. Остальные начали отходить и открыли огонь. Фашистские автоматчики подползли к ним почти вплотную. Курцев слез на днище танка и стал пробираться к пулемету. Вдруг страшный грохот потряс машину. На мгновение он потерял сознание. Очнувшись, попытался связаться с членами экипажа, но безрезультатно. У его ног, весь в крови, лежал заряжающий. Он ползком добрался до Кудряшова и постучал здоровой рукой ему по спине. Тот не двигался. Курцев медленно поднялся к люку, в ту же секунду о броню застучали пули. В смотровую щель он увидел автоматчика. Курцев осторожно выдернул чеку из гранаты, опустил скобу и метнул гранату из люка. Фашист больше не стрелял. Лейтенант снова встал на сиденье. Крышка люка выскользнула и прижала его к башне. В это время на большой скорости подошел наш танк, из которого выскочил лейтенант Кожанов. Вскоре подошли ещё четыре танка. Товарищи помогли раненому командиру перебраться в машину комвзвода. ... Два месяца Борис Курцев пролежал в госпитале, шесть ран заживали медленно...»
Перемышль тогда не удержали. А через три года, в июле 1944-го — снова Перемышль, но наступали наши. Курцев во главе разведотряда из трех танков и 30-ти стрелков на броне ворвался в город и посеял панику среди врагов. Помогла внезапность. «С ходу развернувшись в боевой порядок, танкисты атаковали. У крайних домов автоматчики в упор расстреливали выбегавших из домов фашистов. В бою было уничтожено около двух артиллерийских дивизионов противника. Вскоре город был освобожден. Ошеломленные гитлеровцы в панике бежали, но вскоре последовала контратака...», - вот такая история сохранилась в военной летописи Владимирской области.
Курцев со своей спецгруппой захватил в Перемышле укреплённый рубеж и вел бой до подхода основных сил танкового полка. За это получил свой первый Орден Красного Знамени.
300-километровый рейд до Одера
Победный 1945 год Борис Викторович Курцев встретил уже командиром танкового полка. Но до победы было еще много тяжелых боев. И тут уроженец Мещеры добился серьезных успехов во время знаменитой Висло-Одерской наступательной операции, в боях за Польшу.
Из наградного листа на представление Курцева к званию Героя Советского Союза: «Тов. Курцев, действуя с полком в передовом отряде корпуса, стремительными действиями 12 января 1945 года овладел крупными населенными пунктами Заброды, Белогон и перерезал железную дорогу Кельце-Краков. 14 января 1945 года первым со своим полком ворвался в город Кельце, завязал бой с противником, чем обеспечил его взятие. Развивая дальнейшее наступление 17 января 1945 года, первым форсировал реку Пилица и стремительными действиями 18 января 1945 года обошел с юго-запада город Пиотркув, перерезал шоссейную дорогу, идущую на юг и юго-запад из города Пиотркув, чем способствовал взятию его, продолжая наступление 18 января 1945 года, взял город Тушин».
Кстати, майор Курцев снова был ранен, но остался в строю. 19 января 1945 года его полк ворвался на южную окраину города Лодзь, способствуя занятию его войсками 1-го Белорусского фронта. Взвод танков под личным командованием Курцева одним из первых форсировал форсировал Одер 26 января 1945 года.
В принципе, не раз в этой операции полк под командованием майора Курцева в глубине обороны противника наносил неожиданные удары и деморализовал его части, уничтожив до 1000 солдат и офицеров противника, 37 танков, 42 орудия, 78 бронетранспортёров, до 200 автомашин противника с военными грузами и три склада с боеприпасами. И, кстати, наш земляк, всегда был впереди и «личным героизмом и мужеством воодушевлял весь личный состав». Звание Героя Борису Курцеву присвоили 10 апреля 1945 года.
На Берлин и Прагу
При взятии Берлина в апреле-мае 1945 года танковый полк Курцева первым вышел к реке Шпрее и обеспечил её форсирование пехотой, уничтожив при этом до двух рот регулярных войск, до 150 фаустпатронщиков, десятки танков и сотни автомашин, орудий и т. д. А еще 144 гвардейский танковый полк Курцева освободил заключенных и военнопленных из трех концлагерей.
Так Борис Курцев сражался с первого до последнего дня войны. 8 мая 1945 года в районе деревни Литвинов в Чехословакии его полк разгромил очередную крупную колонну противника... Несколько раз за войну Борис Курцев был ранен, горел в танке. Но выжил! И уже в 25 лет был Героем, награжденным медалью за отвагу, Орденом Ленина, тремя Орденами Красного Знамени.
После войны у Бориса Курцева получилась замечательная карьера. К 1957 году он стал генерал-майором. В 1966 году - генерал-полковником. Командовал уже элитной 2-й гвардейской танковой армией в Группе советских войск в Германии. Тяжелая болезнь унесла отважного танкиста 12 февраля 1967 года, ему было всего 47 лет. Похоронен уроженец Неклюдово на Новодевичьем кладбище в Москве. А в родной деревне его именем назвали школу...