«Когда люди считают, что они в принципе не умеют и не могут танцевать, то однозначно ошибаются, - улыбается основатель владимирского танцевального клуба SunSha Александр Шабалкин. - Все ведь когда-то танцевали на школьных дискотеках медленные танцы? Значит, кое-что абсолютно все умеют. И вот с этим можно работать».
Александр Шабалкин родился и вырос на родине композитора Петра Чайковского - в городе Воткинск (Удмуртия). «В танцах» с 6 лет. Выпускник Пермского института физической культуры и спорта. Чемпион Удмуртии по бальным танцам. Лауреат конкурса шоу-номеров Stargate в рамках международного сальса-конгресса в Берлине (в паре с Ксенией Сереченко). До переезда во Владимир в 2017 году работал тренером и организатором мероприятий в московской компании GallaDance. «ВВ» он рассказал о том, как танцы стали делом его жизни.
Александр, вы помните, с чего вообще началась ваша танцевальная история?
С народного ансамбля «Топотушки» при воткинском ДК, где мы занимались в том числе классическими танцами. Изначально — это был конец 80-х - в мой детский сад пришла преподаватель из клуба и выбрала меня. Тогда еще работала советская схема: с бесплатными творческими коллективами и кружками в Домах культуры, куда специалисты на зарплате отбирали способных, с их точки зрения, детей. Я, кстати, мечтаю найти своего первого преподавателя.
Некоторые люди считают танцы не мужским делом. Сверстники в этой связи не дразнили?
Меня не дразнили ни в детстве, ни в подростковом возрасте. Все знали, что я танцую. Но также знали, что я был задиристый парень. Если что — мог ответить. Тем более - занимался рукопашным боем... Негатив, конечно, случается, как у всех в жизни. К этому нужно спокойно относиться. С пониманием, что все люди разные. Например, одна из учениц как-то спросила, может ли она привести друга на афропластику. Это была не лучшая идея, потому что мужчины к таким занятиям в группе своеобразно относятся. И, главное, чтобы что-то получалось, нужны регулярные тренировки. Для новичка лучше либо индивидуальные занятия, либо новый набор, когда все в группе только-только начинают. Тот человек ушел с середины своего первого занятия с комментарием «что за ерунда - танцы преподает непонятный толстый парень». Неприятно? Да. Но я действительно после трехмесячной самоизоляции набрал вес — мы с Ильей (Илья Фирулев — соруководитель и тренер танцевального клуба. - Прим. авт.) хоть и работали всю пандемию — преподавали онлайн, в условиях повсеместно закрытых кафе «подсели» на осетинские пирожки... Очень вкусные. Их рядом с клубом продают. На Илье это не сказалось, а мне потом пришлось побороться с «пирожковым наследием». Но интересное было время - самоизоляция. Я тогда даже Шохину письмо отправлял с просьбой разрешить мне ездить на работу.
Чего, по-вашему, не хватает развитию танцевального движения?
Я думаю, все происходит так, как должно происходить. Всего хватает. Наши танцы — мы их называем социальными — это не спорт. Не зря мы танцевальный клуб, а не школа. Клуб — это место тусовки и хорошего проведения времени. Да, мы устраиваем показательные выступления, но не соревнуемся. В социальных танцах популярны вечеринки, вот что нужно людям. Для этого они учатся танцевать. Потому что с этим умением могут поехать в любой город России и мира с населением свыше 100 тысяч человек, набрать там в поисковике «сальса» или «бачата» - и пойти танцевать с местными. В каждом городе есть такое место. Во Владимире это немного новая история — ей всего несколько лет. Но интересующихся все больше и больше. Причем, работает именно сарафанное радио — когда человек делится своими эмоциями с друзьями и знакомыми. Так что всего хватает в наших танцах. (С улыбкой. - Прим. авт.) Кроме разве что мужчин. Но я надеюсь, это пока.
Сколько нужно проучиться до хорошего уровня в танцах?
А что такое, в вашем понимании, «хороший уровень»?
Когда танец у пары органично складывается в танец, а не выглядит судорожной попыткой не заплестись с партнером ногами.
Для меня уметь танцевать — это равно умению управлять своим телом. Знать его и его возможности. Есть законы физики. Есть биомеханика. Есть умение управлять всем телом. Мой друг и учитель Федор Недотко говорит так: «Если хочешь научиться танцевать — прокачивай тушку». Речь не идет конкретно о сальсе, бачате или танго... То есть, чтобы научиться танцевать, надо научиться управлять своим телом, тогда тебе будут доступны любые танцы. Они ведь между собой отличаются только собственным ритмом и характером музыки. А тело — это инструмент по сути. Но в клубе мы действуем от обратного - учимся движениям конкретного танца. И одновременно учимся танцевать. Примерно через год занятий человек на основе бачаты может узнать свое тело, после чего ему будет уже гораздо легче освоить любой другой танец. Там уже процесс пойдет быстрее.
Насколько я знаю, вы рано начали преподавать. Откуда берете терпение? Ведь у новичков — у кого-то все ноги левые, у других с координацией проблемы...
Преподавать танцы я начал в 14 лет. Официально работал в своей школе. Потом - в институте на кафедре, где учился. На самом деле мне очень нравится учить новичков. Я постоянно развиваюсь в умении рассказывать новеньким все, что я уже рассказывал до этого сотни раз, но - как можно проще, быстрее и доходчивее... Терпения хватает, хотя так было не всегда. Ведь бальные танцы — это спорт высших достижений, а там с людей всегда спрашивают больше, чем они могут (или думают, что могут) показать. Но, когда начал понимать, что людям без подготовки очень сложно управлять своим телом, что большинство вне зеркала видит только свои руки и кончик носа, пересмотрел подход. Стал объяснять, что в зеркале — не вы, а ваше отражение. И если хотите что-то изменить в танцевальном плане, то менять нужно здесь, тогда и отражение изменится. Большинство, увы, не думает о своем теле, пока оно не заболит. Если речь, конечно, не идет о людях, которые занимаются спортом, йогой и т. п. А о теле нужно думать всегда — развивать его. Прокачивать, как говорит Недотко. Усиливать мышцы. Расслаблять в плане зажимов каких-то... Растягивать. В целом улучшать свое внутреннее состояние.
Все это здорово. Но одно дело, когда прокачкой займется подросток, и совсем другое — человек в возрасте 50 плюс и старше. Возможности все равно разные!
Возможности разные. Но главное, что они есть. Конечно, в 50 или 60 лет начинать сложнее. Однако что самое главное в танце? Музыка! Танец — это действие под музыку. И у каждого человека, который слышит и у которого есть руки и ноги, есть возможности для «координации ушей с телом». Если это в наличии в 15 лет, то оно и в 65 никуда не денется. Некоторым в принципе тяжело учиться. Но! - научить танцевать все равно можно любого. А с точки зрения пользы для тела, для здоровья у танцев есть явные преимущества перед стандартной физкультурой или тренировками. Как активность это приятнее, потому что занимаешься не один, а в компании и под музыку. С возможностью общаться по интересам и без необходимости себя преодолевать. Мы же здесь совсем не страдаем. (С улыбкой. - М.К.) Страданием я называю выход за рамки комфорта: когда человек делает что-то, чего раньше не делал, заставляя себя, он автоматически испытывает дискомфорт. В зале, например, тебе надо штангу поднимать — еще столько-то раз... Или бежать на дистанции — о, еще три километра, тяжело, но надо. Это грустно. А мы танцуем. У нас позитив.
Когда-нибудь жалели о выборе профессии?
Сложный вопрос. Были несколько раз ситуации, когда хотелось уйти. И уходил. На время. Но сейчас понимаю — это мое. Я на своем месте. Поэтому в планах заниматься танцами дальше. Танцами и всем, что с ними связано: мастер-классами, вечеринками, фестивалями и т. д. У нас много идей.
Я почему об этом спросила: вы же раньше в соревнованиях по бальным танцам участвовали, а там - жесткая конкуренция...
Конкуренция - как в любом спорте. Но стекло в обувь, конечно, никто не подсыпает. Проблема в том, что там многое решают деньги. Если в планах - выигрывать чемпионаты, то нужны очень серьезные ресурсы. Даже если ты мегаталантливый, усердный и с головой. Есть такие ребята. Но, например, час занятий с хорошим тренером, способным подготовить пару к европейскому первенству, обходится в 100 евро. Не каждому по силам. А самые развитые у нас с точки зрения танцевальной индустрии города России — это Москва и Санкт-Петербург. Но, если хочешь чего-то добиться там, начинать надо со своего родного города. Мне когда-то дали такой совет — я его послушал — и стал чемпионом Удмуртии. И только после этого и окончания института отправился в Москву. Вот тогда уже у меня все сложилось как у танцора и преподавателя. Это был важный этап моей жизни — я провел в Москве огромное количество конкурсов, два фестиваля и т.д. Но теперь мой город — Владимир. Знаете, в чем важное для меня отличие? В Москве люди хотят развлекаться больше, чем учиться. Во Владимире им нравится и то, и другое. А я преподаватель. Я не могу не учить.
Страшно было открывать танцевальный клуб?
Я к этому постепенно шел. Сначала учился - на практике. В той же компании GallaDance, которая проводит «Танцы со звездами», несколько лет проработал менеджером по развитию направления Caribbean Mix. Организовывал мероприятия, сам решал, кого пригласить и какие арендовать площадки... Конечно, ни в одном деле все предусмотреть невозможно. Любой проект приносит сюрпризы. Следишь за одним — прорвется в другом. В следующем проекте ты это учитываешь, и прорывает в третьем месте. Что-то да сбивает тебя с ног. Потом уже учитываешь и это, и то, и другое, и пятое, и десятое — и на двадцатом проекте вдруг удается все. Но от сюрпризов все равно нет страховки. Это нормально.
Читайте также: Актриса Владимирского драмтеатра рассказала, как совмещает роль мамы с другими ролями