«Вместе» они создали для всех нас совершенно ни на что не похожий спектакль «Кавказский меловой круг» - со сценографией Маргариты Мисюковой и хореографией Анны Кукушкиной. Более задорного формата знаменитой драмы об истории двух матерей и одного ребенка представить себе невозможно. Даже те, кто, зная сюжет, планировал рыдать, идя на премьеру, на просмотре улыбались. Что, впрочем, не мешало даже им делать философские выводы о человеческой природе. Это, наверное, и есть признак высокого класса — как драматургии, так и режиссуры: ненавязчиво, через драйв, заставить людей думать о важных вещах...
Кстати, Брехт написал «Кавказский меловой круг» лишь в 1945 году - в Соединённых Штатах. И, если верить Википедии, тот факт, что действие пьесы разворачивается в Грузии, на фоне ещё не закончившейся Второй мировой войны, биограф Брехта Эрнст Шумахер связывал с желанием автора отдать дань уважения самоотверженности Советского Союза в этой войне...
Роль рассказчика Зайкаускас отдал одному из своих самых любимых во владимирском театре актеров — Александру Аладышеву, параллельно делегировав актеру «дирижирование» музыкальным сопровождением постановки. Да-да — на этот раз нам подарили такую роскошь, как живая музыка на протяжении всего спектакля. И Аладышев, фронтмен «Blackcoverband», для этой цели и этого образа подошел как нельзя лучше. «Саундтрек» у создателей получился на славу.
История Брехта, которая в «буквенном» изложении выглядит слезливой драмой, у Зайкаускаса местами вышла мюзиклом, местами - трагифарсом, а местами — комичной мелодрамой. Но знаете — такой подход работает! Даже удивляясь, ты хочешь продолжать смотреть, как комичный самодовольный губернатор-рогоносец в феодальной Грузии теряет пост и жизнь в результате бунта князей, как его жена Нателла убегает с адъютантом мужа, бросив новорожденного младенца, а худенькая посудомойка Груше, невзирая на риски и трудности беспорядков, берет малыша на свое попечение — и вместе с крохотным кульком, который вечно хочет кушать и портит пеленки, отчаянно убегает от преследующих их солдат. Бедная девочка, живущая мечтой о встрече с любимым (который где-то еще служит) скитается по горам, не находя поддержки, голодает и мерзнет, рискует свалиться в пропасть, но - не бросает чужого кроху. В итоге добирается до дома брата — трусливого подкаблучника, чья жена Анико (в забавном исполнении Анны Лузгиной) совсем не рада изможденной гостье. Братец под напором своей половины сплавляет девушку замуж — якобы фиктивно, якобы за умирающего, по сговору с его матерью-крестьянкой, мечтавшей о бесплатной рабочей силе в доме и женщине для непутевого сына-грубияна, который, как сейчас говорят, под видом болезни «косил» от армии. Так что ад для девушки продолжался... Ну а когда междоусобица закончилась, вернулись и жених Груше, и Нателла (эксцентричная роль Галины Фатхутдиновой). Первый был так обескуражен ситуацией с замужней невестой, что повел себя ограниченно благородно, а вторая выразила готовность биться за ребенка, наследника губернаторского имения, с нищей посудомойкой. Судить их довелось Аздаку, бывшему деревенскому писарю, который весело и азартно берет взятки у богачей (пачками, портфелями!), но решения потом выносит такие, что богачам потом - хоть стой, хоть падай... Кстати, у исполнителя этой роли - Георгия Девятисильного получился один из самых ярких образов в спектакле. Актер, что называется, «жёг». Именно его персонаж разыграл ключевую сцену — суда по опеке над младенцем, в основе которой — притча о царе Соломоне, решавшем, кому из двух матерей отдать ребенка, и не стандартно определившем, кто из женщин — его настоящая мама. В спектакле владимирского театра он одним хэппи-эндом не ограничился.
КСТАТИ
27 марта в Международный День театра награды получили актриса Анна Лузгина (медаль «За пламенное служение театру») и заведующая костюмерной театра Надежда Данилова (медаль «За преданное служение театру»).
Актеру Александру Аладышеву досталась региональная премия в области культуры, искусства и литературы, а режиссеру Владимиру Кузнецову - премия в области театрального искусства имени Евгения Евстигнеева.