4 апреля 2021 в 10:40

Во Владимирской области ищут оптимальный вектор развития туризма

Фото: Владимир Чучадеев
Туризм может приносить не только прибыль, но и убытки. Не только создавать новые рабочие места и способствовать диверсификации экономики, но и быть "камнем", который утащит экономику ко дну во время кризиса. Созданная при комитете по туризму Владимирской области рабочая группа разрабатывает стратегию развития отрасли, которая позволит региону получить максимум выгод.

Плюсы и минусы

Плюс развитого туризма очевиден: страна продает достопримечательности, которые — по факту — остаются у нее, и услуги. Однако страны, где туризм занимает большую долю в структуре ВВП, в основном далеко не самые богатые. При этом отрасль рискованная (и пандемия с ее ограничениями наглядно это показала), а ее рентабельность — невысокая. Так что чем выше доля туризма в ВВП страны, тем выше риски краха национальной экономики в случае серьезного форс-мажора.

Но все таки туризм может стать драйвером экономики, инструментом развития и улучшения социально-экономической ситуации в территории, если этот инструмент использовать правильно.

При неграмотном подходе туризм может генерировать убытки. Как экономического, так и социального плана. Например, идет дополнительная нагрузка на инфраструктуру. Если доходы от туризма не перекрывают затрат, то ничего хорошего не будет.

- Есть города, где с ростом туризма растет уровень убытков, - поведал основатель и руководитель Центра территориального маркетинга Константин Гаранин. - Я сам работал с Торжком, где именно так и был построен туризм – все деньги оставались за пределами города. И мы переделывали стратегию, чтобы город начал на этом зарабатывать, а не получать только разбитые дороги и мусор.

Важный вопрос, который поднял на круглом столе, проходившем в конце февраля в «Богдарне», обрусевший англичанин Гай Имз, – влияние въездного туризма на внутренние цены при разнице в курсах валют. С одной стороны, это дает преимущество для привлечения зарубежных туристов, а с другой - рост цен на товары и услуги ухудшает положение жителей туристических центров: ведь зарплаты в туризме невысокие, а порой еще и «серые». Да и бюджету туризм приносит не слишком много доходов. Суздаль тому пример.

Впрочем, есть другая точка зрения на выгоды туризма для Суздаля. Отельер и ресторатор Игорь Кехтер сравнил похожие по численности населения Суздаль и Гаврилов Посад:

Одна из часто озвучиваемых проблем, что от туристов не всегда хорошие доходы в бюджет. Например, Суздаль имеет очень небольшой собственный бюджет. И вроде туристические деньги проходят мимо города. Так устроена бюджетная система. Но нужно смотреть шире. Структуры ЖКХ в Суздале прибыльные, в Гавриловом Посаде — убыточны, там не хватает абонентов. Гостиницы и рестораны за коммунальные услуги платят в разы больше обычных жителей. Частные инвесторы вложили в инфраструктуру Суздаля порядка 5-8 млрд рублей, по моим оценкам. Благоустроили центральную улицу. Город сэкономил средства на благоустройстве фасадов, освещении, тротуарах, а приведение в порядок гостиничных и прилегающих к ним территорий задало стандарты всему городу. Оба бассейна в городе содержатся на средства бизнеса. Если город построит муниципальный бассейн, то бюджету нужно изыскать 10-15 млн рублей на его содержание. То есть решается главная задача — повышение качества жизни. Разговоры о том, что инвесторы посмотрели, а потом обосновались и построили производство, тоже имеют основание. Так появилась, например, «Дымов-керамика».

Диверсифицируем все!

Кехтер прав. Но давайте представим, что на Суздаль вообще не будут тратиться бюджетные деньги. Будут только коммерческие детские сады и школы, платная медицина, не будет пенсий, больничных и социальных пособий. Сильно улучшится уровень жизни? Перекроет ли плюсы от туризма отсутствие бюджетной поддержки населения? Все же основа благополучия общества – производственный сектор, наполняющий бюджеты всех уровней.

Но и тут все неоднозначно. Чтобы привлечь и закрепить в регионе кадры для промышленных предприятий, нужна развитая социальная и досуговая инфраструктура, а также вакансии для всех работающих членов семьи.

Я много лет работаю с моногородами. Там часто инициаторами развития туризма выступают градообразующие предприятия. Например, Росатом в «Полярных зорях». На Кольской АЭС все нормально с зарплатами, но чем заниматься женам сотрудников? Туризм – это всегда меньше денег, чем на крупных предприятиях, но важны диверсификация экономики, инфраструктура, дополнительные рабочие места. В Кировске на горно-обогатительном комбинате получают по 120 тысяч рублей, в туризме 15-25 тысяч. Но зато у людей, не занятых на градообразующем предприятии, есть работа, есть ощущение востребованности. Это тоже важно. Плюс - досуговая инфраструктура делает более комфортной жизнь в этом северном городе для всех. Владимирской области тоже важно найти не туристические цели туризма, - убежден Константин Гаранин. - Просто сам по себе туризм не нужен никому. Это не самоцель, а инструмент для развития территории. Сначала нужно определится с целеполаганием. Для чего нам нужен туризм? Чтобы он окупил приход новых стандартов, улучшение сервиса, создание новых объектов, чтобы он профинансировал местную экономику. Нужно просчитать, какой мультипликативный эффект мы получим. Тогда станет понятно, какой туризм нам нужен и какого туриста мы хотим привлечь.

На самом деле первоочередных целей вырисовывается не так уж много — рабочие места там, где есть проблема с трудоустройством, и деньги, оседающие в местной экономике. На благоустройство и инфраструктуру сейчас и государство немало выделяет. Однако есть такое явление, как чиновничья отчетность, где порой с целями все немного иначе: если в госпрограмме стоит строка «экотуризм», то в отчете с мест в этой строке должен плюс стоять. И кто-то вполне может ради этого выходы на природу школьников выдавать за разработку экологического турмаршрута. А до кучи еще и на завод предлагают заехать — ради графы «промышленный туризм». А то, что такой «маршрут» никто не купит, дело десятое.

Когда застопим экскурсантов?

К счастью, ситуация меняется: в муниципалитетах все больше понимают, что туристический продукт — это именно продукт. Он должен быть выгодно для всех на месте продан. Вот и возвращаемся к доходам, то есть - к деньгам.

А с ними у нас пока не очень хорошо. В «доковидные» времена регион принимал от 700 тысяч до 1,5 млн туристов ежегодно (по разным методикам подсчета). Экскурсантов же — более 4,5 млн человек. Получается в любом случае, что большая часть турпотока проходит через регион транзитом. А значит, и деньги - мимо наших «усов».

Турист должен тратить 5,5 тысяч рублей в сутки, деловой турист - еще больше. Как он тратит в Москве или в Сочи. А здесь он тратит в два раза меньше. Это не означает, что турист без денег. Это значит, что у вас нет товара, который ему можно продать, - объяснил Гаранин. - И задача - увеличить количество туристов, ночевок и денег, которые человек здесь оставляет.

Создать и продвинуть на рынке туруслуг новый продукт — задача не из легких. Тот же Суздаль — это, прежде всего, огромные изначальные госинвестиции и полвека раскрутки бренда. При том, что конкуренции изначально особой не было. Сейчас слишком много желающих оставить у себя деньги туристов. Так что предлагать нужно нечто уникальное. Проблема в том, что в ближайшее время приоритеты господдержки в туристической отрасли будут пересмотрены.

- Акценты сделают на развитии уже существующих тургородов. Ресурсов на всех не хватает, поэтому продавать и развивать будут то, что уже развито и продано. Продвинутые бренды. С одной стороны, для Владимирской области вроде бы неплохо, но серьезной федеральной помощи на продвижение новых турпродуктов и новых проектов, скорее всего, не будет, - говорит эксперт.

Но это еще один аргумент в пользу того, что муниципальным властям стоит не распыляться, а сосредотачивать ресурсы на том, что реально может работать и приносить доход. Кстати, известным тургородам расслабляться тоже не стоит.

В новой программе развития туризма будет еще один приоритет — развитие особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Для сити-туризма это удар - денег у людей больше не становится, а часть поездок они перенесут в ООПТ. Надо готовиться к тому, что часть туристов перестанет ездить в города, - предупредил Гаранин. - Может, получится наладить туризм в Мещере. Но большая часть средств уйдет в более крупные заповедники.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:11 Владимирскому агробизнесу наметили точки роста
28 марта во Владимире прошла областная конференция сельхозпроизводителей и фермеров «Точки роста малого агробизнеса в регионе». Ее спикерами стали первый заместитель Губернатора Александр Ремига, заместитель министра сел…
вчера в 18:34 Заксобрание Владимирской области приняло решения в поддержку аграриев
Два закона, которые приняло Законодательное Собрание области на заседании 28 марта, касаются сельского хозяйства. Одно из принятых депутатами решений позволит увеличить выплаты молодым специалистам, выбирающим труд в агр…