3 мая в 13:17
  1. Общество

Муром сыграл важную роль в судьбе героя-летчика Николая Гастелло

Накануне Дня Победы вспомним о герое-летчике, который совершил свой знаменитый подвиг в самом начале войны — 26 июня 1941 года.Николай Гастелло направил горящий самолет в скопление техники и живой силы врага. По его примеру летчики совершили сотни таких огненных таранов, приближая разгром врага.

Парень из нашего города

Гастелло не был уроженцем Мурома, но этот город сыграл в его биографии очень важную роль. Родился он в Москве в 1907 году 23 апреля (6 мая) 1907 года в семье рабочего-белоруса Франца Павловича, приехавшего за несколько лет до этого в Москву на заработки. В столице отец будущего героя женился на русской белошвейке Анастасии Кутузовой. Кстати, изначально фамилия отца летчика писалась Гастыло, но в Москве ее стали произносить и писать как мы привыкли - «Гастелло».

Франц Гастелло стал железнодорожником – работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге. Собственно, семья в 1924 году просто переехала на другую станцию (у них были уже два сына - Николай и старший — Виктор) — как раз в Муром, где Николай окончил школу (сейчас это школа №33) и начал работать в знаменитых Муромских железнодорожных мастерских, где трудился его отец. Эти мастерские тогда превратились сначала в паровозоремонтный, а позже в паровозостроительный завод, уже после войны - в тепловозостроительный. Сегодня это всем известный «Муромтепловоз». На предприятие Николай пришел сначала стерженщиком, потом стал слесарем и литейщиком.

В Муроме юный Гастелло запомнился с самой положительной стороны. Симпатичный, узнаваемый юноша, с открытым, умным и смелым взглядом. Как говорится, парень и из нашего города. Он был активным общественником, успешным спортсменом, творческим и отзывчивым парнем.

Уже после войны один из жителей Мурома рассказывал: «Старожилы Мурома хорошо помнят Николая Гастелло как энтузиаста заводского коллектива художественной самодеятельности и активного участника футбольных и хоккейных состязаний».

Лучшие парни тогда, в 20-е и 30-е годы, на волне подъема советской авиации, мечтали летать. Мечтал об этом и Николай.

В 1930 году семья Гастелло вернулась в Москву, а уже в 1932 году по специальному призыву Николай отправился в Красную армию и поступил в военную авиашколу пилотов в Луганске. Специализацией его стала бомбардировочная авиация. Начинал он летать и воевать на туполевском тяжелом бомбардировщике ТБ-3.

Полет к главному подвигу

К началу Великой Отчественной войны Гастелло был уже опытным летчиком с боевым опытом.

Первой его войной стал конфликт с японцами на реке Халхин-Гол. Может быть, там он и включил в свой арсенал «на крайний случай» огненный таран... Гастелло не был первым, кто решился на такое самопожертвование. Первым стал летчик Ююкин, который направил свой подбитый бомбардировщик на японцев, при этом приказав остальным товарищам из экипажа прыгнуть с парашютами. Потом исследователи пытались установить, не служили ли Ююкин и Гастелло в одной части, но это не подтвердилось. Однако не знать о подвиге Ююкина Гастелло не мог.

Потом Николай еще участвовал в боевых миссиях в войне с Финляндией и походе в Бессарабию. Так что к нападению фашистов на СССР Гастелло был уже в звании капитана, командовал 2-й эскадрильей 207-го дальнебомбардировочного авиаполка. Женился, в семье рос сынишка.

Весной 1941 года Гастелло освоил новый самолет — ДБ-3ф, он же Ил-4. Это была новая усовершенствованная модель дальнего бомбардировщика из КБ Ильюшина. Однако все еще не лишенная недостатков, которые требовали особого мастерства пилотирования. Зато именно на таких самолетах удалось уже в начале войны с Балтики долететь до Берлина и впервые бомбить вражескую столицу, показав Гитлеру, что его ждет.

В боях на территории Белоруссии Гастелло и его товарищи на ДБ-3ф использовались вынужденно, не совсем по назначению для дальней авиации. Впрочем, любой авиации тогда не хватало.

Уже с 22 июня 1941 года экипаж Гастелло бомбил врага. А еще Николаю удалось из пулемета со стоящего на аэродроме своего самолета сбить внезапно налетевший немецкий бомбардировщик «Юнкерс-88»! Да еще под управлением заслуженного аса, который самоуверенно снизился, чтобы ударить по нашим самолетам на земле.

Задание, которое выполнял Гастелло со своими товарищами по экипажу - лейтенантами Анатолием Бурденюком и Григорием Скоробогатым, старшим сержантом Алексеем Калининым, стало последним, но принесло им бессмертную славу. Вместе с другими экипажами они полетели бомбить немецкую механизированную колонну на дороге Молодечно — Родошковичи.

Они бомбили, расстреливали разбегающихся врагов, но самолет был подбит. Как потом в отчетах указали другие летчики, уцелевшие в этой атаке, Гастелло, уходя с бомбежки, специально развернул горящую машину и направил ее на скопление техники врага. Это до сих пор самый известный огненный таран наземной цели.

Так парень из Мурома стал легендой и получил звание Героя Советского Союза - посмертно. Были и указание в сводках Совинформбюро, и трогательное письмо председателя ВЦИК Калинина молодой вдове героя, и книги, и фильмы. Примером Гастелло командование старалось настроить советских пилотов на подвиги...

Почему-то в тени Николая Гастелло поначалу остались его товарищи по экипажу, которых только в 1958 году посмертно наградили орденами. Ведь, скорее всего, решение не прыгать с парашютами, а погибнуть с честью все они приняли совместно.

Появились даже листовки, на которых Николай летит на горящей машине на врага. Но не на бомбардировщике, а в одиночку на истребителе с открытой кабиной, делая энергичный жест рукой... Но это лишь художественный прием вместо достоверности...

Чтобы память была светлой

26 июня исполнится 80 лет со дня огненного тарана экипажа Николая Гастелло. Но увы — сейчас впору уже спасать светлую память Героя. В 90-е годы, на волне крушения многих клише советской пропаганды, пошла встречная волна попыток опровергнуть подвиг Гастелло.

После освобождения Белоруссии по указаниям жителей нашли могилу, в которой, как считалось, крестьяне похоронили останки экипажа Гастелло. Но там захоронен другой экипаж — летчика Маслова, разбившегося в том же рейде на врага близ той же дороги. Но если Гастелло врезался в колонну техники, где были и цистерны с горючим, то вряд ли хоть что-то могло остаться от тел героев!

Горе-критики подвергли сомнению достоверность отчетов других летчиков о таране Гастелло. Но весь этот пропагандистский и контрпропагандистский шум вокруг светлого образа только подчеркивает его подвиг. Летал, бомбил врага, не вернулся с задания, погиб как герой вместе с товарищами. Это неопровержимые факты. Как и впечатляющая статистика Победы: в 237 случаях советские лётчики совершили огненный таран, когда подбитый и загоревшийся самолёт шел на наземные или надводные цели. Лишь один из этих таранов совершил Гастелло. Но скольких героев слава о его подвиге вдохновила поступить так же!

Читайте также: Труженица тыла Капитолина Шатрова из поселка Головино всю войну разносила похоронки

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
Жители Владимира жалуются на новую дорожную развязку на улице Сперанского вчера в 20:10
Во Владимире уже две недели открыт проезд Сперанского – автомобильная дорога, соединившая улицы Сперанского, Василисина и Нижняя Дуброва с улицей Чапаева.
Летчики с Владимирской земли 80 лет назад героически защищали небо над Москвой вчера в 16:00
5-6 декабря 1941 года началось контрнаступление Красной армии под Москвой — переломный момент обороны столицы. Тогда, 80 лет назад, многие владимирцы отважно отстаивали столицу - и на земле, и в небе. Троих героев мы всп…
Владимирская общественность выступает против дистанционного образования вчера в 13:17
Неопределенность ситуации с прогнозами по эпидемической обстановке во Владимирской области заставляет наших земляков опасаться, что в будущем некоторые меры, в том числе дистанционное обучение, могут стать обыденностью.…