15 мая 2021 в 08:38

Куда "катится" прокат электросамокатов во Владимире?

Фото: Владимир Чучадеев
В феврале этого года на улицы Владимира выехало новое транспортное средство - прокатные электросамокаты. У сервиса есть свой термин - кикшеринг. А внедряет его во Владимире та же компания, что сдает напрокат оранжевые велосипеды. И вот теперь одни радуются самокатному новшеству, а другие жалуются на него. «ВВ» разбирались, почему такой разброс мнений.

Путь в никуда?

Самая очевидная проблема - отсутствие в городе подходящей инфраструктуры. При прокладке маршрута из пункта А в пункт Б вряд ли катающихся волнует ширина тротуаров или количество пешеходов на них. Зато пешеходам самокатчики очень мешают. Уже были прецеденты «почти столкнулись». «Недавно один налетел на меня, так мне пришлось руки вперёд выставить, чтобы он меня с ног не сбил», - жалуется горожанка Ирина.

А это опасно. Электросамокат - довольно быстрое транспортное средство. Но из-за мотора он тяжелее, так что и манёвренность хуже. Теперь представьте, что вам надо петлять в толпе прохожих на большой скорости. Не всякий подготовленный человек способен на это, что уж говорить об энтузиастах, забравшихся на электросамокат дебютом. А впереди - лето. Кто может поручиться, что мини-аварий на тротуарах не прибавится? Может, сначала стоило позаботиться о нормальных велодорожках вне тротуаров?

“С одной стороны, хорошо, что во Владимире появился сервис кикшеринга при полном отсутствии нужной инфраструктуры. Возможно, востребованность электросамокатов заставит администрацию города ускорить решение вопроса. С другой стороны, отсутствие инфраструктуры неизбежно приведёт – и уже приводит – к росту числа конфликтов между автомобилистками, пешеходами и пользователи кикшеринга. Последние, к слову, из всех участников дорожного движения максимально бесправны”, - высказал своё мнение урбанист общественного движения “Владимир будущего” Артём Черней.

Кстати, с запуском проката самокатов к фирме обратилась мэрия города Владимира с просьбой проанализировать запросы горожан и составить схему велодорожек нашего города. Но сказать, когда у нас появятся велодорожки, пока сложно.

“Велодорожки должны стать составной частью Комплексной схемы организации дорожного движения. Мы обратились к прокатчикам, чтобы получить от них экспертное мнение, какие наши маршруты наиболее востребованы для любителей не просто прогулок, а для пользования прокатом как транспортом. Этот анализ, а также мнения других экспертов будут учтены при составлении этого документа. Работа над ним до сих пор продолжается”, - рассказал нам официальный представитель мэрии города Владимира Игорь Ефремов.

Берегитесь «покатушек»

А пока велодорожек в городе нет, самокатчики находят альтернативные пути передвижения - выезжают и на тротуары, и на проезжую часть.

“Недавно я стал свидетелем, как один из самокатчиков проехал оживлённый перекрёсток на красный свет. Он двигался в одном направлении с машинами, которым загорелся стопсигнал. Но когда все автомобили остановились, самокатчик продолжил движение, мешая другим машинам. Только из-за быстрой реакции водителей аварии не произошло”, - поделился с нами автомобилист Дмитрий.

Другой наш читатель, Михаил, признался, что сам чуть не стал участником такой аварии. Самокатчик прямо перед ним неожиданно съехал на дорогу с тротуара в неположенном месте. Мужчине пришлось резко тормозить, сзади в него чуть не влетел другой автомобиль.

Одно дело, когда клиенты проката выезжают на проезжую часть ради передвижения по городу. Но некоторым дорога заменяет скейт-парк и становится площадкой для развлечений. Жительница Верхней Дубровы Валентина почти каждую ночь становится свидетельницей такого безалаберного поведения:

“После 12 часов в городе отключают светофоры. Дорога на Верхней Дуброве становится почти пустой, но редкие автомобилисты разгоняются очень сильно. Они не подозревают, что у нас ночью на дороге устраивают «покатушки» самокатчики. Они не просто едут по дороге, а именно катаются - наматывают круги, делают трюки. Иногда видно, что люди пьяны. До сих пор удивляюсь, как ещё никто не попал в аварию?”

По данным официальной статистики, за 2018 год в России произошло 39 ДТП с участием персональных электрических средств малой мощности, в том числе электросамокатов. Пострадало 40 человек. За шесть месяцев 2019 года совершено 40 таких ДТП, 39 человек были ранены, а 2 - погибли. Статистика говорит сама за себя.

Только вот сколько бы ни было примеров опасного поведения самокатчиков на дорогах, решения проблемы пока нет. Ведь ПДД прописаны только для велосипедистов, самокаты как транспортное средство в них вообще не значатся. Хотя в ближайшее время ситуацию хотят исправить. Сейчас в Правительстве РФ активно рассматривают проекты изменений в ПДД, которые коснутся технических средств индивидуального передвижения с электродвигателем или без такового. К ним относятся электросамокаты, гироскутеры, мотоколеса, сигвеи и т.д. При этом в предложенных проектах таким транспортным средствам хотят запретить выезжать на дорогу вообще, ограничив их движение тротуарами и велодорожками. Кстати, если специально выделенной полосы для движения таких средств на тротуаре не будет, пешеходы будут в приоритете.

Трое на самокате

Получается, что пока велодорожек и новых ПДД нет, вся ответственность за безопасность движения лежит только на клиенте проката и на самой фирме. Вот только не совсем понятно, как прокатчики могут отслеживать злостных «нарушителей», если они не могут уследить за самым малым - соблюдением правил эксплуатации самоката.

Так, на сайте фирмы чётко прописаны правила, которым обязан следовать пользователь. Например, на самокате может кататься только один человек, а детям нельзя пользоваться прокатом без взрослых. Но, кажется, это мало кого останавливает.

“Жалко, что у меня не было камеры, а то бы я это снял. На одном электросамокате ехали трое мальчишек. Видно было, что они - ученики начальной школы. Чтобы дотянуться до руля, им приходилось поднимать руки высоко вверх. Рядом не было ни одного взрослого”, - поделился житель города Андрей.

Следят ли в компании, как на самом деле эксплуатируют их самокаты? Чтобы ответить на этот вопрос, мы попытались связаться с руководством сервиса, но обратной связи так и не получили.

Альтернативное такси

Неужели кикшеринг настолько неудачная затея для города? И для чего Владимиру в принципе прокат электросамокатов - для развлечения или для полезного применения? Изначально подобные сервисы используются в других городах именно как альтернатива автомобилям и общественному транспорту. В условиях нашего города это вполне осуществимо - не такие у нас большие расстояния, чтобы «проесть» весь заряд самоката за полпоездки. Однако есть большой минус, который автоматически превращает кикшеринг в удовольствие «по праздникам». Стоимость: 35 рублей вы платите за старт поездки и 5 рублей за каждую минуту. И получасовое путешествие обходится в 185 рублей. А это у нас - цена поездки на такси из одного конца города в другой в час пик. Успеете вы за полчаса пересечь весь Владимир на электросамокате?

С такими тарифами, без возможности, например, получения абонементов по более выгодным ценам или скидок для студентов, или других льгот, электросамокаты становятся просто средством для приятной прогулки на небольшие расстояния. Но даже при таком раскладе инфраструктура города оказалась не готова к самокатчикам, которых желание прокатиться с ветерком выгоняет с тротуаров на проезжую часть. А там уже никто - ни мэрия, ни прокатчики, ни ГАИ не гарантируют их безопасность, ведь как вести себя на дороге с самокатом пока что не знает ни один участник дорожного движения. Всё, что остаётся каждой из заинтересованных сторон, - «включать голову»: прокатчикам - тщательнее следить за соблюдением мер предосторожности, а людям - кататься, не подвергая опасности ни себя, ни пешеходов, ни автомобилистов.

Читайте также: Шить или не шить? Не вопрос: во Владимире открылся первый швейный коворкинг

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:20 Депутаты единогласно выбрали Сергея Сидорина главой города Коврова
Последние полгода он работал на этой должности в статусе исполняющего обязанности. Ранее Сергей Александрович возглавлял министерство экономического развития и промышленности Владимирской области.
вчера в 19:05 Бывший начальник Владимирского юринститута осужден за растрату бензина
Объединенная пресс-служба судов Владимирской области сообщает о вынесении ему приговора. Речь идет о руководителе Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний, стоявшего у его руля с с мар…