В марте МУП «ВладимирВодоканал» полномочия по начислению платежей за горячую и холодную воду (за водоснабжение и водоотведение) и доставку квитанций жителям многоквартирных домов передал ЕРКЦ. Хотя, по отзывам владимирцев, абонентская служба «Водоканала» работала корректно, всегда можно было дозвониться и получить консультацию без «живых» очередей. К тому же теперь люди должны нести дополнительные расходы - на банковское обслуживание платежей за воду. Размер комиссии - от 1 до 2% суммы платежа. Без комиссии квитанции можно оплатить лишь в самих офисах ЕРКЦ - единого расчетного кассового центра.
Тем временем в главном офисе - действительно очередь. Причем, начинается она еще на улице. Огромной я бы ее не назвала, но, как выяснилось, там на момент нашего визита было как раз время обеда. К тому же несколько человек по совету вышедшей из здания дамы отправились в офис «Водоканала». Но порой это выглядит «бегом по кругу».
- Я с утра сначала здесь отстояла огромную очередь, потом - в «Водоканале» и «Энергосбыте», - рассказала пожилая женщина. - И вот опять сюда сказали приходить.
Аннете Александровне, которая платила за воду с помощью подключенного в банке автоплатежа, пришла SMS, что «договор с МУП «ВладимирВодоканал» расторгнут», счет не выставлен. И куда платить? Выяснила, что теперь этим занимается ЕРКЦ. А женщине срочно понадобилась справка об отсутствии долгов по оплате.
- Два дня звонила им беспрерывно, всегда занято. Каждые 15 минут набирала номер, - говорит Аннета Александровна. – И наконец - о счастье! Трубку взяли, я узнала, какой у меня лицевой счет, без чего заплатить по интернету невозможно.
Однако за нужной справкой женщине пришлось отстоять в очереди два часа - людей с утра было много.
- Я поменяла счетчик горячей воды. А сюда документы не пришли, есть лишь показания за холодную воду. Дозвониться по телефону невозможно, - рассказывает свою историю Любовь Михайловна. - Я почти два часа выстояла тут в очереди утром. Потом ездила в «Водоканал», теперь снова стою здесь. В квартире сейчас не живу, по счетчику у меня нет расхода воды, а квитанции приходят с непонятными цифрами. На каком основании?
Поводов для обращений у жителей Владимира много, но, как выяснила журналист «ВВ», сейчас они чаще всего приходят выяснить происхождение лишних, с их точки зрения, сумм в квитанциях. Одни из-за 50 рублей пришли разбираться, а у других счета внезапно выросли на несколько тысяч.
Вот что написала в соцсети жительница Владимира Оксана К.: «Довелось постоять в такой же очереди 5 мая. С оплатой - буквально несколько человек. У остальных - неверно выставлены счета. Угадайте, в чью сторону погрешность? Не нужно бухтеть про «20/30 рублей, что лень заплатить комиссию». С такой мелочью там не стоят. У кого лишняя сотня сверху, у кого тысяча рублей. У одной бабушки квитки пришли на умершего 20 лет назад сына…»
Внутри офиса — тоже очередь. Работают три «окна». В двух из них разговор идет на повышенных тонах. Одна молодая женщина выясняет, как мог скопиться долг в 5 тысяч рублей. А пожилой мужчина уже минут двадцать не отходит и срывается на крик.
- Не могут человеку разъяснить все, как следует, вот он и кричит! – заступилась за него одна из посетительниц. – Мне вот тоже выставили за месяц счет на 2100 рублей. Откуда взяли? Я не буду платить, пока не разберусь!
Видимо, увидев журналистское удостоверение и диктофон в руках по системе видеонаблюдения, администрация на моих глазах открыла четвертое окно. а меня пригласили пройти в отдельный кабинет.
Молодой сотрудник вежливо пояснил по поводу моего счета - сбой в компьютере. Срок поверки счетчика холодной воды указан неправильно. Но все показания на самом деле переданы. В результате мне удается получить перерасчет. Вместо 1848 рублей - 392 рубля. Хорошая разница?
- К сожалению, так часто бывает при передаче базы данных, - говорит мне сотрудник ЕРКЦ. - Надеюсь, вам больше не придется к нам приходить.
Гендиректора ЕРКЦ на тот момент не оказалось на месте. Но комментарий по поводу очередей и сбоев в работе удалось получить у заместителя гендиректора Семена Горшкова. Правда, фотографироваться он отказался, стеснительно закрывшись рукой. Хотя я показала свое удостоверение и напомнила ему, что он официальное лицо при исполнении.
- Очереди связаны, прежде всего, с тем, что в мае были достаточно продолжительные выходные, - пояснил он. - Люди занимались своими делами, к нам не приходили, хотя мы работали. Еще одна серьезная проблема отразилась на количестве обращений. В связи с пандемией был введен мораторий на поверку приборов учета. Почти весь 2020 год поверок не было, в этом году все возобновилось. Четыре месяца уже прошли, но поверки многие не сделали, поэтому сейчас люди массово получают документы со среднемесячными начислениями по нормативу. А норматив начисляется от количества зарегистрированных граждан. Соответственно суммы бывают достаточно большие.
Но пени при оплате за воду, по словам спикера, не начисляют. Поэтому он посоветовал выбирать время для посещения офисов, когда меньше людей. До 10-го числа, по утрам – самое загруженное время. Филиалов офиса ЕРКЦ в городе, кстати, пять: на улицах Труда, Балакирева, Добросельской и Батурина — у Центрального рынка и «Ополья».
А вот с телефоном совсем беда — по нему реально не дозвониться. И письменные обращения, которые якобы можно подать через сайт ЕРКЦи, не доходят. Я пробовала – ответа не получила.
- Телефон у нас один – 8(4922) 77-88-21, но он многоканальный, - отреагировал заместитель директора на мое замечание о невозможности дозвониться. - Очень много обращений. Люди звонят по самым разным вопросам, не только связанным с нашей деятельностью, но в целом с ЖКХ. Спрашивают, куда им обратиться. И тоже «забивают» каналы. Слегка изменилась и привычная система передачи показаний приборов учета. Раньше водоканал принимал до 10 числа. Теперь - до 25-го. Плюс введены новые сервисы, которыми раньше «ВладимирВодоканал» не пользовался. Показания счетчиков можно передать с помощью мессенджеров, по роботизированному телефону, а также по интернету. Эта информация есть в квитанциях.
...Когда я вышла из офиса ЕРКЦ (во второй половине дня) очередь выросла в три раза.