Некоторые выезжают на дорогу в состоянии алкогольного опьянения, подвергая опасности свою и чужие жизни. Еще хуже, когда за руль вполне серьезных машин садятся дети, у которых априори не может быть нужных навыков и, конечно, документов.
С 1 мая по 9 июня во Владимирской области сотрудники подразделений ГИБДД зафиксировали 2059 нарушений правил дорожного движения водителями мототранспорта. Что интересно, самый богатый на мотонарушителей муниципалитет вовсе не областной центр (197 фактов), а Ковровский район (306). За сотню нарушителей — в Гусь-Хрустальном, Суздальском, Собинском, Камешковском и Киржачском районах.
Что касается аварий с участием мототранспорта, то на данный момент больше всего их зафиксировано во Владимире (9 эпизодов), в Киржачском районе (6), а также в Ковровском и Петушинском районе (по 5 в каждом). При этом в областном центре 7 из 9 происшествий — вина самих мотоциклистов-мопедистов. Примерно та же картина в Киржачском (4 из 5) и Ковровском (тоже 4 из 5).
И самая печальная цифра на сегодняшний момент: 3 человека погибли в этом году в ДТП с участием мототранспорта. Ранены - 54.
Именно поэтому сотрудники дорожной полиции регулярно проводят во всех районах области профилактические мероприятия по выявлению нарушителей среди водителей двухколесного транспорта. В один из таких рейдов — в Собинский район — с сотрудниками УГИБДД отправились корреспонденты «Владимирских ведомостей».
Четверка на один мопед
В нашем патруле — три автомобиля. Один — без символики УГИБДД. Именно он действует как «разведчик» на местности, по рации сообщая о видимых нарушителях, которые — при виде еще издали авто с символикой — обычно бросаются удирать: по дороге, по полям, по кустам. А вот обычная машина никак их не тонизирует, так что сразу видны и фиксируются все художества — вроде превышения скорости, трюкачества прямо за рулем или проезда на красный свет.
Первая рейдовая точка — поселок Ставрово, где наши экипажи разделились. И очень скоро обнаружили первых нарушителей — детей! Двое мальчишек по 13 (как потом выяснилось) лет мчались на мопеде. Причем, одноместном, так что второй ребенок фактически сидел на железе, что заведомо небезопасно.
Разговаривали с ними сотрудники во дворе многоквартирного жилого дома, где, судя по всему, обитают друзья ребят. Такие же дети.
Во время этой беседы с правоохранителями пацаны — вчетвером, слегка понурившись, сидели на лавочке у подъезда и делали вид, что не помнят адресов, а также имен-телефонов родителей. Но один бубнит: «Я ему говорил, что не надо было по улицам гонять!». Другой страдал: «Мне же как-то надо еще до Владимира доехать!». А третий потихоньку всех «сдавал»: «Это вы поехали за машинами!».
Но самый скорбный вид был у паренька, которому, как он признался, и принадлежит мопед. Задержали-то на нем не его, а его друзей — добряк дал им покататься. Правда, дальше мальчик выдал очень интересную версию — что мотоцикл ему купил папа, он же научил ездить. Но признал, что по дорогам папа гонять не разрешал и давать транспорт другим подросткам — тоже.
На вопрос: «А вы вообще знаете, что в 13 лет вы не можете передвигаться по дорогам общего пользования? Только с 16 лет и имея водительское удостоверение!» мальчишки толком не ответили.
Воспитание Центром
С несовершеннолетними работать вообще сложно: административная ответственность для них наступает с 16 лет. Поэтому все мы больше часа сидели во дворе и дожидались либо их родителей, либо сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних ОМВД.
В это время к подъезду подошла пенсионерка, явно одобряющая полицейский контроль: «Правильно, научите их как следует! Это шпана, баловники! Напьют — и потом вон там бутылки бьют!».
Мальчишки вяло возразили - «не мы это». Справедливости ради — на пьющих и бьющих бутылки никто из ребят не был похож. Спрашиваем у полицейских — что будет с нарушителями и мопедом?
«Мопед и детей мы должны передать их законным представителям с документами — родителям или, если родители в течение трех часов не появятся, детей - сотрудникам ПДН, транспорт — на штрафстоянку. После чего ребят поместят в Центр временного содержания несовершеннолетних. На этот вид мототранспорта документы не требуются, но водительское удостоверение должно быть, - говорит Михаил Маслов, старший инспектор УГИБДД УМВД по Владимирской области. - Административная ответственность наступает с 16 лет. Но семья обычно берется на учет минимум на полгода».
Тем временем приехала инспектор ПДН ОМВД по Собинскому району Вера Спирянова. То ли у нее реально талант разговаривать с детьми, то ли опыт сказывается, но, в отличие от нас и инспекторов УГИБДД, ей мальчишки сообщили информацию о родителях. Кстати, по словам правоохранителей, уже бывали прецеденты, когда родители отказывались сразу забирать детей или заявляли, что не разрешали брать транспорт, что по факту квалифицируется как угон. То есть все серьезно. Но — не из вредности родителей, а чисто в воспитательных целях. Мамы-папы, у кого ребятишки таким образом пробуют границы дозволенного, надеются, что, проведя хотя бы сутки в Центре временного содержания, дети в следующий раз хорошо подумают, прежде чем не слушаться и рисковать собой и другими. Забегая вперед, скажем: одна семья именно так сделала и на этот раз.
А вот мама одного из мальчиков (того, что рассказал о гонках за машинами) и папа другого (как раз владелец мопеда) приехали за сыновьями. Что интересно, они друг с другом не знакомы, хотя обычно родители малолетних друзей знают друг друга... Папа вежливо выслушал сотрудников УГИБДД и ПДН, кивнув: «Запру теперь мопед до его 16-летия точно и до получения прав».
Зато мама второго мальчика была настроена довольно воинственно: «Кто был за рулем? Не ты? Тогда при чем тут ты?».
Ей объяснили, что вообще-то в случае аварии с мопедом пострадают и водитель, и пассажир. Именно поэтому стоит объяснить сыну об опасности такого рода игр. Даже если он не за рулем.
Мчался, упал, очнулся - алкотестер
Мы едем дальше всеми тремя экипажами, оставив сотрудницу ПДН общаться с детьми и их родителями. Замечаем автомобиль с малышами на заднем сиденье. Правоохранители останавливают его, проверяют. Но там полный порядок: у мамочки за рулем все документы в наличии, а трое ее малышей — кто по возрасту должен - в креслице, остальные аккуратно пристегнуты.
Вскоре один из экипажей (с символикой) заметил другой мопед — с уже взрослыми ездоками, который ехал не очень уверенно и оба мужчины были без шлемов. Увидев патруль, они попытались удрать через поле, но не справились с управлением, упали (сразу скажем - физически не пострадали) и были задержаны.
Когда на место подъехал наш экипаж — с журналистами на борту, картина выглядела так: пассажир мопеда отворачивался от камер, водитель сидел в патрульной машине и не прятался («Я не скрываюсь, начудил — так начудил»), а в поле сиротливо валялся изрядно потрепанный мопед. Под «начудил» имелись ввиду езда без прав, без шлемов и явно в не трезвом состоянии... «Ну, хоть теперь сами не убьются и никого не травмируют», - констатируют инспекторы.
Как выяснилось в ходе разговора с Виктором (так зовут водителя мопеда), живет он с матерью в Добрынино, праздновал аванс (по профессии он якобы строитель), а транспорт принадлежит напарнику по работе. И вот тут мопед точно отправят на штрафстоянку — эвакуатор вызвали еще при нас.
А еще мы были понятыми на процедуре определения степени алкогольного опьянения водителя. Перед этим один из сотрудников прочитал Виктору целый трактат о его правах и подробно объяснил, как будет происходить измерение. Товарищ продемонстрировал знание процесса: «Пломбы на приборе покажите!». А потом послушно дунул в трубочку — и прибор выдал 0,897 миллиграмм на литр выдыхаемого воздуха... Напомним: норма — 0,160.
До рассмотрения дела у мирового судьи Виктор проведет время в камере, в Собинском райотделе полиции. Грозит ему либо административный арест до 15 суток, либо крупный штраф. И это не считая долга перед напарником за штрафстоянку.
Самокаты на тротуарах
Отдельная тема для современных городов — это электросамокаты. Их, кажется, уже начинают ненавидеть все - и пешеходы, и автомобилисты. Первые за то, что приходится буквально уворачиваться от несущихся катальщиков на тротуарах. Вторые — за выскакивания самокатчиков на дорогу прямо перед машинами.
Этот транспорт в Европе — именно транспорт, и там для него есть необходимая инфраструктура. У нас электросамокаты — агрегат для покатушек. А поскольку кататься негде, люди рассекают по пешеходным местам. Некоторые еще и по двое-трое на них громоздятся. Не хочется быть Кассандрой, но при таких раскладах серьезные аварии с пострадавшими — лишь вопрос времени.
Казалось бы — что плохого в экологичном транспорте? Ничего. Кроме того, что это у нас пока не транспорт. А главная проблема - в отсутствии нормальной инфраструктуры и в законодательных пробелах.
Кстати, аварии с самокатами во Владимире уже случались.
По данным Михаила Маслова, в этом сезоне на территории города Владимира уже зарегистрировано одно дорожно-транспортное происшествие (к счастью, без пострадавших) с участием электросамоката. Год назад авария была с пострадавшим — он столкнулся с легковушкой. И есть все шансы на то, что аварийность начнет расти: самокатов в городе все больше, а пользуются ими все, кому не лень, включая детей, которые седлают их по два-три человека... А самое обидное: непонятно, как с этим бороться.
В ходе рейдов инспекторы останавливают самокатчиков и проводят с ними воспитательные беседы. Пока это все, что можно по закону.
Как пояснили нам в пресс-службе УГИБДД, «в настоящее время вопросы передвижения электросамокатов по дорогам общего пользования не урегулированы. Какие-либо требования, предъявляемые к лицам, управляющим электросамокатами, в Правилах дорожного движения и других законодательных и нормативных правовых актах, касающихся безопасности дорожного движения, отсутствуют. Формально, лица, управляющие электросамокатами, приравниваются к пешеходам. Вместе с тем, если мощность электродвигателя транспортного средства более 250 Ватт, то оно приравнивается к мопеду и на управление им необходимо получение специального права. Существует различная судебная практика по рассмотрению дел о привлечении водителей электросамокатов к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения. И очевидно, что существует необходимость законодательного урегулирования правил использования средств индивидуальной мобильности».
В ходе нашего рейда мы фиксировали самокатчиков на тротуарах. С некоторыми полицейские поговорили, как, например, с парой московских туристов, которые свои покатушки по тротуару объяснили желанием объехать и посмотреть как можно больше достопримечательностей.
Рейды по городам и поселкам региона будут продолжаться.