Сейчас, в разгар третьей волны, «ВВ» встретились с отважной девушкой.
- Заразиться в «красной зоне» не боялись?
- Я решилась, когда сама переболела. И точно знала, что конкретная больница предоставляет хороший комплект защитных костюмов. Это был один из главных аспектов. Сейчас я ничуть не жалею о решении пойти работать в ковидный госпиталь. Получила огромный опыт и, надеюсь, что принесла пользу. Конечно, неизвестность всегда воспринимается с трепетом, а когда уже вникаешь в процесс, то страх рассеивается. Хотя не могу сказать, что все было легко и гладко. Отнюдь. Первые две недели вообще хотелось все бросить и уйти. Были притирки в коллективе (из-за неопытности в работе), сложность в графике и работа в полном комплекте СИЗ. Я старалась ответственно выполнять свою работу. Это видели более старшие и опытные медсёстры, поэтому через некоторые время мы стали дружным коллективом. Конечно, еще было сложно ночью не спать, потому что мы набирали таблетки, уколы на утро - или кому-то становилось плохо. Работая в «красной зоне» морально закаляешь свой характер, потому что обычный человек никогда не сможет увидеть и прочувствовать, что происходит в стационаре и реанимации. Часто бывает грустно и страшно. Из-за этого сильно меняется мировоззрение. Зато когда пациенты выздоравливают — это невероятное счастье!
- Защитные костюмы настолько неудобные?
- Конечно, очки (особенно запотевшие) и два слоя перчаток сильно затрудняют постановку капельниц, например. У нас были защитные костюмы, на которые нужно еще надевать халат. На ногах - двойные бахилы. Сверху - капюшон, шапочка, респиратор и очки, которые мы натирали специальным мыльным средством, чтобы они не запотевали. Помогало не всегда. На руках - две пары перчаток. Оставшиеся открытые места заматывали скотчем. В общем, не самая удобная экипировка. А если учесть, что смена длится шесть часов (а при совмещении - все 12 часов), то невозможность в это время покушать или сходить в туалет — то еще испытание.
- Что стало самым ярким впечатлением в «красной зоне»?
- Мне запомнился пациент, у которого одновременно с пневмонией случился инфаркт. У нас как раз работали врачи-кардиологи, которые смогли экстренно оказать ему помощь. Бывали и клинические смерти, то есть это прекращение сердцебиения и дыхания, при этом головной мозг остаётся работать, и есть шансы спасти человека за драгоценные пять минут. Тогда работа отделения временно приостанавливалась, и все силы направлялись на спасение.
Вы работали, продолжая учиться?
Да, поскольку утром у меня была учеба, то смены мне ставили либо с 14.00 до 20.00, либо с 20.00 до 02.00 или с 02.00 до 08.00. С той смены, что заканчивалась утром, я сразу ехала на занятия. А оттуда часто — опять на смену. Конечно, было тяжело. Преподаватели реагировали по-разному: кто-то понимающе относился, разрешал немного опоздать, а некоторые не шли не уступки, ссылаясь, что учеба - это наша основная обязанность. Я согласна, но, к сожалению, пандемия такие вещи не учитывает. Все старались помочь, чем могли.
- Подработать удалось или это было чистой воды волонтерство?
- Я устраивалась именно на работу, так как у меня уже был сертификат. После третьего курса все студенты медицинской академии имеют возможность сдать экзамен на средний медперсонал. Зарплату мне платили вовремя. Как молодой специалист я получала примерно 13 тысяч рублей плюс президентские выплаты. Но волонтерство в моей жизни тоже присутствовало - от штаба движения «Мы вместе», мы доставляли продукты и лекарства нуждающимся одиноким людям.
- Что думаете по поводу вакцинации и масок?
- По поводу прививок могу сказать одно: время покажет. Думаю, когда начинали массовую вакцинацию от гриппа или столбняка, например, не все люди этому радовались и доверяли. Говорю же — нам свойственно бояться неизвестности. Особенно если ты не специалист и действительно не знаешь, что тебе вводят в организм. Но сейчас прививки от гриппа и столбняка - главный способ защиты от этих тяжелых заболеваний. Стоит выбирать приоритеты. Что касается масок, то это уместно в закрытых помещениях. Или если человек уже болен. На улице лучше дышать свежим воздухом без маски, чтобы организм получал кислород. Но дистанцию соблюдать, конечно, стоит.
- Если не врачом, то кем бы вы стали?
- Сложно сказать. Сейчас очень быстро все меняется. Некоторые профессии, которые казались интересными, вообще уходят в прошлое. А новые появляются. Поэтому нужно идти в ногу со временем, думать, чем лично тебе хочется заниматься — и, в идеале, учитывая, что актуально на рынке труда в конкретный современный период времени. Я о выборе профессии не жалею. Во-первых, иметь базовые знания врача и уметь отсеивать ненужную информацию от полезной очень важно, как минимум, для своей семьи. Во-вторых, я люблю людей и хочу им помогать. А какая другая профессия предоставляет такие возможности в этом смысле?
- Что еще интересует, кроме работы и учебы?
Волонтерство. А еще я состою в студенческом активе, где мы организуем различные мероприятия для студентов. Езжу на различные образовательные форумы для молодежи по всей стране — такие, как «Территория смыслов», «Таврида», «Евразия Глобал», «Международный форум волонтёров-медиков»... Стараюсь больше путешествовать, постоянно узнавать что-то новое и вдохновляться новыми местами. Недавно ещё приняла участие от нашей академии в конкурсе «Мисс студенчество Иваново», где создала свой социальный проект для реализации. Он называется «Троллейбус здоровья», главная идея которого - транслировать мини-аудиолекции на медицинские темы, о здоровом образе жизни, о вреде вредных привычек. Причем, это можно делать во всем общественном транспорте — в автобусах, электричках, метро... Думаю, стоит напомнать людям, что спорт, правильное питание, отсутствие вредных привычек, активная деятельность как раз и являются основой иммунитета — то есть первой линии обороны наших организмов, которая защищает нас от болезней.