Дегтярев едет в Ковров. В плеяде знаменитых ковровских изобретателей оружия, давших ему свои имена, Василий Дегтярев стал самым именитым. Когда-то он и сам приехал сюда с группой оружейников во главе с Владимиром Федоровым, создателем первого русского автомата. Федорова Дегтярев считал своим учителем. Хотя сам воплощал в деталях замыслы изобретателя отечественной автоматической винтовки, над которой они вместе работали с 1906 года.
Свою автобиографическую книгу Дегтярев продиктовал, когда уже тяжело больной проводил последние месяцы жизни на лечении в Москве. Оружейник скончался в начале 1949-го года, книга вышла в 1950-м.
Там Ковров даже еще не назван (опять в силу секретности). Упомянута родная Тула, где потомственный оружейник появился на свет 21 декабря 1879 (2 января 1880 года по новому стилю) и с 11 лет начал трудиться на оружейном заводе. Названы Ораниенбаум, Сестрорецк, где работал Дегтярев до Коврова.
И вот что он сам рассказывал о приезде в неназванный в его книге городок в 1918 году. Это засекреченный Ковров.
«Вспомнили и об одном небольшом оружейном заводике, который пустовал, так как его бывшие владельцы — датские концессионеры — сбежали при первых же выстрелах восставших рабочих. Меня и Федорова вызвали в Смольный, и нам было поручено немедленно отправиться на этот завод и организовать там производство вооружения».
Дегтярев был уже отцом большого семейства. А поезда ходили плохо. В железнодорожной неразберихе он в Сестрорецке заметил поломанный вагон-теплушку в тупике.
«В тот же вечер мы взялись за починку вагона, и через два дня он был уже готов. Рабочие, зная, что у меня маленькие дети, где-то раздобыли печечку-буржуйку, устроили нары, принесли топливо».
В этом вагоне Дегтярев и Федоров прибыли в Ковров.
Завод запустили. И началась эпоха Дегтярева в Коврове. А в автобиорафии так написано: «В этом тихом городке для меня началась другая жизнь. Теперь я мог свободно творить и изобретать».
В 1923 году семья Дегтяревых, где уже было семеро детей, обрела свой частный дом с садиком на нынешней удице Дегтярева, где теперь дом-музей оружейника. С деньгами на жилье помог все тот же благородный бывший царский генерал Федоров: он получил премию за свой автомат и половину денег отдал своему соратнику Дегтяреву.
Тот очень радовался своему дому: «Я его обновил, отремонтировал, около дома разбил небольшой садик и цветник. Любил отдыхать там после работы в кругу своей семьи».
От смертоносного железа на заводе он отводил душу среди растений, серьезно занимался садоводством. А еще он любил птиц: в доме пели канарейки, при доме была голубятня...
Пулемет ДП. Первым чисто самостоятельным, знаменитым и самым массовым изобретением Василия Дегтярева в направлении автоматического оружии стал ручной пулемет с дисковой подачей патронов ДП («Дегтярев пехотный») образца 1927 года. Он оставался основным ручным пулеметом Красной армии до победного 1945 года.
«Я вспоминал и пересматривал заново все известные мне системы пулеметов, анализировал их, настойчиво искал пути к созданию новой системы, которая была бы проста и надежна», - делился потом изобретатель.
Вдохновила на завершение работы личная встреча Федорова и Дегтярева с Михаилом Фрунзе в 1924 год: «Михаил Васильевич сказал, что Красной Армии крайне нужен легкий, прочный и надежный пулемет и что создать такой пулемет должны мы».
И хотя опытная мастерская к тому времени расширилась, Дегтярев привык работать в одиночку. «Буду все делать сам, — решил он, — как делал автомат Федорова. И в случае неудачи пусть ругают меня одного».
Особенно тяжело давалась затворная рама, которая должна была связывать главные части пулемета и приводить в действие весь механизм. Кроме того, оружейник твердо решил отказаться от подвижного ствола, примененного в первом автомате Федорова, и задумал создать пулемет с неподвижным стволом, который бы действовал на принципе отвода пороховых газов. Удачное решение!
На первых испытаниях ручного пулемета в присутствии самого Буденного Дегтярев лично стрелял по мишени. Параллельно бил пулемет Токарева и Колесникова. Сначала все шло хорошо: пули из пулемета Дегтярева легли в яблоко и густо вокруг, что понравилось Буденному.
Начались испытания на живучесть. И тут — шок! «Ободренный похвалой товарища Буденного, я приготовился к дальнейшему состязанию, но тут случилось нечто страшное. Не сделав и половины положенных выстрелов, мой пулемет умолк. Я разобрал пулемет и с досады махнул рукой. Сломался боек. Об исправлении не может быть и речи», - вспоминал Дегтярев.
Однако Буденный ободрил конструктора, посчитав поломку бойка исправимым недостатком.
Спокойно воспринял неудачу и директор завода Федоров. Но посоветовал Дегтяреву переделать не только боек, но и создать «совершенно новую систему пулемета, даже две»!
И все-таки Дегтярев после поломки был в таком потрясении, что впервые забыл купить в Москве детям подарки. Ведь его многочисленное семейство - а супруга Вера Владимировна родила ему в итоге 9 детей - всегда было в его мыслях... И вот только проблемы другого детища - пулемета - смогло отвлечь.
Он работал на усовершенствованием ДП настолько увлеченно, что даже не успевал домой на обед, жена приносила ему еду прямо в мастерскую.
«Для своей машины (как он называл пулемет) я сам обрабатывал детали, сверлил, точил, фрезеровал. Сам доводил и пригонял, сам шлифовал и шабрил рабочие поверхности механизма», - говорил потом Дегтярев. - Я гордился тем, что мне удалось уменьшить вес новой модели. Пулемет весил восемь с половиной килограммов, то есть был вдвое легче некоторых заграничных ручных пулеметов. Каждый боец легко мог носить его за плечами».
Новые испытания прошли успешно. Усовершенствованная модель «Дегтярева пехотного» на новых испытаниях заметно превзошла модель Токарева и немецкий «Драйзе», и была принята на вооружение.
И тут же поступил заказ приспособить ДП для боевых самолетов и танков. И с этим Дегтярев справился. В авиационном варианте пулемета проблемой оказалась форма мешка для отлетавших гильз, которые не должны были попадать в кабину пилота.
А в танковом варианте молодой коллега Георгий Шпагин сделал для пулемета Дегтярева шаровую установку, и выдвижной приклад для удобства и экономии места.
Накануне войны. В 30-е годы Дегтярев вел упорную работу над станковым пулеметом. Создал и свой пистолет-пулемет.
Перед войной благодаря сотрудничеству Дегтярева со Шпагиным в Коврове сконструирован крупнокалиберный пулемет ДШК, применявшийся очень широко от пехоты до флота и ПВО.
Казалось, Дегтярев может все.
Сталин высоко ценил Дегтярева . В день 60-летия в 1940 году Дегтярев получил звание Героя Социалистического труда, вторым после самого Сталина! ВАК присвоил конструктору ученое звание доктора технических наук (без научной работы, а по совокупности изобретений). Дегтярев стал депутатом Верховного Совета СССР.
ПТРД. В начале войны одним из просчетов оказалось отсутствие в войсках противотанковых ружей, которым вполне была по зубам довольно тонкая броня большинства немецких танков, продвигавшихся вглубь СССР. И оружейникам срочно поступил заказ на противотанковое ружье.
Дегтярев не скрывает, что в приступал к разработке, получив с фронта трофейное немецкое противотанковое ружье. В итоге у ковровского мастера за несколько месяцев получилось более легкое, надежное, однозарядное «Противотанковое ружье Дегтярева, — еще один оружейный символ Победы из Коврова.
К чести прославленного оружейника, он никогда не зазнавался. И в 1943 году на совещании у Сталина заявил, что станковый пулемет Горюнова (также созданный в Коврове) лучше, чем его собственный, Дегтярева. И потом сделал все, чтобы усовершенствовать и внедрить изобретение коллеги в производство.
Дегтярев уже на седьмом десятке вставал к станку, когда не хватало рабочих, ушедших на фронт. Или участвовал в заготовке дров для завода, в субботнике на строительстве нового цеха...
К концу войны он создал новый ручной пулемет — РПД.
В 1944 году он получил звание генерал-майора инженерно-артиллерийской службы.
Он был удостоен 4-х Сталинских премий, в том числе последней — посмертно. Награжден тремя орденами Ленина, орденами Суворова I и II степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.
О Коврове Дегтярев размышлял так: «Мне хочется видеть свой город цветущим садом. И он, несомненно, таким будет...» На последнем в жизни фотопортрете в его книге Василий Дегтярев запечатлен в генеральской форме любующимся цветами в саду.