Земель, «захваченных» этим неугомонным и опасным растением, становится все больше, а сама битва с борщевиком напоминает схватку с многоголовой гидрой: вместо одной отрубленной головы вырастают новые. По некоторым данным, в целом по России борщевик захватил уже 60 млн гектаров земель. И вопрос, кто выйдет победителем — борщевик или культивировавший его человек, вовсе не праздный.
Борщевик Сосновского – от любви до ненависти один шаг. Среди многих видов этого растения-захватчика особую опасность представляет борщевик Сосновского, названного так по имени известного исследователя флоры Кавказа академика Дмитрия Ивановича Сосновского (1885-1953).
Хотя борщевик давно известен на Руси, его опасная разновидность «спустилась» к нам с кавказских гор. С середины прошлого века его широко культивировали как богатую сахарами, протеином и другими полезными веществами силосную культуру. В 1947 году работу по его селекции начали советские НИИ, добившиеся превосходных результатов: в 80-х годах урожайность борщевика в Ленинградской области достигала 1528 центнера с гектара. Под борщевик выделяли лучшие земли, за его культивирование вручали премии Правительства РСФСР. А потом вдруг выяснилось, что борщевик проникает в естественные экосистемы и быстро их разрушает. Задумались ученые еще тогда, но лишь в начале нового века зловредное растение занесли в список сорных и опасных – «Черную книгу флоры Средней России», а с 2012 года его и вовсе исключили из достижений советских селекционеров.
Вместо всенародной любви к растению прониклись столь же сильной всенародной ненавистью. Но борщевик не падает духом. Оказалось, ему не нужна никакая культивация. Он и так бодро распространяется по российским просторам, самостоятельно расширяя «посевные площади» примерно на 10% в год.
Вообще это растение – отличный медонос, его используют в народной медицине в качестве антибактериального и антивирусного средства, из него можно производить дешевый сахар, целлюлозу, топливо. От латинского названия (Heracleum Sosnowskyi Manden) возникло народное прозвище борщевика – «гераклова трава». Слово «борщевик» вошло в обиход еще в 16 веке от использования его в пищу – для борща. В ряде местностей России его называют «борщень» или «медвежья лапа» по форме листьев и за их большой размер.
Но в конце 80-х годов прошлого века вывели новые сорта борщевика, не содержащие в своем соке т. н. фурокумарины, которые под воздействием солнечного света вызывают сильные ожоги. Однако быстрой реакции не последовало - подоспела перестройка, новое мышление не поспевало за борщевиком, чем тот не преминул воспользоваться. А теперь, по некоторым оценкам, чтобы сокрушить борщевик Сосновского на всей территории России нужно потратить около 3,6 трлн рублей, если он действительно заполонил 60 млн га.
Японская техника, российские гербициды. Уже в семь утра работники Владимирского филиала «Россельхозцентра» загружали в прицеп «Нивы» профессиональные ранцевые японские опрыскиватели «Echo», работающие от бензомотора. Вместе со смесью гербицидов (так называемой баковой смесью, она российская) и воды каждый из них весит около 30 кг. Вместе с опрыскивателями в прицепе закреплена пластиковая емкость с водой объемом 1 кубометр, заполненная наполовину – больше «Нива» не потянет. Цель - вторичная обработка территории площадью около 4 га.
Ведущий агроном Дмитрий Зябликов возглавляет бригаду истребителей борщевика. Он рассказал «ВВ», что пораженные земли нужно обрабатывать не просто дважды, но дважды каждый год в течение пяти лет. Иначе борщевик не извести. Сейчас во Владимирской области с борщевиком борются две бригады: одна владимирская, другая муромская. Люди работают на износ и, похоже, нуждаются в подкреплении. Не все выдерживают - работа тяжелая, требующая большой физической выносливости...
«Сельские жители постоянно жалуются на засилье борщевика! – рассказал агроном. – Он вызывает ожоги, могут быть даже смертельные случаи. Дети, скажем, сделают трубочку из полого побега борщевика, начнут в нее дуть или смотреть через нее – и могут отравиться или лишиться глаза! Или люди выходят косить с бензокосилками в шортах, без майки, и все – ожоги страшные! Во время цветения пагубное воздействие сока борщевика самое сильное».
Известны случаи, когда сок борщевика Сосновского вызывал у человека токсикологическое отравление, оно сопровождалось нарушением работы нервной системы и сердечной мышцы. Также в растении содержатся биологически активные вещества – фитоэстрогены, которые могут вызывать расстройство воспроизводительной функции у животных. Ученые бьют тревогу. Уже есть наработки, как находить скопления борщевика прямо из космоса. Хотя он отовсюду уже хорошо заметен: каждый видел это мощное зонтичное растение, достигающее в высоту до 3-4 метров, на обочинах дорог. Но это лишь малая толика борщевика, произрастающего в регионе.
По самым скромным подсчетам, борщевиком у нас заросло более 3 тысяч га. Но директор Владимирского филиала «Россельхозцентра» Марина Олимова рассказала, что «на сегодняшний день нет достоверных данных о том, на какой площади произрастает борщевик»: «Мы вели учет на землях населенных пунктов и землях сельхозназначения. Но, помимо них, есть зоны отвода автодорог, лесной фонд, скорее всего, борщевиком заросло гораздо больше, чем 3 тысячи гектаров. Я понимаю, что полностью решить проблему мы не сможем, но в тех зонах, где борщевик представляет непосредственную угрозу для здоровья населения, его нужно вытеснить».
Вездесущий захватчик. По областной программе борщевик истребляют в муниципальных образованиях, а вот в полосе отвода автодорог этим должны заниматься дорожные организации, на землях сельхозугодий – сельхозпредприятия, на приусадебных хозяйствах – их владельцы. Но зачастую дело борьбы с опасным растением-вредителем пущено на самотек.
В итоге борщевик захватывает не обрабатываемые земли, заброшенные участки, бодро взбирается вверх по косогорам - и пасторальную картинку зеленых лужков с березками сменяют дикие заросли борщевика, через которые не пройти не только человеку, но и домашним и диким парнокопытным.
«Если обработать в одном месте, а по соседству - нет, эффекта не будет, – говорит Зябликов. – Семена разбрасывает ветер. Они могут пойти в рост даже через много лет, когда дождутся благоприятных условий для всходов. Там где с борщевиком не борются, постоянно идет его экспансия».
Но хватит ли на борьбу с борщевиком «материального ресурса»? В Ленинградской области на борьбу с борщевиком в 2011-2013 годах выделялось около 179 млн рублей. Ставилась задача освобождения от борщевика Сосновского 2252 гектаров. Но извести борщевик не удалось. Даже в Петербурге он уже подступает к жилым домам.
Как в дебрях. За Липной в Петушинском районе места живописные. Здесь, в стороне от федеральной трассы, приютились небольшие домики местных жителей. Все здесь хорошо, только с пологих холмов к домам подступают заросли борщевика. Именно заросли, а не относительно редкие «медвежьи лапы», что по обочинам дорог. Кто такое увидит впервые, невольно подумает о том, что гигантский борщевик пришел к нам из Юрского периода, пережив динозавров. Вот оно - торжество дикой природы. 3-4-метровые гиганты стоят так плотно, что пройти сквозь их ряды невозможно. Пробиваться через эти джунгли можно только с помощью мачете. Борщевик подобрался к самим домикам, обосновался за их заборами, выглядывая на метр выше. Вовсе не потому, что нынешнее лето особенно жаркое. Старожилы рассказывают, что такое – каждым летом.
Чащи борщевика высотой в два человеческих роста могут испугать городского жителя. Но - не специалистов из «Россельхозцентра». В плотных комбинезонах и респираторах они уже заливали баковую смесь в ранцевые распылители и шли к зарослям. Результат есть. Там, где они в начале лета уже «прошлись» химией по борщевику, он полег - сраженный и пожелтевший. Но затаившийся борщевик способен возродиться, а потому, сказал Дмитрий Зябликов, его нужно заливать и заливать смесью из гербицидов. Так что истребители борщевика ударили — и по старым, и по свежим побегам «медвежей лапы». Мощные потоки гербицидов из японских агрегатов поднимались губительным дождем над зонтичными соцветиями, распыляясь метров на пять.
Из домиков стали выглядывать местные жители. По-моему, они смотрели на «бойцов», как на спасителей.
Протоптать тропу и заливать под корень. Один из специалистов, Юрий, рассказал, что занимается этим непростым делом уже третий год: «Работа тяжелая, а с каждым годом все тяжелее. Труднее всего в жару. С перерывами работаем. Два раза сходишь, 10 минут перекур. Без респиратора нельзя – если надышишься гербицидами, голова начинает болеть».
Тем временем столбик термометра поднимался к 30-градусной отметке. Плотная одежда, респиратор, 30-килограммовый ранец за плечами – вряд ли кто-то захочет попробовать, каково это. По наблюдениям Юрия, с борщевиком может конкурировать только репейник. Иногда он даже вытесняет борщевик: «Но для нас это плохо: выходишь из зарослей весь в колючках. А то что вы видите, – Юрий показал на чащу борщевика, – это еще не самое заросшее место. Сейчас поедем дальше – там еще хуже: целый лес!».
Борщевик растет и множится, и основную его часть не обрабатывают, если это не муниципальные земли. За попустительство к борщевику штрафуют, но порой заплатить штраф дешевле.
Между собой истребители борщевика называют друг друга «машинами». «Потому что так, как мы работаем, никто не работает».
Что касается самой сути процесса, то, по словам оператора-распылителя, «самое главное – попасть на листву, ближе к корню»: «Соцветия наверху, а листва – внизу. Чтобы обработать заросший участок, мы сначала тропку проминаем, иначе никак не зайдешь, по-разному пробовали. Одеваешь костюм, перчатки и ногами вытаптываешь тропу». Гербициды попадают под корень и через неделю-другую борщевик начинает вянуть.
Ребята снова надели ранцы и пошли в заросли. Было слышно только приглушенное урчание бензомоторов, да нет-нет над зонтиками борщевика взмывала губительная струя гербицидов.
Для борьбы с борщевиком предлагалось много методов. Хотели было напустить на них особую тлю, но тля проиграла этот поединок. Как, якобы, и специальная саранча. Была даже идея использовать верблюдов, которые питаются борщевиком, но у нас не нашлось столько верблюдов. Так что пока остановились на простом: топтать и поливать. Вот только бы «бойцов» хватило, да техника не подвела. Последние сводки с фронтов битвы с борщевиком: в поселке Тельмана Ленинградской области власти отправили на борьбу с борщевиком водителей, которые были привлечены к ответственности за вождение в нетрезвом виде. Многие называют борщевик символом бесхозяйственности и советуют обратиться к китайцам за помощью, другие предлагают использовать огнеметы. Есть граждане, которые через шприц вводят в стебель борщевика бензин. А оптимисты полагают, что история с борщевиком закончится так же, как с колорадским жуком: боролись – без толку, а потом он сам исчез.