Их популярность за последние годы выросла многократно, а количество инструкторов «ШЛА» в регионе уже достигло 8 человек. Причем, все это — действующие поисковики, прошедшие серьезную подготовку для работы с детьми. И все эти годы руководит направлением во Владимирской области (развивая его!) профессиональный детский педагог, мама двоих замечательных деток и просто красавица Юлия Хисамиева.
Юлия, темы занятий «Школы Лиза Алерт» касаются, как мне кажется, базовых основ безопасности. Разве родители не могут объяснить их самостоятельно?
Частично — могут. Но всегда есть нюансы. По практике наших занятий в детских садах и школах, только 5-10% детей знают, как правильно поступить в любой ситуации. Встречаются родители, уверенные, что с ними и их детьми никогда ничего плохого не может случиться. Наша задача — минимизировать риски для всех. Структура занятий «Школы Лиза Алерт» разработана психологами, педагогами и, в том числе, координаторами отряда уже с учетом опыта детских поисков. Соответственно мы даем пошаговые инструкции для любой ситуации, которая может произойти с ребенком вне его дома. Например, есть традиционные установки от родителей детям — никогда не общаться с незнакомцами, возвращаться домой не через гаражи, не через темные безлюдные места и т. п. Вроде бы все верно. Но и тут есть упущения, о которых большинство взрослых людей могут не подумать, потому что для них это — априори понятные действия, выработанные за годы. А у ребенка в силу маленького жизненного опыта еще не сформирован этот навык, нет критического мышления, так что он не всегда может правильно оценить потенциальную опасность. Возьмем правило «не общаться с незнакомцами»: а если человек просто спросил «сколько времени»? Это же безобидный вопрос. И ребенок понимает, что безобидный. Но на него тоже нужно реагировать. Как думаете, многие родители могут проговорить с ребенком, как отказать в просьбе незнакомцу или что делать если незнакомец попытается его увести? Наши инструкторы учат малышей правильным реакциям в том числе и в таких ситуациях. Кстати, часто после наших занятий учителя школ, воспитатели детсадов и присутствовавшие родители говорят нам, как им самим было интересно нас послушать, потому что о многом они не подозревали. У нас замечательные инструкторы, которые умеют доносить информацию до детей так, что те ее принимают. Но, по-моему, даже если родители сами справляются с обучением ребенка правилам безопасности, вреда не будет, если учителя и наши инструкторы закрепят эти знания.
Какие опасности подстерегают детей в нашем регионе чаще других?
Для Владимирской области актуальны абсолютно все правила безопасности, кроме разве что потенциальной опасности метро, потому что у нас нет метро. Но, например, много водоемов. А значит, дети должны знать, чем они опасны — летом, зимой, в межсезонье. Куда категорически ходить нельзя, как вести себя, если кто-то тонет... У нас изобилие маленьких городков, где развит частный сектор, много гаражей, заброшенных зданий, запущенных парков, так что всегда актуальна тема безопасного маршрута. В области предостаточно торговых и развлекательных центров, где ребенку легко потеряться. Не говоря уже о лесах (где легко заблудиться) и общественном транспорте, где тоже нужно знать, как вести себя в чрезвычайной ситуации. Может ведь так случиться, что ребенок уехал в автобусе, а родители остались на остановке? Может. И нужно знать, что делать.
Стоит специально учиться или достаточно быть добрым и заинтересованным по отношению к ребенку, чтобы он правильно воспринял все установки?
Однозначно необходимо учиться. Поэтому наших инструкторов мы обучаем кейсам по детской педагогике и психологии, объясняем специфику каждого возраста и способы привлечь внимание и удержать его. Дети иначе воспринимают информацию — и нужно быть к этому готовыми. А просто от доброты душевной, не зная, как ребенок воспримет вас и ваши слова, можно навредить.
Как вы выбираете среди поисковиков тех, кто может стать инструктором «Школы Лиза Алерт»?
Пройти обучение может каждый действующий поисковик отряда со «стажем» участия в активных поисках не меньше полугода. То есть это обязательно должен быть человек, который понимает, что такое поисковая деятельность. Кстати, дети всегда задают очень много дополнительных вопросов, на которые без опыта поисков адекватно не ответишь. Уже в процессе обучения ребята сами понимают, готовы они посвятить себя таким занятиям с детьми или нет. Потому что требуется не только выучить материал к занятиям. Нужно понимать специфику, о которой я уже сказала, - особенности возраста, детского восприятия и т. п. Плюс наши занятия всегда проводятся в дневное время, люди работают, а здесь необходимо выкраивать время на выезды в разные районы.
И с кем деткам интереснее общаться в рамках лекций? С девушками или мужчинами? Ведь стиль у них априори разный.
Детки любят всех. Они заведомо доверяют тем, кто к ним приходят, и счастливы в любой момент. К тому же наши занятия интерактивные, то есть в них включен каждый ребенок, невзирая на то, спокойный это класс или шебутной. В занятиях участвуют все. Каждый в процессе может что-то спросить, рассказать, предложить свой план действий на ситуацию. Это интересно. У нас шесть инструкторов-девушек и двое ребят. Мужчины, конечно, харизматичные, брутальные, их и взрослые заслушиваются, а детки вообще молниеносно ими очаровываются. И девушки замечательные — для них всегда сложно уйти после занятия, потому что малыши берут их в плотный круг и рассказывают все, что еще не успели, дарят сувениры (самодельные открытки, брелочки и т. п.), просят обняться. Каждый ребеночек хочет остаться в нашей памяти. Это всегда очень ценно. Знаете, по своему опыту работы с детьми, знаю, что детская энергия, отдаваемая в ответ на нашу, взрослую заботу, всегда в разы больше наших трудозатрат в этих поездках. Бывают смешные вопросы. А иногда малыши хотят помочь отряду, готовятся к нашим встречам, собирая свои «коробочки добра». В них может быть упаковка бумаги для печати ориентировок или несколько батареек для навигаторов, которые они купили по штучке вместе с родителями. Был случай, когда в Коврове детки выиграли конкурс с денежным призом и решили половину денег передать местному приюту для животных, а вторую половину потратили на закупку боксов для отрядных аккумуляторов для фонарей. Мы часто видим, что дети, к которым мы приходим, понимают, что в жизни действительно важно. Ребята от 10 лет и старше всегда живо интересуются реальными поисками. Если время позволяет, то мы знакомим деток с нашим оборудованием, привозим «посмотреть-потрогать» компасы, фонари, рации, навигаторы... В глазах детей мы часто выглядим как какие-то супергерои. Как они говорят - «вы спасаете, значит, вы спасатели, а спасатели — герои». Такая вот логическая цепочка. А мы просто хотим их сберечь, чтобы им спасение никогда не понадобилось.
Юлия Хисамиева — детский педагог из Коврова. В ДПСО «ЛизаАлерт» - с августа 2016 года. Координатор, информационный координатор «ЛизаАлерт» Владимирской области, старшая направлений регистраторов и «Школы Лиза Алерт» в регионе.
Из-за эпидемиологической ситуации офлайн-занятия «ШЛА» сейчас приостановлены, но онлайн-занятия продолжаются.
Телефон «горячей линии» «ЛизаАлерт» - 88007005452.