8 августа 2021 в 11:45

Владимирский бизнес оценил плюсы и минусы предпринимательского климата

Фото: Владимир Чучадеев
Знакомый предприниматель сказал на днях, что его не беспокоят периодические проверки надзорных органов, а вот смена правил игры (или даже просто информационные вбросы о смене таких правил) — большая проблема.

«То мораторий на проверки в связи с пандемией введут (ура, поддержка!), а то вдруг появляется идея разрешить налоговикам блокировать активы бизнеса до завершения проверок». На мою реплику - «так это пока только обсуждается, чтобы уклоняющиеся от налогов не успели вывести активы» собеседник ответил: «Случается. Но при чем тут я и мне подобные? Я ничего никуда не вывожу. А предварительные выводы по проверке могут быть неправильными. Но я уже пострадаю».

Хорошо то, что такие проблемы в наш век цифровизации и развития общественных институтов (вроде уполномоченного по защите прав предпринимателей) обговариваются. Давно нет такого, чтобы какое-то важное решение по бизнесу принималось без предварительного с ним диалога. Даже когда сами предприниматели не хотят, что называется, «светиться» с негативными комментариями. Для этого у них есть бизнес-омбудсмены (главный - Борис Титов, и региональные), кто регулярно проводит опросы собственников и руководителей высшего звена предприятий об административной среде в РФ и на местах. Анализ доклада уполномоченного по теме с раскладкой по Владимирской области — сегодня в «ВВ».

Эффект проверок и их отсутствия. Прежде всего Титов отмечает готовность власти и контрольно-надзорных органов из-за пандемии пойти на мораторий на проверки и переход к профилактике: общее количество проверок на федеральном, региональном и муниципальном уровнях снизилось на 60%.

Очень классный показатель: почти три четверти респондентов опроса заявили об отсутствии в прошлом году выездных налоговых проверок в их компаниях. А больше половины опрошенных отметили, что у них вообще не было проверок! То есть власти свои обещания в пандемичный год явно исполнили.

Кстати, сторонники массированных проверок бизнеса любят говорить, что «если их не контролировать, они один брак гнать будут». Так вот, по докладу - количество случаев причинения вреда субъектами, относящимися к поднадзорной сфере федеральных контрольно-надзорных органов, не то что не выросло, а сократилось: например, в 2019 году их регистрировали больше 37 тысяч по России, а в 2020-м — уже 24,8 тысяч. Тоже много, но согласитесь — при 60%-ном снижении надзора «косячить» больше бизнес явно не стал. Так, может, проверки на качество товаров и услуг влияют не так уж и мощно?

54,7 % респондентов — это ИП, а 45,3% — юридические лица. Что касается видов деятельности, то настроение явно формирует торговля: почти четверть опрошенных — топ-менеджеры предприятий розницы. Для сравнения, промышленников здесь всего 8,3%, что печалит — производители наше всё, и их мнение могло быть ключевым! Строителей и транспортников в опросе — 4,8% и 5% соответственно, бизнесменов сельского и лесного хозяйства — 4,1%...

Что интересно, по данным бизнес-омбудсмена Владимирской области Аллы Матюшкиной, во Владимирской области как раз торговля — главный жалобщик на административное давление (49,2% от общего количества обращений). Общепит заявляет о проблемах гораздо реже (11%), как и пассажиро- и грузоперевозчики (8,9%), сектор бытовых услуг (7,2%), обрабатывающие производства (5,1%), гостиничный и туристический бизнес (3,4%), сельское и лесное хозяйство (1,3%). Характерно, согласитесь.

Больше половины предпринимателей отметили, что общий объем административной нагрузки на их бизнес не превышает 10% от выручки. Но при этом на предложение оценить масштаб уплачиваемых предприятием налогов и страховых взносов в фонд оплаты труда около четверти респондентов сказали о 30% от выручки, что уже явно много — особенно для мелкого бизнеса с небольшими оборотами в несколько миллионов в год. Если правда, то «на жизнь и развитие» у такого «субъекта экономики» остается совсем немного.

Штрафов меньше, но лучше? На вопрос «где бизнесу жить хорошо?» или «где ему становится лучше?» Индекс отвечает однозначно: самый значительный рост показателей по снижению проверок и прочего административного контроля - у Калужской области, за год поднявшейся с 76-го до 4-го места, у Орловской — скачок с 63-го места до 20-го, у Москвы - с 42-го на 13-е.

Наша, Владимирская область тоже не аутсайдер: год назад была на 14 месте, сейчас — на 12-м. Тоже — пусть и скромная позитивная динамика налицо.

Причину недостаточного прогресса в аппарате бизнес-омбудсмена видят в том числе в не пропорциональной полномочиям ответственности должностных лиц, которые априори могут создать бизнесу проблемы на десятки и сотни тысяч рублей за одно административное нарушение, а сами — в случае своих нарушений - в 87% случаев отделываются предупреждением. Да и для остальных штрафы пустяковые - до 5 тысяч рублей.

Если смотреть по контролирующим ведомствам, то они сократили общее количество проверок и штрафов, но! Доля штрафов, наложенных без проверок, кое у кого в целом по РФ выросла. Например, у Роспотребнадзора — на 23% - и у МЧС — на 4%.

Конкретно во Владимирской области - картина с правильной динамикой в любом случае. МЧС и Росздравнадзор в подавляющем большинстве случаев обходятся предупреждениями (78,6% и 88,9% соответственно). Остальные штрафуют активнее. По суммам, например, Роспотребнадзор за прошлый год наложил 783 штрафа (на 11,46 млн рублей), тогда как год назад — 2679 штрафов почти на 19 миллионов. Ростехнадзор: 298 штрафов на 25,3 млн, год назад — 691 штраф на 44,8 млн. А вот у Россельхознадзора при снижении количества штрафов их сумма убавилась лишь на полмиллиона, от 22,4 млн рублей в 2019 году. Получается, штрафов меньше, но они больше?

Мы задали вопрос Алле Матюшкиной «какова доля тех, кто жалуется на административное давление, но сам в принципе не готов соблюдать правила (платить налоги, выполнять требования того же Роспотребнадзора и т.п.)?» и вот что услышали в ответ:

- Любую форму контроля бизнес считает проверкой со всеми административными, организационными, финансовыми рисками и издержками. Оценивая уровень «административного давления», предприниматель учитывает все виды взаимодействия с контрольными и надзорными органами, независимо от того, под какой закон они попадают. Но в 2020 году жалоб на проверки к уполномоченному поступило значительно меньше, чем в 2019 году. Впервые за последние годы мы фиксируем серьезное снижение объема обращений по этой теме. Полагаю, мораторий на плановые проверки и ограничение оснований для проведения внеплановых проверок помогли. Как реальные перемены во взаимоотношениях контрольно-надзорных органов и проверяемых. Кстати, по обращениям предпринимателей ко мне - факты несоблюдения обязательных требований выявлено в более чем 30%. Но это связано не только с уклонением от соблюдения норм закона, но и с правовой неграмотностью. Законодательство изменяется, бизнес не успевает вовремя реагировать на все новеллы. В рамках «регуляторной гильотины» сейчас идет масштабная работа по обновлению и систематизации обязательных требований — и, естественно, у бизнеса возникает много вопросов.

Вместо резюме. По закону предприниматель может обратиться к бизнес-омбудсмену и попросить его принять участие в выездной проверке его компании в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля. Целесообразно, по словам Матюшкиной, это делать, если проверка стартовали при отсутствии оснований (по мнению предпринимателя), если в ходе выездной проверки складывается конфликтная ситуация, если есть основания полагать, что в ходе назначения или проведения выездной проверки допускаются нарушения прав и законных интересов предпринимателя.

Языком цифр. 42 млрд рублей — таков общий размер административных штрафов в 2020 году, назначенных по делам об административных правонарушениях в сфере экономики, по данным Росстата России. Штраф-рекордсмен — за нарушение валютного законодательства: средний размер - почти 317 тысяч, общая сумма — 16 млрд.

Кстати... Жалуются бизнесмены не только на административное давление: 40,2 % предпринимателей заявили об увеличении налоговой нагрузки на компанию после отмены ЕНВД. 67,4% респондентов отметили рост своих затрат на услуги естественных монополий, а 45,5% - на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
32 минуты назад В Киржаче вынесли приговор члену банды вымогателей
В Киржаче суд вынес приговор члену организованной преступной группировки, сообщает Объединенная пресс-служба судов общей юрисдикции Владимирской области. На протяжении длительного времени мужчина занимался вымогательство…
вчера в 19:59 Житель Московской области обманул суздальскую пенсионерку на полмиллиона рублей
Мужчина использовал ставшую, увы, классической схем обмана - рассказал женщине о том, что ее внучка якобы стала виновницей аварии. Замять неприятности он предложил с помощью денег.