- Кстати, я уже был в Париже на Кубке Мира, в 17 лет, - говорит Александр. - Это был один из моих первых и престижных стартов. Я выступал со звездами, попал в финал и стал седьмым на брусьях. Когда вышел в зал – увидел два круга огромных трибун, 5 тысяч человек! В Париже гимнастику любят. Там у всех флаги, трещотки, дудки. Болельщики так громко кричат, что дух захватывает! Ничего не слышно. Разговариваешь с тренером и не слышишь ни себя, ни его. До этого был на Кубке Мира в Хорватии, где занял 2-е место на перекладине и 3-е - на брусьях. После Парижа у меня были травмы, перелом двух голеностопных суставов. Позже я переболел коронавирусом – несильно, но с потерей вкуса и запаха.
- Когда вы попали в сборную России?
- В 13 лет. Сначала были юношеские, затем молодежные турниры. В 16 лет получил серьезные травмы, восстанавливался больше года. В ногу поставили титановый шуруп в 4 см. Плюс операция на руке. Период был очень трудным. Числился в резерве основного состава сборной по спортивной гимнастике. Хотя результатов не давал. Ощущение было, что уже никто в тебя не верит. Помогла поддержка родителей – мамы Оксаны Геннадьевны, папы Николая Юрьевича и, конечно, тренера Игоря Николаевича Калабушкина. Он-то в меня всегда верил! Хотя изначально я хотел играть в футбол. Но в шесть лет в секцию не взяли, тренер сказал, чтобы через год приходили. И мама (это было в Иваново) решила дать мне возможность окрепнуть и отвела в гимнастический зал. А там я как начал заниматься - про футбол вообще не вспомнил ни разу. Первым тренером был Алексей Александрович Тикунов. Он как раз и сказал мне через три года занятий: «Надо ехать во Владимир!». Так в 9 лет я переехал сюда, ради школы спортивной гимнастики имени Николая Толкачева. Пришлось рано повзрослеть. Надо было самому заправлять кровать, стирать, готовить уроки. Но теперь Владимирская школа для меня – родная и самая лучшая! У нас классный коллектив, все друг друга уважают и поддерживают. Не забуду, как тепло меня встретили после Олимпиады. Директор, тренеры, ребята — все мне хлопали. Очень значимая поддержка!
(От редакции: Александр тренируется во Владимире 10 лет, уже принося славу нашему городу, но до сих пор живет на съемной квартире, собственной нет. Может, властям пора подумать о разрешении этой ситуации? Иначе сколько времени пройдет до того момента, как другие гимнастические города и регионы оценят перспективы и предложат спортсмену куда лучшие условия для жизни?).
- Как проходил отбор на игры? Верил, что это возможно?
- Очень трудно. Подготовка к соревнованиям длится месяц-полтора. Неважно, это чемпионат Европы или Олимпийские игры. Первый раз я понял, что могу попасть на Олимпиаду в Токио, когда, переболев ковидом, поехал на чемпионат России-2020 и занял первое место. Начал работать сильнее. На втором чемпионате России в 2021 году в многоборье обошел Артура Далалояна и Артура Белявского. Потом на Чемпионате Европы не хватило буквально двух-трех десятых, чтобы выйти в финал. Затем был кубок России весной 2021 года, где я стал вторым после Никиты Нагорного. После этого меня взяли в состав команды для выступления на Олимпиаде в Японии. Но пришлось выступать лично, не в команде. Это ценный опыт. Первое выступление – на кольцах. Выступил достойно. В первый поток, по-нашему в 4 утра. Судьи судили строго. Обычно мне ставили за такое выступление 8,7 -8,8. А здесь – 8,5. Потом был прыжок – лучший за последнее время. На брусьях сделал все по максимуму и получил высокую оценку – 14,533. В финал, конечно, попасть было тяжело. Не попадали даже спортсмены с 15 баллами. Но это Олимпиада. Подвело упражнение на перекладине. Ни разу не падал на прикидках, во время тренировок. А здесь захотелось сделать лучше, чем могу. И во время комбинации «перелет Ткачева с поворотом» второй рукой попал на складку. Упал. Конечно, переживал. Опустошение пока не отпустило. Нужно время. На тренировки пока не хожу. Поправляю здоровье. Тренер сказал, я должен соскучиться по гимнастике.
- Двукратная олимпийская чемпионка, диктор Лидия Иванова во время квалификации мужчин в Токио отметила, насколько красиво сложен Александр Карцев. «Завидуйте, что у нашей спортивной гимнастики есть такой талантливый спортсмен из Владимира!» - сказала она на весь мир.
- Конечно, это приятно - слышать похвалу от такой прославленной спортсменки. Но я этому особого значения не придаю, нос задирать нет смысла. Никогда. И все же хороших эмоций такая оценка придает! Я буду рад, если меня будут поддерживать в соцсетях болельщики. Это очень приятно! Так что жду новых подписчиков!
- Что мешает и что помогает выступать?
- Мне на Олимпиаде мешало время. Я и дома-то не люблю тренироваться рано. А там было очень-очень рано. Плюс мешают усталость и травмы. Такого, что ты не хочешь хорошо выступить, не бывает. Ты всегда хочешь. Но если не выспался и все болит, то каждая тренировка – преодоление! Это дает результат. Для выступлений нужны отличная подготовка, вера в себя и в лучшее! Не надо никогда сдаваться! Кстати, после Токио я сделал памятное тату. Надпись в переводе с латыни означает: «Невозможное возможно!»
- Какую победу вы считаете самой главной?
- Они все дороги. Потому что не просто даются. Но зато отлично помню свое первое обидное поражение и собственное разочарование. Это было на первых в жизни соревнованиях. Мне было 7 лет. «Как же так, я тренировался и занял 7-е место?! - ревел я маме в жилетку. - Может, не надо мне сюда ходить?!». Но мама успокоила и объяснила, что такой результат на первом турнире – это хорошо.
- Увидела технику выполнения упражнений на коне у китайцев. Они летают! Тебе не хотелось поехать освоить технику куда-то в Китай или Японию?
- Было интересно за китайскими ребятами понаблюдать. Они отличаются от нас. Совсем другие! Но у нас своя техника. И свое тренеры, в которых мы верим. А я верю в своего тренера, Игоря Николаевича. У меня, если честно, очень тяжелый характер. Могу резко взорваться, вскипеть. А у него есть ко мне подход.
- Как относились к русским в Японии?
Замечательно! Ни одного плохого слова в наш адрес я не слышал. Только дружелюбие и положительные эмоции! Из Олимпийской деревни, правда, не выпускали. Условия проживания были скромные. На картонных кроватях не очень удобно спать. Зато столовая - огромная. И с кухнями всех стран мира, так что было из чего выбрать.
- За кого из нынешних олимпийцев болеете вы?
- За всех наших ребят. Но, поскольку я учился в одной школе вместе с Ангелиной Шкатовой, то за нее - особенно! Она большая умница.
- Какой-то талисман возили с собой?
- Я верующий человек. Так что всегда на выступления беру с собой икону Божией матери.