«Задача увеличения рождаемости стоит в полный рост. Исследователи этой проблемы утверждают, что спад рождаемости носит не только экономический, но и социальный фактор. В частности, ученые говорят о роли стресса, который влияет на репродуктивные желания и возможности молодежи. Чтобы решить этот вопрос, необходимо провести коррекцию подходов и инструментов работы с рождаемостью», — рассказал собеседник агентства.
Экономист заявил, что в первую очередь необходимо повлиять на осознание молодежью смысла деторождения. Сегодня процесс беременности, рождения и раннего воспитания считаются нетрудоспособностью, чуть ли не болезнью, за которую выплачивается «пособие». То есть устоявшийся подход молодым девушкам диктует точку зрения, что, забеременев, они утратят социальные возможности.
«Во-первых, необходимо коренным образом изменить эту точку зрения и условия, которые ее формируют. Молодая мама должна выполнять «общественный заказ» на нового члена общества и гордиться этим. А экономические условия должны этому способствовать. Во-вторых, необходимо уменьшить уровень общественной неуверенности в среде молодежи фертильного возраста. Как известно, молодежь считается одной из наиболее социально незащищенных слоев общества. Компетенции этой группы пока слабы, а значит, работодатель берет их на работу неохотно», — объяснил Заборцев.
Экономист считает, что нужно стимулировать сотрудничество между работодателями и учебными заведениями. Молодые мамы должны получать не только пособия на ребенка, но и обучающие программы, которые бы поддерживали и развивали их профессиональные навыки.
«В-третьих, это проблема стрессов. Стресс — нормальное следствие любой работы. Многие считают, что именно стрессы являются важнейшим стимулом развития личности. Социальная среда вокруг людей должна помогать им справляться со стрессом. Известно, что занятия спортом повышают стрессоустойчивость, поэтому необходимо развивать массовую культуру спортивных тренировок. Мода на правильное питание также будет благотворно влиять на процессы», — уверен Петр Заборцев.