И в этом сентябре новости по этим темам не заставили ждать: с первого числа российские школы начали работать по новым программам воспитания. За это активно выступала уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецов, многодетная мать, в семье которой воспитываются семеро детей, к инициативе которой прислушался президент – закон о воспитательной функции в школе был подписан им еще в июле 2020 года (у образовательных организаций был год на то, чтобы включить в свои образовательные программы рабочие программы воспитания и создать календарный план реализации).
- План воспитательной работы должен быть многокомпонентным: школа, семья, сфера допобразования, вопросы культурно-эстетического и спортивного развития должны выстраиваться в гармоничную систему, направленную на развитие ребенка. Образование – важный, но отнюдь не единственный аспект процесса развития и становления личности. Именно поэтому важно подключать еще ресурсы спорта, театра и кино, а также дополнительного образования, - расширяет идею Анна Кузнецова.
Здесь необходимо уточнение: школы без воспитания фактически никогда не существовало – эта функция всегда лежала на ней, просто ранее не была закреплена законодательно.
- Воспитание и раньше упоминалось в федеральном законе "Об образовании в РФ". Просто сейчас это понятие приобрело четкое определение. До недавнего времени многие школы писали свои воспитательные программы, исходя из собственных представлений. Не было единой стратегии, и вот сейчас она появилась, - рассказала Татьяна Шумилина, заведующая кафедрой педагогического менеджмента Владимирского института развития образования им. Л. И. Новиковой, кандидат педагогических наук, доцент, почетный работник образования.
Теперь воспитывать владимирских школьников будут с помощью вовлечения в социальные проекты, участия в спортивных мероприятиях и концертах, походов в театры и музеи, экскурсий, тренингов, тематических классных часов и многого другого.
- Для школ Министерством просвещения уже разработана удобная «шпаргалка» - примерная программа, которая работает по принципу «конструктора» и состоит из 11 компонентов: 6 обязательных и 5 вариативных (они зависят от возможностей школы). Среди них школьные проекты, дискуссионные клубы, праздники. А еще – культурные походы в театры и музеи, мероприятия с родителями и многое другое. Познакомиться с примерной программой можно на сайте фгосреестр.ру или на официальной интернет-страничке «родного» образовательного учреждения, - подсказала Татьяна Шумилина.
По словам эксперта, пилотная модель программы проходила тестирование более чем в 700 российских школах и получила положительный отзыв. Кстати, Владимирская область вошла в число пилотных регионов по апробации программы воспитания – участниками стали три городских и три сельских школы региона
Изменения в законе об образовании, по мнению детского омбудсмена Анны Кузнецовой, помогут решить и такую острую проблему, как школьный буллинг. Официальные данные свидетельствуют: более половины детей в России сталкиваются с травлей со стороны одноклассников, но только треть из них решается рассказать об этом. Вовлекая детей в творческие процессы, объединяя их общей деятельностью и уделяя больше внимания на развитие каждого ребенка в коллективе в рамках внеклассной деятельности, эту проблему возможно нивелировать.
Помимо прочего есть еще одно предложение - внедрить в школьную программу новую дисциплину – семьеведение. Ее будут преподавать в рамках существующих гуманитарных предметов. Проект уже успешно реализуется в 60 пилотных регионах, в настоящий момент прорабатывается вопрос о создании соответствующего учебника.