Появление Госдумы.
Государственная дума в Российской империи родилась на волне революционной волны, по царскому Манифесту от 6 августа 1905 года. Так в системе власти появился законодательный орган представителей от народа.
Теоретически Дума созывалась «по особому Высочайшему Повелению и состояла из членов, избираемых населением Государства, сроком на 5 лет». Но первые составы ГД проработали лишь по несколько месяцев.
Тогда выборы депутатов проходили по сословиям (или «куриям») - землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. На первых выборах в куриях избирали выборщиков, а уже из их числа - депутатов. Причем, для первых двух курий выборы были двухстепенные, для третьей — трехстепенные, для четвертой — четырехстепенные.
Был тогда в законодательной системе также Государственный Совет, который с 1906 года играл роль верхней палаты парламента - для сдерживания либеральных настроений Думы. Половину состава Госсовета назначал царь, а половину избирали по куриям.
Появились легальные политические партии. Правда, очень трудно сегодня представить партийный расклад тех лет, но уже были левые, умеренные и правые. Например, леволиберальные взгляды представляли сторонники «Партии народной свободы» (или конституционные демократы - кадеты). Консервативными были либералы из партии «Союз 17 октября» (или октябристы, выражавшие взгляды предпринимателей и чиновников). В названии этой партии дата — 17 октября 1905 года, когда вышел царский Манифест, даровавший ряд прав и свобод. На крайнем левом фланге были социал-демократы и эсеры (правда, они бойкотировали выборы в Первую Думу). На правом фланге действовал промонархический и националистический «Союз русского народа», который его соперники называли черносотенным. Но были и беспартийные кандидаты. Власть без явного вмешательства пыталась не допустить в Госдуму особо «горячие головы». Также появились партийная пресса и предвыборная агитация. Возник и негатив тогдашних «политтехнологов» - откровенные «фейки», порча агитплакатов, сатира на уровне оскорблений.
Батюшку записали в социал-демократы.
Яркий факт информационного фейка, о котором уже рассказывали «ВВ», отмечался в связи с участием в думских выборах духовенства. Сегодня православная церковь отказалась от выдвижения священников в Госдуму. А тогда это очень даже приветствовалось.
По замыслу центральной власти, духовные лица должны были показать пример высокоморального и умеренного поведения в законотворчестве. Священники были и среди выборщиков, и среди депутатов. Но их либеральные оппоненты не дремали. Отсюда скандальная информация от 29 сентября 1907 года в общероссийской газете «Свет»: «Среди избранных бывший губернатор Калачев. Один священник, выбранный в Суздале, объявил себя социал-демократом». Но губернатора Калачева в нашей губернии отродясь не было! А какой шок пережил вполне реальный священник села Глебовское Суздальского уезда отец Павел Харизоменов — выборщик, которого газета без основания причислила к социал-демократам!
Архиепископ Владимирский и Суздальский Николай тогда потребовал от священника объяснить, где и когда тот «имел неосторожность объявить себя социал-демократом». Отец Павел в ответ клялся: «Нигде ни перед кем я себя социал-демократом не объявлял, теорий всех левых партий не разделяю; во главу политики ставлю слова Христа Спасителя: «ищите прежде царства Божия и правды Его и сия вся приложится вам»; религия Христианская Православная должна быть, по моему убеждению, краеугольным камнем при переустройстве нашего государственного организма».
Мало того — отца Павла Харизоменова «прописали» еще в местной кадетской газете «Владимирец»: «Выборы землевладельцев ознаменовались схваткой предводителя дворянства С.С.Рагозина с избранным единогласно в выборщики в Государственную думу священником о. Харизоменовым. Первый сшиб с последнего шапку». Рагозин уверял , что и этого не было. Даже обратился к судебному следователю с требованием привлечь редактора газеты «за клевету в печати, т.к. корреспонденция совершенно ложна».
Тем временем, сторонники соперничающих партий обвиняли друг друга в порче предвыборных афиш. Кадеты жаловались на административное давление (обыски,аресты тиражей газеты и т.д.) в интересах соперников...
Единственным священнослужителем, избранным в дореволюционную Госдуму от Владимирской губернии стал протоиерей из Юрьев-Польского Александр Знаменский. Про него губернатор Иван Сазонов, отправлявший «наверх» характеристики на депутатов, писал: «...Деятельный и энергичный, пользуется уважением среди горожан». В составе третьей Думы, работавшей с 1907 по 1912 год, протоиерей Знаменский был товарищем (то есть заместителем) председателя комитета по делам православной церкви и товарищем секретаря комитета по народному образованию.
Владимирские думцы.
Все четыре созыва Думы до революции отличались по партийному и социальному составу. Обычное представительство Владимирской губернии в каждом созыве составляло 6 депутатов.
В числе выборщиков было много крестьян. Поэтому накануне первых выборов МВД разослало земским начальникам инструкцию: «Вести с крестьянами частные собеседования, разъясняя им, что участие в выборах не есть какое-нибудь право или вольность, а обязанность верноподданного. При сем разъясняя населению программы различных партий, земские начальники обязаны разъяснить крестьянам всю неосновательность программ, клонящихся к изменению основного государственного строя».
Выборы в первую Думу, успевшую проработать только 72 дня (с 27 апреля по 8 июля 1906 года), показали популярность кадетов. От Владимирской губернии было избрано трое кадетов — хирург Иван Алексинский, сын директора стеклозавода в селе Дубасово Михаил Комиссаров и юрист Кирилл Черносвитов. Также первыми думцами стали вязниковский фабрикант Александр Демидов (от «Союза 17 октября»), крестьянин Федор Баринов и рабочий Василий Лебедев. Всего до революции Государственную Думу удалось избрать четыре раза.
Несомненный «рекорд» по количеству побед на думских выборах в губернии принадлежал юристу и общественнику, большому поклоннику велосипеда (даже на вокзал для проводов в Думу приезжал на велике!) кадету Черносвитову. Его владимирцы неизменно избирали в три созыва. Он прошел и в четвертый, только тогда ему пришлось выдвигаться в депутаты от Ярославской губернии, используя землевладение в том регионе.
Действовали в то время губернский и уездные избиркомы, следившие за соблюдением правил на выборах. Руководителем «Владимирской губернской по делам о выборах в Государственную думу комиссии» в течение всех четырех созывов был один и тот же человек - председатель окружного суда действительный статский советник Арсений Снопко. Кстати, члены комиссии работали, не получая за это денег.