Если раньше на припаркованные у многоэтажек фуры особо не обращали внимания, то сейчас — после всех нацпроектов, грандиозных трат на «благоустройство», «комфортную городскую среду» и «экологически чистую зону» - большегрузы стали явно нежелательными гостями спальных (и не только) районов.
Борьбу с ними ведут на разных фронтах. Города поменьше строят объездные дороги, чтобы ограничить поток хотя бы транзитного транспорта. «ВВ», например, недавно рассказывали о спорах вокруг таких проектов во Владимире и Киржаче. В столице и других городах-миллионниках идут ещё дальше: формируют грузовые каркасы и жилые зоны. По каркасу можно ездить свободно, а вот в жилую зону большегруз пустят только для обслуживания предприятий.
Владимир для таких радикальных мер, конечно, маловат. Пока что городу хватает знаков, ограничивающих движение грузового транспорта по некоторым улицам, например, в историческом центре. Но при этом катастрофически не хватает правил, которые бы регулировали не проезд этих самых фур, а их…парковку. Пока власти так сильно озабочены, как бы увести фуры подальше из города, они уже давно расположились прямо под нашими окнами во всех спальных районах. В проблеме разбиралась корреспондент “ВВ” Алина Фадеева. Фото Натальи Лариной.
ПДД тут бессильны?
Жители юго-западного района (Дуброва) уже давно привыкли, что местные улицы в выходные превращаются в стоянку для фур. Не обошла стороной эта проблема и новый современный район ЮЗ-8. В субботу и воскресенье автомобилисты в основном выбирают левую полосу для движения – правая вся заставлена большегрузами.
Аналогичную ситуацию можно увидеть на многих городских улицах. В дни, когда водители грузового транспорта возвращаются в город из рейсов, обочины Тракторной, Егорова и Суздальского проспекта превращаются в один большой грузовой состав. Кстати, к загородным микрорайонам это тоже относится – на стоянки фур нам пожаловались в Юрьевце и Пиганово.
Законна ли такая стоянка? За разъяснительным комментарием мы обратились к старшему инспектору ГИБДД по городу Владимиру Валерьяну Ширукову. Оказалось, что штрафовать большегрузы не за что. Если водитель припарковал свой грузовой автомобиль, соблюдая правила ПДД, то сотрудникам ДПС нечего ему предъявить. Другое дело, если водитель нарушил зону въезда грузового транспорта или встал под знак, но эти правила обычно нарушают редко.
В то же время ещё зимой ГИБДД всё же могло штрафовать любителей бросить фуру на обочине. Дело в том, что холодный сезон-2021 года принёс так много снега, что, по указу губернатора, никто не имел права препятствовать снегоуборочным машинам. Но тогда штрафовали всех водителей без разбора, ведь легковушки в этом случае ничуть ни лучше большегруза.
Жалобы по заявкам. Но если вопрос находится вне компетенции ГИБДД, неужели с заставой из фур придётся мириться? Как оказалось, нет! Согласно пункту 10.5 Решения Совета народных депутатов города Владимира от 27.07.2017 года №104 «Размещение и стоянка грузового автотранспорта, в том числе частного, допускается только в гаражах, на автостоянках или автобазах». Правда, с небольшой оговоркой – только в ночное время. То есть утром оставить рядом с вашим домом свою фуру может любой желающий, но вот с 10 вечера до 6 утра улицы Владимира должны быть чистыми. Следует сказать, что большинство водителей паркуют свои большегрузы «под окнами» именно на ночную стоянку, потому что вернулись домой на выходные.
Если есть закон, значит должен быть и орган, который будет следить за его исполнением. Мы обратились в государственную инспекцию административно-технического надзора администрации Владимирской области, так как именно в их компетенции находится контроль за устранением нарушений норм и правил, установленных областным законодательством и муниципальными правовыми актами. Оказалось, что с фурами в инспекции не борются, потому что ...никто пока не жаловался! Не знали, что можно, или все-таки фуры не мешают?
“Из всех жалоб по транспорту, которые к нам поступают, около 98% касаются парковки на газонах. О парковке большегрузного транспорта не было не одного обращения граждан”, - сказал нам начальник инспекции Виктор Придыбайло.
Сейчас «Влададмтехнадзор» может работать только по обращениям граждан, так что пока нет этих самых обращений, нет и реакции. Впрочем, нам посоветовали обратиться в городскую администрацию, ведь и там наверняка следят за исполнением муниципальных правовых актов. Но в ответ на наш вопрос, занимаются ли отслеживанием ситуации с парковкой фур в городе, нам лишь предложили написать официальный запрос, чтобы разобраться, в ведении какого из многочисленных отделов мэрии вообще находится эта проблема. Вывод один – властей фуры мало заботят, впрочем, как и жителей, которые либо не знают, что можно жаловаться, либо знают, но не делают этого. Кому же тогда нужно решение, за соблюдением которого никто не следит?
Нарушители поневоле. В поисках ответов мы обратились к местному водителю большегруза Александру. Как оказалось, не всё гладко и у них. Никто не против поставить фуру на специальную стоянку, только вот в городе таких - единицы, и все частные. Это значит, что за парковку придётся платить. Если водитель работает не на себя, а на частную компанию, то она обязана предоставить ему гараж или место для стоянки. Вот только и тут неувязка – часто такие остановочные пункты находятся за чертой города, поэтому водители оставляют свои большегрузы там только при длительной остановке на недели или месяцы. При таких нюансах единственным, что остаётся в случае «ночёвки», - поставить машину рядом с домом на проезжей части, тем более за это не штрафуют – ПДД водители не нарушают.
“Знаков нет, поэтому ставим. Муниципальных стоянок нет, а частные дорогие. Меня штрафовали за такую стоянку только один раз – во время действия указа губернатора зимой. Тогда после 23.00 никаких автомобилей на дороге не должно было быть. Но сейчас ГИБДД штрафовать нас не за что”, - рассказал Александр.
Но, видимо, некоторые водители всё равно предпочитают не рисковать и оставляют свои фуры на бесплатных парковках возле торговых центров. Такую, например, организовали на Егорова. Тут уже даже мэрия или «Влададмтехнадзор» не подловят. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.
Кладбище городских газелей. Конечно, таким «лайфхаком» пользуются далеко не все водители фур. В городе не везде есть такие комфортабельные парковки – вместительные и без охраны. Зато в этом плане намного проще «газелистам», на которых, кстати, решение Совета Народных депутатов тоже распространяется. Даже малый грузовой транспорт не может парковаться в ночное время на дороге – только на специальной парковке. Но правилом этим успешно пренебрегают. Более того, заходят ещё дальше – превращают в парковки своего рабочего автомобиля дворы жилых домов. При этом с января 2020 года в силу вступил приказ Министерства транспорта № 199, который поменял требования к парковке транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Документ запретил создавать парковки общего пользования для коммерческого транспорта в местах жилых застроек и оставлять автомобили юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в таких зонах. В приказе речь идет о городских поселениях и округах России, а также городах федерального значения - Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.
Чтобы убедиться в том, что приказ этот успешно игнорируется, достаточно просто выглянуть в окно. В каждом дворе можно найти хотя бы несколько газелей. Причём неудобствами от занимаемого парковочного места это соседство не ограничивается. Так я лично стала участником ДТП, которое произошло в моём дворе по причине пьяного водителя «газели», который просто не заметил мою машину, когда сдавал назад. Сколько таких случаев происходит за неделю, месяц, год? Статистику никто не подсчитывает, просто потому что «газели» во дворе, как и фуры на обочине, – какая-то сомнительная проблема, кажущаяся притянутой за уши до тех пор, пока она не коснётся лично вас.
Вы удивитесь, но вопрос остаётся открытым даже после того, как «газель» перестаёт быть на ходу. Ведь такую машину легче просто бросить все в том же дворе, где она будет ржаветь и гнить, чем утилизировать по правилам. На той же самой Егорова уже собралось целое кладбище таких машин, которые, как и большие боевые корабли, ещё хранят остатки «боевой славы» - в некоторых из них располагаются небольшие лавочки с фруктами и овощами местных бизнесменов. Вот вам и вторичное использование. Понятно только одно – место таким автомобилям только на свалке металлолома, но никак не на городской улице.
Так кто виноват и что делать? Пример Москвы показывает, что ждать федеральных распоряжений и их соблюдения можно очень долго. Гораздо эффективнее будет, если местное самоуправление возьмётся за комплексное решение вопроса – для начала хотя бы разберётся с нормативно-правовой базой вопроса и назначит определённое ответственное лицо, которое не пустит ситуацию на самотёк, а будет своевременно реагировать. Конечно, неплохо бы создать несколько муниципальных парковок для грузового транспорта, но это – в идеале. Всё-таки логичным будет, если о водителях позаботится их же работодатель и перенесёт парковки чуть ближе к месту проживания своих сотрудников. Очевидно, что город не должен обеспечивать комфортную среду для водителей большегрузов, но вот создать такую для своих жителей мэрия Владимира обязана.