На момент гибели в самом начале войны младшему сержанту Шмыгову было всего 20 лет. В кармане пилота поисковики обнаружили его комсомольский билет.
Как сообщает брестская газета “Заря”, информация о сбитом самолете поступила в отряд «Авиапоиск-Брест» еще шесть лет назад от жителя деревни Бадчи Леонида Гелаха. Мужчина сообщил поисковикам, что по рассказам его родителей в годы войны недалеко от деревни упал советский истребитель.
“Выехав с поисковиками в поле, Леонид Иванович приблизительно показал это место. Визуально участок падения было не определить. Ушедший на большую глубину в грунт самолет найти не просто, а специального оборудования в то время у отряда не было. В апреле 2017 года провели разведку местности, нашли несколько фрагментов от самолета, по которым установили, что принадлежат они не истребителю, а советскому скоростному бомбардировщику СБ. Точку тогда на карте пометили, а с подъемом решили повременить до того времени, как будут приобретены необходимая техника и приборы. И это время пришло", - рассказывает газета “Заря”.
В сентябре 2021 года поисковикам удалось обнаружить на месте предполагаемого падения самолета чушки авиационных бомб. После того, как прибывшая на место раскопа группа разминирования вывезла пять бомб, в раскопе были обнаружены фрагменты кабины стрелка, а под ними - мумифицированное тело с хорошо сохранившимися петлицами младшего сержанта на гимнастерке. По записям в найденном блокноте удалось установить, что бомбардировщик принадлежал 140-му скоростному бомбардировочному авиаполку.
В июне 1941 года полк базировался на аэродром Зубовка под Оршей. На вооружении полка были самолеты СБ и Пе-2.
Первые дни Великой Отечественной войны были трагическими для советской бомбардировочной авиации. Вынужденная действовать без разведки и прикрытия истребителей, она несла большие потери.
Выписка из оперативной сводки № 3 штаба 47-й смешанной авиадивизии за 24 – 25 июня: «140 сбап 24 июня 1941 с 17.55 до 18.05 последовательными ударами 2-х девяток атаковал колонну танков противника в районе: Грудополь, Мисловиды, Ивацевицы, мост через реку Щара. 8 самолетов 2 АЭ не возвратились на аэродром. 25 июня 1941-го 6 самолетами доразведка Картуз-Березы в период 12-16 часов последовательными ударами 2-х девяток атакованы танки и автомашины у станции Михалин, танки и пехота на автомашинах на шоссе восточнее Картуз-Березы, группу танков 5 км западнее Картуз-Березы. Потери за 24-25 июня – не вернулись на свой аэродром 15 самолетов. К 24 часам 25.6.41 части дивизии базируются на прежних аэродромах 140 сбап в составе 27 СБ на аэродроме Зубово, из них исправных 18, не исправных 9, в готовности 2».
По сохранившемуся комсомольскому билету поисковики установили, что погибший в небе Беларуси в далеком 1941-м летчик оказался уроженцем села Великодровский Гусь-Хрустального района, младшим сержантом Петром Александровичем Шмыговым. 81 год он считался пропавшим без вести.
Брестчане связались с российскими поисковиками Евгением Агафоновым - командиром поискового отряда «Небо Родины», и Дмитрием Артюхом из общественного объединения «Поисковое объединение «Часовые Памяти», и те в течение нескольких дней нашли родственников погибшего пилота.
– То, что будет установлена судьба еще одного воина, пропавшего без вести, то, что он будет похоронен с достойными его подвига почестями, все это заслуга не только поисковиков, – говорят бойцы отряда «Авиапоиск-Брест». – Это результат работы десятков людей, каждый из которых на своем месте в свое время внес свой вклад в одно общее дело. Это тоже наша с вами Победа!